Общественный сектор в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал ЭОС.docx

— 262.87 Кб (Скачать файл)

     Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

     Осуществление бюджетных расходов

     Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах  и нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности на оказание государственных  услуг. Эти нормативы устанавливаются  правительством.

     Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

     Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

     Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.

     Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

     Расходы бюджетов осуществляются в формах:

  1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  2. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
  3. трансфертов населению;
  4. бюджетных кредитов;
  5. субвенций и субсидий;
  6. инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  7. кредитов иностранным государствам;
  8. средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

     Получателями  бюджетных средств являются бюджетные  учреждения. Кредиты за счет бюджетных  средств могут предоставляться  юридическим лицам на основании  законов о бюджетах.

     Система доходов  государственного бюджета

     Понятие и виды государственных доходов

     Государственные доходы — это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

     Виды  государственных доходов

     Согласно  ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

     В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

     Согласно  ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета  зачисляются собственные налоговые  доходы федерального бюджета, за исключением  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы  Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают  собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

     Согласно  ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетам.

     Согласно  ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные  бюджеты полностью поступают  доходы от продажи и использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

     Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

  1. налогов;
  2. неналоговых доходов;
  3. доходов целевых бюджетных фондов.

      К неналоговым доходам относятся  доходы:

  1. от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  4. в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  5. иные неналоговые доходы.

     В систему налоговых платежей в  государственный бюджет включаются: налоги прямые и косвенные налоги.

     В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес  занимают налоговые доходы (рис. 3):

      Рис. 3. Структура доходов госбюджета по источникам

     Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

     Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

     Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

     К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

     Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

     Налоги  делятся на федеральные, региональные и местные

     К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные полшины и сборы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

     Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара,т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость. Механизм взимания НДС можно проиллюстрировать на примере взимания НДС с продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности (табл. 1):

     

    Система расходов государственного бюджета.

     Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества.

     Расходование  средств государственных бюджетов производится по направлениям и в  размерах, определяемых федеральным  законом, законами и другими нормативно-правовыми  актами субъектов госвласти. Расходы  государственного бюджета могут  быть классифицированы по различным  признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.

     Из  федерального бюджета финансируются  следующие расходы:

  1. содержание органов власти;
  2. национальная оборона;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование реального сектора;
  5. образование госрезервов;
  6. обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  7. регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

     К расходам, финансируемым совместно  из госбюджета, федеральных и муниципальных  бюджетов, можно отнести:

  1. господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. науку и социально-культурные мероприятия.

Основной  принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим  уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы  делятся на текущие и расходы капитального характера.

Текущие расходы — это:

  1. содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  2. текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  3. отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  1. новое строительство;
  2. реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  1. социальные расходы;
  2. военные расходы;
  3. содержание судебной системы;
  4. образование и здравоохранение.

      С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различные виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

     Инструментом  обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информации о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.

Информация о работе Общественный сектор в экономике