Общественный сектор в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал ЭОС.docx

— 262.87 Кб (Скачать файл)

     В различных странах масштабы и  границы бюджетного сектора существенно  отличаются. Более того, они могут  меняться с течением времени, например при проведении политики национализации, или приватизации отдельных секторов экономики. Но для каждого периода  они должны быть известны и законодательно закреплены. Государственная политики должна рассматриваться налогоплательщиками  как легитимная, а это предполагает четкое понимание того, на какие цели и в каком объеме расходуются средства бюджета. 

     2.2 Сравнительная   характеристика использования  ресурсов общественного  сектора в рыночной  и переходной экономике 

     В соответствии с критериями экспертов  Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

     Задачи  реализуют цель переходной экономики - создание рыночной экономической  системы. Они обусловлены чертами  централизованно управляемой экономики:

     1. Супермонополизм - сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения - стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

     2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК - основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

     3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.

     4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

     5. Низкий жизненный уровень: в РФ - 2% богатых, 87% бедных; в США - 2% богатых, 80% - средний класс.

     6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

     Экономической основой плановой экономики выступает  государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным  банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.

     Переходный  период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлилась на протяжении десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны.

     В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные  позиции. Первая исходит из того, что  до прихода Горбачева трудности  социалистической системы не свидетельствовали  о ее нежизнеспособности. Политически  и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.

     С позиций второй точки зрения, командная  экономика нежизнеспособна, она  существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и  низкого уровня жизни, ее недостатки системны.

     К числу внешних причин падения  централизованно управляемой экономики  относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в  афганской войне, падение цен  на нефть, повышение уровня жизни  в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла  просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.

     Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической  системы. Она характеризуется следующими чертами:

     - экономическая основа - частная собственность  в многообразных формах;

     - форма движения - регулируемый рынок;

     - банковская система - коммерческие  банки во главе с Центральным  банком;

     - ценообразование - свободное с  рядом фиксированных цен.

     Создание  рыночной экономической системы - это  целевая установка переходного  периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих  задач:

     1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).

     2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах инфляции - ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).

     3. Ликвидация мягких бюджетных  ограничений - финансовой поддержки  предприятий, не возврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных  ограничений.

     4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.

     5. Структурная перестройка, повышение  удельного веса второго подразделения,  достижение конкурентоспособности  продукции.

     6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).

     К числу методов решения задач  переходного периода относятся:

     1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение  инфляции и насыщение рынка,  которая включает:

     - либерализацию цен;

     - минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);

     - удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);

     - введение внутренней конвертируемости национальной валюты;

     - сдерживание роста доходов.

     2. Преобразование форм собственности:

     - приватизация (реституция - возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);

     - снятие ограничения для развития частного сектора.

     3. Изменение структуры экономики:

     - антимонопольная политика;

     - конверсия;

     - механизм банкротства;

     - интеграция в мировой рынок.

     Специфика переходной экономики проявляется  в ее особенных чертах:

     1) Перманентное реформирование, т.е.  проведение экономической реформы.  Экономическая реформа - сознательно  проводимое преобразование, направленное  на изменение существующих экономических  отношений. Причины экономических  реформ в разных странах различны - изменение объективных условий,  политических сил у власти, неэффективность  ранее используемых инструментов  достижения хозяйственных или  социальных целей. Их необходимость  возникает регулярно, они обычно  не затрагивают глубинных основ  системы. Другой характер носят  реформы, стремящиеся к преобразованию  системы в целом, они более  длительны.

     Первая  треть 20 века характеризовалась усилением  государственного вмешательства в  экономику, разброс форм которого изменялся  от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической  теории этот период характеризуется  как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий  и исходила из того, что рынок  неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался  период экономических реформ, смысл  которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной  Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.

     2) Экономический кризис - трансформационный  спад (Корнаи), его особенности:

     - кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли  экономики, его уровень критический,  причем, кризис становится самоуглубляющимся;

     - долговременный (девять лет);

     - рабочая сила и капитал только  начинают высвобождаться из устаревших  отраслей;

     - его степень не соответствует  трансформационному спаду, а является  следствием ряда отклонений российской  экономической политики от мировых  рыночных стандартов:

     - боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);

     - установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;

     - распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;

     - установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);

     - введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;

     - нестабильность экономической и политической системы.

     Стабильность (устойчивость) экономической системы  определяется:

     1. Нагрузкой - оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.

     2. Структурой системы - т.е. системой производственных отношений - ломается старая - плановая экономика и строится новая - рыночная.

     3. Жесткостью - способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.

     4. Несовершенствами системы - отклонениями  от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.

     Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень  потребления (нагрузка) уменьшается (потребление  мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние  экономической системы можно  охарактеризовать как запредельное.

     Анализируя  характер противоречий современной  экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой  двойственности Гегеля, основным противоречием  переходной к рынку экономики  следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое  разрешается в процессе борьбы между  ними. Однако, отказываясь от политического  понятия борьбы, можно сказать, что  эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической  природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального  функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.

     Основные  противоречия переходной экономики  обусловлены существованием следующих  главных препятствий на пути становления  рыночной экономики:

     1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) - 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.

     2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству  надо заменить новой экономической  психологией, совместимой с принципом  свободы предпринимательства, глубокой  дифференциацией доходов, верой  в личные силы.

Информация о работе Общественный сектор в экономике