Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39
Результаты
проведенного анализа доходов
Оценка
степени размера общественного
сектора экономики
Результаты
сопоставления объема доходов федерального
бюджета Российской Федерации и
объема ВВП показали в свою очередь,
что, несмотря на существующие колебания
(обусловленные разными
Таблица 1- Соотношение ВВП и доходов федерального бюджета
Российской Федерации за период с 1999 г. по 2003 г.
Год | ||||
Показатель | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
ВВП, в % к предыдущему году | 100 | 110 | 105,1 | 104,7 |
Доходы федерального бюджета РФ в % к ВВП (без ЕСН) | 6,33 | 15,5 | 17,6 | 17,2 |
Источник: по данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики.
При анализе расходов государства в качестве основных направлений были выделены расходы, связанные с государственным управлением, обеспечением национальной безопасности страны (национальная оборона, правоохранительная деятельность). Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий), финансированием приоритетных социальных отраслей (образование, здравоохранение и физическая культура). Расходы на государственное управление составили в среднем около 2,74 % за период с 1999 г. по 2003 г., на обеспечение национальной безопасности страны - 26,59 %, на финансирование приоритетных социальных отраслей - 11,79 %.
Развитие
общественного сектора
Резкий
рост цен на нефть в последние
годы определил рост доходов российского
бюджета, что, в свою очередь, позволяет
повысить расходы в абсолютном измерении.
Проблема заключается не в росте
доходов бюджета, а оценке возможных
последствий снижения цен на нефть.
Например, по мнению некоторых российских
экспертов, в начале 2004 г. нефтяной сектор
российской экономики определял
до 25 % ВВП России. Рост цен до 50 долларов
за баррель позволяет
Другим
возможным негативным последствием
данных тенденций может выступать
невозможность резкого снижения
расходов государства в случае неожиданного
сокращения доходов государственного
бюджета. Это обусловлено различными
причинами, но в качестве основного
фактора может выступать
Второй проблемой является проблема обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов, выделяемых на обеспечение национальной безопасности государства. Следует отметить, что, несмотря на их высокий удельный вес (около 27 % от всех государственных расходов Российской Федерации в 2003 г.), существует еще огромное количество нерешенных задач в этой области. К ним можно отнести устаревший парк техники, отсутствие опытного персонала, проблемы координации между различными властными институтами.
К
третьей проблеме можно отнести
необходимость повышения
Другой
важной проблемой развития бюджетной
составляющей общественного сектора
выступает проблема эффективного управления
государственным долгом. Следует
отметить, что именно от эффективности
решения данной задачи зависит способность
государства обеспечить в необходимом
объеме финансирование приоритетных социальных
отраслей. В целом на обслуживание
государственного долга за период с
1999 г. по 2003 г. использовалось в среднем
до 9 % от всех расходов государственного
федерального бюджета. Одним из критериев
оценки эффективности управления внешним
государственным долгом страны может
выступать соотношение объема внешнего
государственного долга государства
к объему золотовалютных резервов страны.
Например, по сообщению Департамента
внешних и общественных связей ЦБ
РФ, по состоянию на 24 сентября 2004 г.
соответствующий объем
При
существовании положительной
Таким
образом, развитие общественного сектора
экономики России, определяющее социально-экономическое
положение страны в целом, будет
зависеть от решения в среднесрочной
перспективе таких задач как
снижение зависимости поступления
финансовых ресурсов в государственный
бюджет от возможных колебаний на
мировых рынках сырьевых продуктов,
эффективное использования
Оценка
общественного сектора
Данные, указывают, что численность населения России за период с 1989 г. по 2002 г. сократилась на 1,8 млн. человек, при этом естественный прирост населения составил - 7,4 млн. человек, а миграционный прирост + 5,6 млн. человек.
По
результатам проведенной
В
2004 г. средняя ожидаемая
Другим
направлением оценки текущего состояния
общественного сектора
Следует отметить, что в конце ХХ в. государство усилило контроль за состоянием и эффективностью функционирования государственной собственности, что положительно отразилось на доходах федерального бюджета от ее использования. Например, доходы федерального бюджета от использования федерального имущества за период с 1999 г. по 2002 г. увеличились более чем в 3 раза, а по сравнению с 1997 г. - почти на 5000 %.
Таким
образом, в качестве положительных
тенденций развития общественного
сектора экономики России выступает
усиление его роли в экономике, повышение
эффективности использования
Заключение
Последовательное экономическое развитие происходит в условиях сочетания в современной переходной экономике глобальных трансформационных процессов — перехода от индустриального общества, научной парадигмой которого является вещественное богатство и его производство, к постиндустриальному, парадигмой которого становится человек с его способностями и потребностями. Общественный сектор — важнейший компонент современной экономики, результатом функционирования которого выступают социальные блага. С ростом объема и разнообразия, общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к общественной самостоятельности и инициативе личности институциональная организация общественной экономики стала более сложной. Сегодня функционирование общественного сектора экономики следует рассматривать, как взаимодействие государственных и некоммерческих структур, в основе деятельности которых лежит продуцирование общественных благ.
Масштабы общественного сектора следует оценивать в соответствии с его институциональной структурой: спросом на общественные блага и их иерархией, а также учитывать финансовые ресурсы, аккумулирующиеся в секторе. Как показал анализ мировой практики развитых стран, общественный сектор имеет объективные тенденции к расширению, заключающиеся в усиление циклов политической конъюнктуры, росте интересов бюрократии, наличии масштабов провалов рынка и перераспределительных программ.