Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:50, курсовая работа
Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на различных территориальных уровнях.
Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Методологические основы социально – экономического прогнозирования
1.1 Основные понятия и определения…………………………………………….5
1.2 Задачи и функции прогнозирования…………………………………………..7
1.3 Классификация прогнозов……………………………………………………...7
1.4 Классификация объектов прогнозирования………………………………....9
1.5 Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования……...11
1.6 Моделирование объектов прогнозирования………………………………...12
ГЛАВА 2Методы прогнозирования и структура прогнозов
2.1 Основные принципы и методы социально - экономического прогнозирования…………………………………………………………………...14
2.2 Структура и классификация прогнозных моделей……………………….17
2.3 Структурные элементы и этапы разработки комплексных
социально-экономических прогнозов……………………………………………21
ГЛАВА 3 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации
3.1 Сущность государственного прогнозирования социально-экономического развития страны…………………………………………………………………26
3.2 Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации надолгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу………………………………………………………………………..28
3.3 Организация государственное прогнозирование
социально-экономического развития Российской Федерации……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
• оценка и сопоставление основных количественных и качественных параметров рассматриваемых вариантов;
• обоснование согласованного комплекса мер по основным направлениям экономической политики, обеспечивающего развитие социально-экономических процессов в желаемом направлении и обеспечивающего достижение поставленных целей.
ГЛАВА 3 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации
3.1 Сущность государственного прогнозирования
социально-экономического развития страны
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:
1) государственные прогнозы
социально-экономического
2) концепция социально-
3) программа социально-
4) федеральные целевые
программы, направленные на преодоление
отдельных острых проблем
Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков.
Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.
Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.
Региональные прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.
Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.
Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.
Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).
Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.
Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.
Прогноз внешнеэкономических связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.
3.2 Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на
долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.
Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.
Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.
В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
1) оценка итогов социально-
2) концепция программы
социально-экономического
3) макроэкономическая политика;
4) институциональные
5) инвестиционная и структурная политика;
6) аграрная политика;
7) экологическая политика;
8) социальная политика;
9) региональная экономическая политика;
10) внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.
Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:
1. предоставление оперативной
информации Правительству для
принятия решений в области
экономической и социальной
2. параметры ежегодного
прогноза используются для
Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.
Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса по территории РФ;
перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные заказчики программ.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.
3.3 Организация
государственное
социально-экономического развития Российской Федерации
Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.
Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ, представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ.
Участник процесса государственного прогнозирования |
Выполняемые функции |
1.Министерство экономического развития и торговли РФ |
Разработка, исполнение прогнозов социально-экономического развития страны |
2. Министерство финансов РФ |
Разработка и контроль за исполнением федерального бюджета на год, в т.ч. по кварталам |
3. Центральный банк РФ |
Определение параметров денежно-кредитной и валютной политики страны |
4. Государственный комитет по статистике |
Составление статистических мониторингов итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов, создать массив данных для новых прогнозов |
5. Научно-исследовательские институты: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ; Институт экономики РАН; Совет по размещению производительных сил и др. |
Проводят научные исследования и разрабатывают прогнозы по заказам |