Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.
11 Структура и инфраструктура рынка
Рынок как развитая система
отношений товарного обмена представляет
собой систему отдельных
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.
Классификация структуры рынка
по экономическому назначению объектов рыночных отношений |
рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. |
по географическому положению |
местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. |
по степени ограничения конкуренции |
монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции. |
по отраслям |
автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д. |
по характеру продаж |
оптовый рынок; розничный рынок. |
Некоторые из выделенных рынков
также неоднородны и имеют
собственную структуру. Так, товарный
рынок включает в себя потребительский
рынок (рынок предметов первой необходимости,
рынок товаров длительного
Не менее многолик и
разнообразен финансовый рынок, где
предметом купли-продажи
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 13).
В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы 14.
Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.
Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.
Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д. Это определяет направления реформирования экономики, включающей:
Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.
12, 14 Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая
Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.
Покупатель предлагает цену спроса - предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это соотношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение представлено на графике.
|
Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Следует отметить несколько
исключений из закона спроса. Они касаются
так называемых низших и высших товаров.
К первым относятся товары, потребление
которых уменьшается с
Товары, спрос на которые возрастает по мере роста доходов, относят к нормальным товарам. Следует заметить, что вышеприведенная дифференциация товаров во многом зависит от вкуса потребителя, а потому в какой-то мере носит субъективный характер.
К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен, увеличение спроса может наблюдаться при росте цен.
Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика или таблицы:
Цена. тыс. руб. |
8 |
6 |
4 |
2 |
Спрос, шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
На изменение спроса влияют и неценовые факторы:
а) изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них;
б) изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание;
в) изменение цен на другие товары, особенно на товары (субституты). Так рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин;
г)экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличивает спрос на товары, потребляемые этой группой населения;
д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х гг. Было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день.
Если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это уже новый спрос и он будет иметь другое графическое отображение
|
13 Спрос как экономическая
Рынок — сфера купли-продажи, где
господствуют две основные и противоположные
характеристики — спрос и предложение.
Спрос — это экономическая категория
товарного (рыночного) хозяйства, она отражает
совокупную общественную потребность
в различных товарах с учетом платежеспособности
покупателей. Иными словами, это потребительский
интерес покупателей к приобретению товара
по установленной цене на рынке.
Величина, или цена, спроса оценивается
количеством конкретной продукции, объем
которой может быть приобретен покупателем
по установленной или договорной цене,
т.е. это стоимостная оценка спроса, или
спрос, умноженный на цену.
Одним из свойств спроса является то, что
он оказывает воздействие на цену, т.е.
при определенных экономических ситуациях
рост спроса может повлиять на снижение
цены и, наоборот, сокращение спроса может
привести к росту цен па рынке. Эта зависимость
цены от спроса называется законом спроса.
Закон основывается на следующих
положениях:
1. Удовлетворение спроса ограничено ценой.
Высокая цена непосредственно влияет
на снижение уровня удовлетворения покупателей
(спроса) и способствует скоплению излишних
товаров. Таким образом, в результате неудовлетворительной
ценовой политики товаропроизводитель
несет убытки, так как излишки товара должны
быть реализованы по более низким ценам.
2. Согласно принципу убывающей потребности
товары, па которые спрос повышен, могут
быть приобретены только по высокой цене,
но в ограниченном количестве. Затем спрос
на эти товары со стороны покупателя резко
падает, и они могут быть приобретены только
по сниженным ценам.
3. Эффект дохода заключается в том, что
при снижении цены на конкретную продукцию
растет спрос. Таким образом, изменение
цены обратно пропорционально изменению
спроса. Однако эта зависимость не совпадает
с изменением величины спроса, поскольку
изменение спроса и изменение цены не
всегда связаны строго обратно пропорциональной
зависимостью, что подтверждается ценовой
эластичностью. (Более подробно о ценовой
эластичности спроса и предложения см.
ниже.)
Повышенный интерес со стороны покупателя,
а следовательно, и рост цен могут быть
следствием проявления привычек и вкусов,
что способствует увеличению объема реализации
новых и модных товаров. Так, повышенный
интерес к здоровью способствует росту
спроса на продукцию фармацевтической
промышленности.
Спрос находится в прямой зависимости
от числа покупателей. При их увеличении
спрос растет, и наоборот, он падает, когда
количество потребителей па рынке сокращается.
Спрос изменяется также в зависимости
от времени года. Зимой увеличивается
объем реализации товаров, непосредственно
относящихся к этому периоду года, а летом
резко возрастает спрос на мороженое и
прохладительные напитки. Демографическая
ситуация влияет на спрос на товары для
новорожденных. В результате роста денежных
доходов покупателей повышается спрос
на товары повышенного качества, которые
постепенно вытесняют с рынка товары низкого
качества. Спрос па основную продукцию
может снизиться в связи с появлением
на рынке товаров-аналогов по цене, более
низкой по сравнению с ценой основной
продукции.
Для обеспечения роста дохода товаропроизводитель
должен постоянно изучать потребности
рынка и на основе результатов анализа
большого числа факторов (платежеспособность
потребителей, соотношение различных
цен на аналогичные товары и товары-заменители,
степень насыщенности рынка этими товарами,
устойчивость конкурентов и т.п.) разрабатывать
перспективный план производства и прогнозировать
свои предложения.
15 Спрос как экономическая
1. Неэластичный спрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1% вызывает незначительное изменение объема (QD) (рис. 4.2,а).
2. Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1% (DP=1%) вызывает значительное изменение QD (рис. 4.2,б).
Рис. 4.2. Графики спроса с различной эластичностью по цене
3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1% вызывает 1-процентное изменение QD (рис. 4.2,в).
4. Абсолютно неэластичный спрос означает абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0) – изменение P на 1% и более не влияет на изменение QD (кривая D0 на рис. 4.2, в).
5. Абсолютно эластичный спрос означает абсолютную чувствительность QD к малейшему изменению P (EP(D) = ¥): незначительный рост P приводит к падению QD до нуля, а незначительное снижение P – к увеличению QD до бесконечности (кривая D¥ на рис. 4.2,в).
II. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1 %
В зависимости от связи между QD и I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным.
1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост QD (качественный товар: мясо, молоко) (кривая I1 на рис.4.3).
2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение QD (товары низшей категории: заменители масла) (кривая I2 на рис.4.3).
3) EI(D) > 1 означает, что рост QD превышает рост I на 1% (кривая I3) (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода).
Рис. 4.3. Варианты зависимости спроса от дохода
III. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на-сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB)
Знак коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами:
– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1 на рис. 4.4);
– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сокращается (кривая D2 на рис. 4.4).
Рис. 4.4. Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
16, 17 Предложение как экономическая
категория, его факторы и
Информация о работе Основные этапы развития экономической теории