Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
Основная цель состоит в исследовании зарубежного опыта, возможности его адаптации к России и в определении направлений формирования действенной системы поддержки отечественного малого бизнеса, определение перспектив развития предпринимательства в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
•Изучить и описать предпринимательства в зарубежных странах;
•Выполнить сравнительный анализ предпринимательства в зарубежных странах и в России
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике.
1.Основные теории фирмы………………………………………………………...5
2.Предпринимательство, как форма рыночной хозяйственной деятельности…9
Глава 2. Предпринимательство в зарубежных странах
2.1 Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах………………..13
2.2 Отличительные особенности развития предпринимательства за рубежом…16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.
3.1 Использование зарубежного опыта в предпринимательстве России………..19
Выводы и предложения……………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………………29
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
наименьшие -1-24 занятых;
малые - 25 - 99 занятых;
промежуточные - 100 - 499 занятых;
крупные - 500 - 999 занятых;
крупнейшие - 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).
В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.
3.1 Использование зарубежного опыта в предпринимательстве России
Для оценки возможностей повышения темпов развития предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление
включает создание действенных финансово-
Если индивидуальные
предприятия в основном развиваются
за счет собственных средств, то для
более крупных предприятий
В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому.
Итак, одним из наиболее
важных направлений государственной
поддержки я является льготное кредитование.
Поэтому законом Российской Федерации
«О государственной поддержке
Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
Для того чтобы превратиться
в основу экономического роста, как
предполагает правительственная программа,
малое и среднее
С этой точки зрения сравнение с Западной Европой и некоторыми странами Азии, безусловно, не в пользу России. Там малые предприятия дают в среднем половину годового валового внутреннего продукта, и России - приблизительно десять процентов. И хотя ряд существенных дополнительных мер уже прорабатывается, важно понять, что только пониженное налогообложение не произведет революции ни в малом, ни в среднем предпринимательстве. Возможно, одни производства выйдут из тени, другим удастся лучше закрепиться на рынках. Не исключено, что это будут тысячи или даже десятки тысяч предприятий. Тем не менее, экономический эффект только от одного этого в масштабах страны не может быть большим. Он не приведет ни к массированному наращиванию внутреннего валового продукта, ни к сокращению экономического разрыва между Россией и развитыми странами.
Малому и среднему бизнесу в России остро требуется инфраструктура роста, которая включает в себя кредиты, информацию, кадры, доступ к необходимым финансовым ресурсам. Только в этом случае произойдет переориентация на новые сферы деятельности. А с учетом того, что Россия стремится стать полноценным участником мировой экономики, нормально развивающемуся бизнесу необходимо научиться показывать рынку свою «прозрачность», входить в «листинг» зарубежных фондовых бирж - там, как известно, сравнительно успешно добываются значительные финансовые средства и находятся перспективные партнеры.
По мнению самих представителей предпринимательства, до самого последнего времени на фоне деклараций о необходимости развития малого и среднего бизнеса в последнее время происходит его методичное уничтожение. Попытки навести порядок в сфере предпринимательства с помощью силовых ведомств обернулись еще большим беспорядком - использованием расширенных полномочий «силовиками» и отдельными категориями чиновников для собственного обогащения.
Избирательное действие законов стало носить еще более выраженный характер. Те предприниматели, которые пытаются хоть как-то соблюсти законодательные требования, становятся совершенно неконкурентоспособными по сравнению с теми, для кого эти законы не существуют.
Итогом этого является стремительный рост коррупции на всех уровнях при снижении деловой активности и растущей монополизации бизнеса на фоне обнищания населения, сокращения рабочих мест и оскудения рынка.
Только закаленные бизнесмены, за многие годы создавшие себе «резервный фонд» в виде огромного опыта, капиталов и связей, имеют в настоящее время шансы сохранить свое дело. А начать его с нуля стало очень сложно.
Такая ситуация приводит к тому, что предприниматели отказываются от реализации перспективных проектов, имея все возможности для их осуществления, ведут бизнес в полсилы, обеспечивая себе минимальный уровень потребления. Они не видят перспектив в развитии, так как не хотят дожидаться, когда их качнут разорить по заказу конкурентов или отнимать приглянувшийся бизнес.
Нынешний уровень требований государства к бизнесу абсолютно не реалистичен. Никакие карательные меры не заставят людей работать на собственное разорение, платя непосильные налоги.
Коммерсантам надо дать шанс стать законопослушными - снизить налоги, провести реальную и разумную экономическую амнистию. Иначе о становлении среднего класса в стране придется забыть на многие годы.
Политикам необходимо решительным образом воспрепятствовать окончательному закабалению наиболее активной и самостоятельной части общества. Власть должна дать возможность людям самостоятельно позаботиться о себе и своих близких, создав прибыльное дело, и оградить их от произвола чиновников.
Вероятно, решение этих вопросов можно было бы поручить отдельно созданному федеральному министерству. В настоящее время проблемами малого предпринимательства занимается Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, тогда как целесообразно эти проблемы разделить. Для того чтобы последовал прорыв, необходимо сформировать министерство, которое будет заниматься только этими проблемами. Считается, что создавать министерство, значит, увеличивать число чиновников. Но надо не набирать новых, а забрать уже имеющихся - с их функциями - из тех министерств, которые занимаются проблемами малого бизнеса. Так, например, в Министерстве малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) служба занятости объединена с системой развития и поддержки бизнеса. Й это рационально. Ведь рабочие места создаются в основном за счет разных форм бизнеса.