Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39
В
различных странах масштабы и
границы бюджетного сектора существенно
отличаются. Более того, они могут
меняться с течением времени, например
при проведении политики национализации,
или приватизации отдельных секторов
экономики. Но для каждого периода
они должны быть известны и законодательно
закреплены. Государственная политики
должна рассматриваться
2.2
Сравнительная
характеристика использования
ресурсов общественного
сектора в рыночной
и переходной экономике
В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.
Задачи
реализуют цель переходной экономики
- создание рыночной экономической
системы. Они обусловлены чертами
централизованно управляемой
1. Супермонополизм - сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения - стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК - основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
5. Низкий жизненный уровень: в РФ - 2% богатых, 87% бедных; в США - 2% богатых, 80% - средний класс.
6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.
Переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлилась на протяжении десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны.
В
определении причин краха тоталитарных
режимов сложились две
С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.
К
числу внешних причин падения
централизованно управляемой
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
- экономическая основа - частная собственность в многообразных формах;
- форма движения - регулируемый рынок;
- банковская система - коммерческие банки во главе с Центральным банком;
- ценообразование - свободное с рядом фиксированных цен.
Создание рыночной экономической системы - это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:
1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах инфляции - ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
3.
Ликвидация мягких бюджетных
ограничений - финансовой поддержки
предприятий, не возврата
4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
5.
Структурная перестройка,
6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).
К числу методов решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
- либерализацию цен;
- минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);
- удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);
- введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
- сдерживание роста доходов.
2.
Преобразование форм
- приватизация (реституция - возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);
- снятие ограничения для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
- антимонопольная политика;
- конверсия;
- механизм банкротства;
- интеграция в мировой рынок.
Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:
1)
Перманентное реформирование, т.е.
проведение экономической
Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.
2) Экономический кризис - трансформационный спад (Корнаи), его особенности:
-
кризис носит всеобщий
- долговременный (девять лет);
-
рабочая сила и капитал только
начинают высвобождаться из
-
его степень не соответствует
трансформационному спаду, а
- боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);
- установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;
- распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;
- установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);
- введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;
- нестабильность экономической и политической системы.
Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:
1. Нагрузкой - оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.
2. Структурой системы - т.е. системой производственных отношений - ломается старая - плановая экономика и строится новая - рыночная.
3. Жесткостью - способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.
4.
Несовершенствами системы - отклонениями
от нормы, ослабляющими
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное.
Анализируя
характер противоречий современной
экономики переходного периода,
следует учесть, что на смену диалектики
двойственности приходит диалектика множественности.
Поэтому по аналогии с диалектикой
двойственности Гегеля, основным противоречием
переходной к рынку экономики
следовало бы считать противоречие
между государственным и
Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) - 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.
2.
Антикапиталистическая