Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в углубленном изучении понятия оппортунистического поведения, а также в рассмотрении механизма снижения уровня оппортунистического поведения в коммерческих фирмах.
В этой связи задачами данной работы являются:
1. Анализ подходов к определению оппортунистического поведения.
2. Указание причины возникновения оппортунистического поведения.
3. Рассмотрение типы и виды оппортунизма.
4. Определение способы предотвращения оппортунистического поведения.
5. Анализ проявления оппортунистического поведения в России.

Содержание

• Введение…………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. Теоретическая часть:
• Понятие оппортунистического поведения……………………………………………..7
• Причины появления, факторы и формы оппортунистического поведения………….9
• Проблемы оппортунистического поведения в организации………………………....16
o Связанные с поведением исполнителя………………………………………...16
o Связанные с поведением менеджера…………………………………………..18
ГЛАВА II. Аналитическая часть:
• Способы предотвращения и ограничения оппортунистического поведения……….21
• Проявление оппортунистического поведения в российской действительности……28
• Заключение………………………………………………………………………………34
• Список используемых источников……………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 77.08 Кб (Скачать файл)

 


 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Институт экономики и финансов

Кафедра институциональной экономики

 

 

Специальность:

Специализация:

Форма обучения: очная

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Институциональная экономика»

 

на тему Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на                 примере конкретного вида бизнеса).     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент(ка) курса группы ___________     _________________

    (роспись)  (И.О. Фамилия)

 

Руководитель работы

          __________     ____________________

(роспись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2015

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

 

Институт экономики и финансов

Кафедра институциональной экономики

 

 

ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине

«Институциональная экономика»

 

 

Студента (ки) 1 курса ИИС ИМ 1-1 группы очной формы обучения

 

__________________Чадлаевой Амуланг Алексеевны         _______________________

(Фамилия Имя Отчество)

 

Тема работы: _________Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)                            ____________________

 

 

Структура работы:           __________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

 

 

 

Дата выдачи задания           «_18_» _февраля____ 2015 г.

Срок сдачи готовой работы «_25_» __марта    ___ 2015 г.

 

 

Руководитель курсовой работы

.       _____________   __________________

(роспись)

 

Задание принял (а) к исполнению ________________________________________

(подпись)  (Инициалы Фамилия студента)

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

  • Введение…………………………………………………………………………………..4

ГЛАВА I. Теоретическая часть:

  • Понятие оппортунистического поведения……………………………………………..7
  • Причины появления, факторы и формы оппортунистического поведения………….9
  • Проблемы оппортунистического поведения в организации………………………....16
    • Связанные с поведением исполнителя………………………………………...16
    • Связанные с поведением менеджера…………………………………………..18

            ГЛАВА II. Аналитическая часть:

  • Способы предотвращения и ограничения оппортунистического поведения……….21
  • Проявление оппортунистического поведения в российской действительности……28
  • Заключение………………………………………………………………………………34
  • Список используемых источников……………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Масштабные проблемы на пути мировой экономики в современной кризисной ситуации в некоторой степени ослабляют внимание к образовавшимся и обострившимся в период стабильности проблемам. Наряду с этим, игнорирование подобных насущных проблем снижает эффективность антикризисных мер, которые предпринимаются мировым сообществом и правительствами, и позволяет им достигнуть таких масштабов, которые представляют для человечества уже новую угрозу.

За последние два века общество пережило существенные изменения в области оптимизации условий труда и заработной платы работников. Ведущие развитые и развивающиеся страны в вопросе трудовых споров на первый план ставят прежде всего интересы рабочего класса. Однако в течение долгого исторического периода институционализации трудовых отношений вместе с увеличением производительности труда в обществе мы наблюдаем стремительное развитие совершенно противоположного явления – упадок реальной прибыльности предприятий по сравнению с потенциальной. Предприятия во всех сферах хозяйствования и всех форм собственности обращают внимание на умышленное недовыполнение трудовых обязанностей в больших масштабах, отклонение от соблюдения работниками норм и правил, предписанных в трудовом договоре. Это влечет за собой, как правило, недополучение прибыли, убытки, а в некоторых случаях даже банкротство.

В современной научной литературе это явление, обладающее такими характерными чертами, получило название оппортунистического поведения (с фр. opportunisme, от лат. opportunus - выгодный, удобный). В конце XIX - начале XX столетия этот термин представлял собой политический шаблон, клише так сказать, которое использовалось политиками в качестве отрицательной характеристики оппозиционных марксистской партии фракции и течений. И лишь только относительно недавно этот термин стал активно использоваться в исследовании проблематики трудовых отношений методами права, психологии, экономики.

Данное явление проявляется даже в трудовых коллективах, то есть социальных группах, поэтому здесь можно указать также на социальный характер его природы. В связи с этим его изучение следует проводить с помощью методов социальных наук.

Проблема оппортунизма является одной из ключевых, очерчивающих современное понимание экономических процессов, проблем. Но в то же время вопрос об оппортунизме, несмотря на значительное число публикаций, посвященных этой теме, и однозначность оценок эффектов оппортунистического поведения, содержащихся в учебниках по экономической теории, является, по существу, открытым.

Актуальность проблемы оппортунистического поведения в бизнесе, в частности в российском, а также его ограничения и предотвращения обусловлена некоторыми причинами. В первую очередь, это факт того, что контрактные отношения развиваются повсеместно и ведут к тому или иному проявлению оппортунистического поведения (оппортунизма) при любых взаимодействиях субъектов. Оппортунистическое поведение порождает высокие трансакционные издержки, связанные с его предотвращением и ограничением. До настоящего времени анализ всех форм проявления оппортунизма остается сложной и не до конца исследованной задачей.

Все более и более разрастающаяся практика оппортунистического поведения может стать серьезной угрозой современности. В первую очередь следует сказать, что массовые проявления оппортунизма в трудовых отношениях не только экономически, но и политически могут ослабить государство и сократить шансы на выведение страны из кризисной ситуации. Во-вторых, тормозится формирование современной деловой этики, замедляется рост иностранных инвестиций в страну. И, наконец, подрывается авторитет закона и вера работников и работодателей в институт трудовых контрактов. Непродолжительность-вот основная черта заключаемых контрактов. Это предполагает частую смену работником рабочих мест, в том числе, связанную с переездами.

При данных обстоятельствах в трудовых коллективах даже не успевают устояться определенные этические нормы, сдерживающие в какой-то мере побуждения индивидов. Еще одной характеристикой современной организации трудовых отношений стало увеличение за последнее время доли творческого начала в труде, которое практически не поддается ограничению и регулированию со стороны каких-либо норм и правил. В этой ситуации особо актуальным становится поиск решения возникшей проблемы, изучение способов борьбы с оппортунистическим поведением работников коммерческих предприятий России.

Объектом исследования являются коммерческие предприятия России в условиях современной рыночной экономики.

Предметом исследования стало оппортунистическое поведение в коммерческих фирмах России.

Цель исследования заключается в углубленном изучении понятия оппортунистического поведения, а также в рассмотрении механизма снижения уровня оппортунистического поведения в коммерческих фирмах.

В этой связи задачами данной работы являются:

1. Анализ подходов к  определению оппортунистического  поведения.

2. Указание причины возникновения оппортунистического поведения.

3. Рассмотрение типы и виды оппортунизма.

4. Определение способы предотвращения оппортунистического поведения.

5. Анализ проявления оппортунистического  поведения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие оппортунистического поведения

Впервые широкое распространение термин «оппортунизм» получил во второй половине XIX столетия в теории рабочего движения (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). В общих чертах применительно к политической борьбе оппортунизм рассматривался как противопоставление своих взглядов позиции большинства, утверждение необходимости согласия сторон, соглашательства. Со второй половины XX столетия термин «оппортунизм» стал использоваться в институциональной экономике (Р. Шелл; А. Н. Нестеренко, А. Н. Олейник, А. Е. Шаститко), неоинституционализме (О. Уильямсон), социальной психологии (П. Вилльям, Н. Найджел; Г. М. Андреева, Л. А. Петровская), в коммерческом и общем праве (М. Н. Марченко, В. Ф. Попондопуло, О. П. Скворцов). [1]

Понятие оппортунизма возникло в связи с развитием теории трансакционных издержек. Согласно данной теории экономически активные индивиды поступают «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени», а также цинично преследуют собственные цели.

Трансакционные издержки – это «затраты на управление экономической системой», возникающие вследствие оппортунистического поведения экономических агентов. Оливер Уильямсон, впервые обративший внимание на это явление, считал, что понятие оппортунизма включает в себя «преследование личной выгоды с использованием коварства».

Иными словами, оппортунизм – это модель поведения экономического агента, при которой он предоставляет искажённую информацию с целью запутать партнера. Подобные поступки не могут пройти бесследно для экономики и влекут за собой информационную асимметрию, которая усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

 Итак, оппортунистическое поведение имеет следующие признаки:

- асимметричная информация;

- преднамеренно недобросовестное  поведение, носящее скрытый характер;

-несовпадение интересов  и ущерб контрагентов. 
На мой взгляд, информационная асимметрия – это хорошая почва для зарождения оппортунистического поведения, но не главная причина его появления. Главным условием для развития оппортунизма является разница в интересах контрагентов.

Информация о работе Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)