Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция

Краткое описание

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_sessia.docx

— 974.58 Кб (Скачать файл)

MUтовара1/Ртовара1=MUтовара2/Ртовара2=...MUтовара11/...Ртовара11=MU/денежную  единицу дохода

Этот закон можно интерпретировать как закон равных предельных полезностей  на одну денежную единицу дохода. Потребление  каждого товара продолжается до того момента, пока предельная полезность на денежную единицу дохода (предположим, рубль), истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой  другой товар. И хотя теория потребления  Госсена представляется не очень  удачной абстракцией, законы Госсена  легли в основу микроэкономической теории последующего столетия, а методология  максимизации полезности, предложенная им, вошла в экономическую науку  в качестве классической логики принятия решений.

41 Индивидуальный  и рыночный спрос: факторы,  влияющие на индивидуальный рыночный  спрос

Индивидуальный спрос – это  спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

Геометрическая форма кривой (отрицательный  наклон) отражает обратную зависимость  объема спроса (Q) и цены (P), а также  снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого  товара, что объясняет падение  его цены (рис.6.1).

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система  ценностей, уровень задолженности.

Рис. 6.1. Кривая спроса

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение  объема спроса (Q). При этом положение  кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

Механизм функционирования рынка  обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество  потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар  отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества  субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают  влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при  любой цене и представляет собой  сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)

Она может быть построена из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кроме рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.

 

 

 

42 Прямая эластичность спроса по цене

  • Микро и макроэкономика

Понятие и измерение эластичности 
В экономике многие переменные взаимосвязаны: изменение одной влечет за собой и изменение другой. Например, изменение цены товара ведет к изменению величины спроса на него. В связи с этим возникает задача количественного измерения таких взаимосвязей. В частности нам недостаточно просто констатировать, что величина спроса на товар, вероятно, возрастет в связи с падением его цены; необходимо с максимальной точностью определить степень увеличения спроса при заданном снижении цены. 
В решении подобных задач нам помогает теория эластичности. Эластичность отражает степень реакции одной переменной (например, спроса) на изменение другой переменной (например, цены). В этой связи нам прежде всего необходимо определиться с вопросом, в каких единицах исчислять изменения цены и спроса. Первое, что здесь приходит в голову - измерять цену в рублях, а спрос - в физических единицах (штуках, килограммах, и т.д.). Это позволит посмотреть, на сколько единиц изменяется спрос при изменении цены на Х руб. 
Предположим, известно, что снижение цены на 5 руб. ведет к росту спроса на 10 штук. Однако, подобная информация сама по себе абсолютно бессодержательна, ибо мы не знаем, какими были значения цены и спроса до происшедших изменений. Если перед нами автобусный билет, то снижение цены будет очень значительным, а рост спроса в масштабах города – ничтожным. Если речь идет о «Жигулях», продаваемых в течение дня в одном из магазинов, то все наоборот. В связи с этим целесообразно изменения как цены, так и спроса исчислять не в абсолютных значениях, а в процентах. Процентные изменения делают сопоставимыми величины спроса на все товары - от булавок до атомных подводных лодок. 
Прямая эластичность спроса по цене ( ) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар (d) при изменении его цены (P) на 1%.

Вывод: коэффициент прямой эластичности всегда отрицателен, поскольку  цена и величина спроса на товар  меняются в разных направлениях: когда  цена снижается, спрос растет, и наоборот. 
Возможны три случая: 
1. Если при некотором процентном изменении цены величина спроса на товар изменяется в большей степени, чем цена, то спрос эластичен по цене. 
В этом случае:

Только что приведенные  примеры относятся к этому  случаю. Так:

2. Если при некотором  процентном изменении цены величина  спроса на товар изменяется  в меньшей степени, чем цена, то спрос неэластичен по цене. 
В этом случае: 
Например, цена товара упала на 10%, в результате чего спрос на него вырос на 5%. Тогда:

3. Если при некотором  процентном изменении цены величина  спроса на товар изменяется  в той же степени, что и  цена, то спрос характеризуется  единичной эластичностью по цене. 
В этом случае: 
Например, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 10%.

Б. Точечная и дуговая  эластичность 
Как уже говорилось, коэффициент прямой эластичности спроса по цене исчисляется.

Эластичность в точке

Из последней формулы  видно, что эластичность зависит, как  от начальных значений цены (P) и спроса (q), так и от их изменений (ΔP и Δq). Взяв за основу те или иные значения цены и спроса, получаем эластичность в данной точке (точечную эластичность). 
Пусть известны две пары значений цены и спроса в двух точках на кривой спроса: 
P q 
т. А 10 50 
т. В 5 100 
Если мы исходим из того, что начальные значения цены и спроса составляют: P=10, q=50, то эластичность в точке А равна:

Данный результат означает, что каждый процент снижения цены приведет к росту спроса на 2%. 
Если же мы полагаем, что начальные значения цены и спроса: P=5, q=100, то эластичность в точке В:

Данный результат означает, что каждый процент роста цены приведет к снижению спроса на 0,5%. 
Дуговая эластичность 
Таким образом, коэффициент эластичности зависит от того, какая точка будет взята за базу при расчете. Чтобы избежать этого затруднения за основу иногда берут средние значения цены ( ) и спроса ( ), т.е. рассчитывают коэффициент эластичности при переходе от одной точки к другой – дуговую эластичность. 
Формула дуговой эластичности: 
Соответственно в нашем примере дуговая эластичность спроса по цене при переходе от т. А к т. В составляет:

Иными словами, при переходе от одной точки к другой каждый процент изменения цены ведет  к обратному изменению спроса тоже на 1%. 
В. Геометрическая интерпретация прямой эластичности спроса по цене 
Приведем без доказательства следующее положение. Если функция спроса линейна, то коэффициент эластичности спроса по цене в точке C по модулю равен отношению отрезков ВС и АС: (рис. 4-1). 
Рис. 4-1. Геометрическая интерпретация эластичности спроса по цене

Отсюда вытекает (рис. 4-2): 
Рис. 4-2. Эластичность спроса по цене в разных точках

1) Эластичность в центральной  точке по модулю равна единице  (единичная эластичность); 
2) Эластичность во всех точках, расположенных выше центральной точки (интервал от т. А до т. С), по модулю больше единицы (спрос эластичен по цене); 
3) Эластичность во всех точках, расположенных ниже центральной точки (интервал от т. С до т. В), по модулю меньше единицы (спрос не эластичен по цене); 
4) Эластичность в точке А по модулю равна бесконечно большой величине (спрос бесконечно эластичен по цене); 
5) Эластичность в т. В равна нулю (нулевая эластичность спроса по цене). 
Из вышесказанного вытекает, что чем положе наклон кривой спроса в данной точке, тем эластичнее спрос по цене. 
Так в т. С, относящейся к кривой спроса D1 (рис. 4-3), эластичность спроса по цене выше, чем в той же точке, относящейся к кривой спроса D2, поскольку ВС/АС>В¢С/А¢С. 
Рис. 4-3. Эластичность спроса по цене и наклон кривой спроса

Соответственно существуют и крайние случаи (рис. 4-4): 
Рис. 4-4. Крайние случаи эластичности спроса по цене

Эластичность во всех точках на кривой спроса D1 бесконечно велика по модулю. Эластичность во всех точках на кривой спроса D2 равна нулю. 
Г. Факторы прямой эластичности спроса по цене 
1. Чем больше у товара заменителей, тем эластичнее спрос на него по цене. Так, если у товара много заменителей, то даже при незначительном повышении его цены потребители резко сократят покупки товара, переключаясь на заменители, и наоборот. Ценовая эластичность окажется, таким образом, высокой. 
Следует при этом учитывать, что товары-заменители могут быть разными. Во-первых, могут заменять друг друга блага, удовлетворяющие различные потребности. Потребитель может, например, поехать отдыхать за границу, а может остаться дома, но зато купить новую шубу. Шуба, таким образом, заменяет отдых. 
Во-вторых, близкими заменителями выступают блага, удовлетворяющие одну и ту же потребность. В частности «Кока-кола» может быть заменена «Пепси-колой» и наоборот. 
Существуют, наконец, и совершенные заменители. В качестве таковых выступают одни и те же товары, которые могут быть куплены у разных продавцов. Так «Кока-кола», продаваемая в нашем магазине, очень легко заменяется «Кока-колой» из магазина напротив. 
А из всего этого – важный вывод. Товар как таковой может иметь немного заменителей. Соответственно спрос на него мало эластичен по цене. Однако тот же товар, производимый нашей фирмой, нетрудно заменить продукцией конкурентов. Значит, для фирмы спрос на ее товар является высоко эластичным. 
Например, россиянам непросто отказаться от водки. Следовательно, даже при заметном повышении цены на все ее марки одновременно, спрос на водку упадет слабо – эластичность спроса низка. Но водка завода «Кристалл» легко заменяема любой другой водкой – хоть отечественной, хоть иностранной. Поэтому даже при небольшом повышении цены только на «кристалловскую» водку, спрос на нее может резко упасть. Это говорит о высокой эластичности спроса. 
2. Чем ниже доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем не эластичнее спрос на него по цене. Вы привыкли, например, покупать некий копеечный для Вас товар. Если он заметно подорожает, все равно оставаясь при этом для Вас недорогим, то Вы, вероятно, слабо сократите его потребление. 
3. Чем длиннее временной отрезок с момента изменения цены, тем эластичнее спрос по цене. Например, в случае роста цены некоего товара потребители обычно не успевают за короткое время переключиться на другие товары. В результате потребление данного товара сокращается несущественно, т.е. эластичность спроса в коротком периоде оказывается небольшой. Напротив, в длительном периоде потребители приспосабливаются к повышению цены, начиная в большей степени приобретать товары-заменители, вследствие чего эластичность возрастает. 
Классическим примером является изменение спроса на бензин в результате его резкого подорожания в середине 70-х годов прошлого века, когда страны-члены ОПЕК согласованно сократили добычу нефти. Последнее привело к повышению цены на нефть, соответственно и на бензин. На первых порах потребление бензина на Западе упало очень незначительно, поскольку на работу автомобилистам ездить все равно было надо. Но немного позже Запад ответил внедрением энергосберегающих технологий (автомобилисты, например, пересели на малолитражки). В результате спрос на бензин в долговременном аспекте оказался куда более эластичным. 
Важное замечание! Когда мы изучаем эластичность спроса по цене, надо, чтобы все остальные факторы спроса оставались неизменными. Не учитывая это, можно допустить ошибку. Вот пример. В России за некоторое время бензин подорожал с 3 до почти 15 руб. При этом потребление бензина ничуть не уменьшилось, а даже возросло. Значит ли это, что в нашей стране спрос на бензин совсем не эластичен по цене? Нет, разумеется, поскольку на изменение спроса, помимо цены, повлияло множество других факторов: выросли денежные доходы населения, увеличилось число автомобилистов и т.д. Чтобы рассчитать эластичность спроса по цене, надо исключить воздействие на спрос всех факторов, кроме цены. Это не просто, и требует специального экономико-статистического анализа. По-моему, это интересная и практически важная работа.

 

 

43Перекрестная эластичность спроса  по цене

 

Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное  изменение объема спроса на одно благо  при изменении цены на другое благо  при прочих равных условиях.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

положительная;

отрицательная;

нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится  к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют  на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

 

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится  к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь  вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной  перекрестной эластичности спроса с  ростом цены одного блага сокращается  потребление другого блага. Чем  больше взаимодополняемость благ, тем  больше будет абсолютное значение отрицательной  перекрестной эластичности спроса по цене.

 

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага  не зависит от цены на другое.

 

Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус  бесконечности".

 

Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении  антимонопольной политики. Чтобы  доказать, что та или иная фирма  не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое  этой фирмой благо обладает положительной  перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

 

Важным фактором, обусловливающем  перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению  друг друга в потреблении.

 

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается  рост цен на природный газ, что  неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении  и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту  объема спроса на электроэнергию на 8%.

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории