Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа
Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве составляющих конкурентоспособности продукции.
Системы управления качеством продукции.
Система управления качеством продукции представляет совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Система управления качеством продукции определяет воздействие участников общественного производства на обеспечение качества продукции, разных видов работ и услуг, а также предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Система создает условия для коренного повышения качества продукции в целях наиболее полного удовлетворения потребности. Потребителем может быть предприятие или гражданин, использующие продукцию для собственных производственных или личных нужд.
В истории развития систем выделяют пять этапов:
Первая система – система Тейлора. Обучение сводилось к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками строились на основе требований, установленных в ТУ.
Второй этап переносит акцент качества с конкретного изделия на производство как совокупность процесса, делая из него процесс управления. Прогрессивной формой становится статистический контроль. Выявление дефектов переносится на их предупреждение.
На третьем этапе (50 годы) выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством, появились документированные системы качества. Моральное стимулирование увеличивалось, материальное – уменьшалось .На этом этапе возникло много систем в России (ЕС ГУКП ,КС УКП )
В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качеством. Появилась серия новых международных стандартов серии ИСО 9000.
На пятом этапе (90-е годы) предприятия стали учитывать интересы общества, появились стандарты серии ИСО 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В области информационных технологий новым направлением становится САLS –технология как стратегия систематического повышения эффективности, производительности и рентабельности процесса управления за счет внедрения современных методов информационного взаимодействия.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
а) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач оптимизации.
в) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г) Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д.) Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
е.) Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
з.) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Раздел 7 ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Тема 7.1 Сущность и проведение сертификации
7.1.1.Сущность сертификации
Общие положения. По определению Европейской экономической комиссии (F.IK) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация - это действие, проводимое с целью, подтверждения соответствия изделия или процесса определенным стандартам или техническим условиям. Сертификация - это гарантия потребителю того, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям качества. Сертификация базируется на стандартах, и в ее основе лежат испытания по нормам сертификации.
Сертификация осуществляется в целях:
создания условий для деятельности предприятий, а также для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца);
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья ;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация является методом объективного контроля качества продукции. Ее разделяют на обязательную и добровольную, на самосертификацию и сертификацию третьей стороной. Обязательная сертификация является средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная
Любая система сертификации базируется на стандартах (государственных, предприятий, технических условиях). Подтверждение, что продукция соответствует требованиям стандартов, осуществляется по средствам специального документа — сертификата.
В ИСО создан комитет по сертификации — СЕРТИКО. Этим комитетом подготовлен свод принципов сертификации, получивший название «Кодекс принципов ИСО/МЭК по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам». Кодекс исходит из необходимости применения международных стандартов в национальных системах сертификации. В Российской Федерации национальным органом по сертификации является Госстандарт.
7.1.2. Проведение сертификации Изготовитель (поставщик) продукции (заявитель) для получения сертификата соответствия направляет в орган по сертификации заявку на ее проведение. Орган сообщает заявителю свое решение о проведении испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) образцов продукции, о проверке производства и устанавливает сроки. Орган по сертификации проводит отбор, идентификацию образцов и их испытания При положительных результатах испытаний продукции, наличии аттестата производства (после оценки производства) или сертификата на систему качества аккредитованная испытательная лаборатория оформляет сертификат и по получению регистрационного номера в Госстандарте Р выдает его предприятию-изготовителю. При внесении изменений в конструкцию изделия или технологию ее производства, которые могут влиять на качество продукции, принимается решение о необходимости проведения новых испытаний или проверки состояния производства этой продукции.
Получение изготовителем сертификата на продукцию дает ему право маркировать эту продукцию знаком соответствия. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может провести корректирующие мероприятия: отменить или приостановить действие сертификата.
Признание зарубежных сертификатов соответствия. Решение о признании и регистрации сертификатов, выданных органами по сертификации других стран на отечественную и импортную продукцию, используемую в стране, осуществляет Госстандарт Р или другой уполномоченный орган по сертификации. Признаются сертификаты или аналогичные по назначению документы (лицензии, официальные утверждения), выданные в международных системах, к которым присоединились Россия и страна заявителя, или соглашений между органами по сертификации в России и этой стране о взаимном признании сертификатов. Порядок такого признания устанавливается правилами этих систем или соглашений.
Проверка состояния производства сертифицируемой продукции. Проверка состояния производства сертифицируемой продукции может выполняться двумя способами: путем его аттестации или путем сертификации системы качества, разработанной на основе стандартов ИСО серии 9000.
.
7.1.3. Правовые основы сертификации в РФ
Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: “О защите прав потребителей”, “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации” а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям:
“О ветеринарии”, “О пожарной безопасности”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;
В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон <<О защите прав потребителей>> вводит обязательную сертификацию. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.
На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом, должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель).
Национальный орган по сертификации -Госстандарт РФ. Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Государственная ветеринарная служба и др.
Закон определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
7.1.4. Организационно-методические принципы сертификации в РФ
В организационно-методических принципах сертификации в РФ рассматриваются:
принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции:
схемы сертификации:
орган по сертификации и испытательные лаборатории;
аккредитация органов но сертификации и испытательных лабораторий; ~~ знаки соответствия.
К организационным и методическим принципам относят:
обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
объективность и независимость от изготовителя и потребителя;
профессиональность испытаний;
исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям:
право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ПСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
На cовременном этапе сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции и услуг.
Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам принципов ГАТТ/ВТО.
Порядок проведения сертификации в России установлен по отношению к обязательной сертификации, но может применяться и при добровольной сертификации.
Схему сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Установлен порядок проведения сертификации в такой последовательности:
подача заявки на сертификацию;
отбор, идентификация образцов и их испытания;
оценка производства;
выдача сертификата соответствия;
применение знака соответствия:
инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
корректирующие мероприятия.
Орган по сертификации - это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации.
Согласно российскому законодательству, каждая система сертификации имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сертификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ Р. имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки. Зарегистрированы собственные знаки соответствия некоторых российских систем обязательной сертификации.
Тема 7.2 Международная сертификация
Деятельность ИСО в области сертификации. Создание организационно-методического обеспечения в области сертификации поручено международной организации по стандартизации (ИСО). В области сертификации ИСО сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК). Основополагающим руководством в области сертификации считается Руководство 28 ИСО / МЭК «Общие правила типовой системы сертификации третьей стороной»,в которых изложены общие требования к органам сертификации и надзора ,а также к испытательным лабораториям.