Понятие и сущность бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в выделении наиболее значимых элементов бизнеса в рамках социально-культурного сервиса и туризма, которые, в свою очередь, являются основой успешного внедрения процессного подхода.
Исходя из этой цели, нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия «бизнес-процесс»;
- определить место и роль бизнес-процессов на рыночном пространстве;
- дать систематизированные подходы к анализу бизнес-процессов;
- на основе анализа сферы социально-культурного сервиса и туризма, выделить типовые проблемы, связанные с внедрением процессного подхода;
- выделить основные способы оптимизации формализованных процессов;
- разработать практические меры управления бизнес-процессами.

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-процессы предприятия СКСиТ.docx

— 79.63 Кб (Скачать файл)

 Основные бизнес-процессы в туристской компании включают:

    • получение и обработка актуальной информации от туроператоров;
    • ведение внутреннего документооборота;
    • выстраивание взаимоотношений с туроператорами;
    • ведение бухгалтерии;
    • анализ данных и получение статистических отчетов.

  Исходя из этих процессов, вытекают следующие задачи, стоящие перед компанией.

  Задача номер один — мониторинг состояния рынка.

  Выполняется двумя способами:

  1. При помощи систем поиска и бронирования туров (для «новичков» на рынке).
  2. Посредством отслеживания спецпредложений и бронирования в режиме онлайн.

Задача номер два — автоматизация внутреннего документооборота.

  1.  Выписка необходимых туристу документов: путевки, приходного / расходного кассового ордера, договора, ваучера и т.д.

  1.  Отслеживание жизненного цикла заявки клиента.

Задача номер три - CRM (Customer Relationship Management). Задача построения взаимодействия с клиентами становится одной из главных при росте объема продаж.

  1.  Сохранить наработанную клиентскую базу данных.

  1.  Сохранить историю взаимоотношений со своими клиентами.

Задача номер четыре – автоматизация взаимоотношений с туроператорами. Достигается путём автоматического отслеживания прохождения заявки от момента ее формирования и до момента отправки в архив.

Здесь используются:

  1. режимы онлайн бронирования туроператоров;
  2. внутриофисные системы;
  3. системы поиска и бронирования туров, если они обладают необходимым набором функций.

Задача номер пять – автоматизация бухгалтерии.

  1. Специализированные бухгалтерские программы;
  2. услуги аудиторских компаний (при упрощенной схеме налогообложения);
  3. сопряжение специализированных туристических внутриофисных программ с бухгалтерскими на уровне обмена файлами.

Задача номер шесть – автоматизация анализа данных и получение статистики.

Для принятия правильных стратегических решений необходимо формировать исчерпывающее количество статистических отчетов, которые покажут:

1) рентабельность работы  компании за промежуток времени,

2) среднюю доходность  заявок по направлениям и туроператорам  и др.

Это позволит:

  1. правильно ориентироваться на рынке;
  2. разрабатывать нужные направления деятельности;
  3. выстраивать взаимоотношения с «правильными»                                                    туроператорами;
  4. в нужное время давать нужную рекламу и оценивать её работу.

Рынок IT-решений в туризме предлагает агентствам широкий выбор:

  1. инструменты туроператоров – их динамические сайты с системами онлайн бронирования;

  1. системы поиска и бронирования туров;

  1. специализированные программные комплексы внутриофисной автоматизации турагентств;

  1. многочисленные бухгалтерские программы.

 

 

 

2.2. Методы анализа бизнес-процессов.

 

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

Проведение анализа и оценки процессов возможно только в том случае, если он описан (т.е. документирован). Полнота описания процесса определяется целями и задачами проводимого анализа. Методы анализа процессов должны быть адекватны методам описания и наоборот. Все анализируемые процессы должны быть описаны с использованием единого стандарта. Рекомендуется использовать опыт консультантов, эталонные и референтные модели, «check-листы» и другие статистические методы, применяемые в менеджменте качества. Важную роль играет информация, получаемая при мониторинге процесса8.

Существует множество методов описания бизнес-процессов. Среди прочих выделяют следующие:

    1. Сравнение с эталонными процессами;
    2. сравнение с референтными моделями;
    3. бенчмаркинг;
    4. семь инструментов контроля качества;
    5. семь инструментов управления качеством;

К инструментам анализа характеристик и параметров процессов относятся:

    • Контрольные листки – таблицы, предназначенные для сбора данных и автоматического их упорядочения с целью облегчения дальнейшего использования собранной информации;
    • гистограммы – наглядный инструмент представления информации, характеризующей распределение переменных;
    • диаграммы разброса - графики определенного вида, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами (переменными величинами);
    • диаграммы Парето. Они ранжируют отдельные факторы по значимости или важности, и дают возможность выявить и, в первую очередь, устранить те из них, которые вызывают наибольшее количество несоответствий;
    • причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы) -  инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные причины, влияющие на конечный результат;
    • контрольные карты – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса во времени и воздействовать на него, предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований. Они делятся на несколько разновидностей;
    • интегрально-суммарные диаграммы (CUSUM – Cumulative Sum Charts). На графике изменения проявляются в виде наклона графика. Это дает возможность улавливать малые изменения;
    • диаграмма сходства (affinity diagram) –инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса путем объединения родственных устных данных. Иногда называют KJ- методом по имени Джиро Кавакита;
    • диаграмма связей или граф взаимозаменяемости (interrelationship diagram) – инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными. Его задачей является установление соответствия основных причин нарушения процесса, выявленных с помощью диаграммы родства, тем проблемам которые требуют решения;
    • древовидная диаграмма (tree diagram)- (систематическая диаграмма) инструмент, обеспечивающий систематический путь; разрешения существующей проблемы или удовлетворения нужд потребителей, представленных на разных уровнях;
    • матричная диаграмма или таблица качества (matrix diagram or quality table) – инструмент, выявляющий важность различных связей. Она является сердцем 7 инструментов управления и «домом качества. Он служит для организации огромного количества данных, при этом логические связи могут быть графически проиллюстрированы. Задачей матричной диаграммы является изображение контура связей и корреляций между задачами, функциями и характеристиками с выделением их относительной важности;
    • стреловидная диаграмма (arrow diagram) - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех работ для скорейшей и успешной реализации поставленной цели. Его применение возможно лишь после того, как выявлены проблемы, требующие своего решения, и определены необходимые меры, сроки и этапы их осуществления, т.е. после составления первых четырех диаграмм. Данная диаграмма представляет собой диаграмму хода проведения работ, из которой должны быть наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов изо дня в день;
    • диаграмма процесса осуществления программы (Process Decision Program Chart PDPC) – инструмент для оценки сроков и целесообразности проведения работ по выполнению программы в соответствии со стрелочной диаграммой с целью их корректировки в ходе выполнения. Она представляет собой диаграмму, отражающую последовательность действий и решений, необходимых для получения требуемого результата;
    • матрица приоритетов или матричный анализ (Matrix data analisis) - инструмент для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм с целью выявления приоритетных данных. Он применяется, в основном, в тех случаях, когда возникает необходимость представить числовые данные в более наглядном виде9.

Подробное описание данных инструментов можно найти в специальной литературе по менеджменту качества.

Виды анализа процессов

  1. Логический анализ:
  • анализ соблюдения методологии описания;
  • анализ топологии процесса, в том числе логики выполнения процесса;
  • анализ ошибок процесса.
  1. Анализ характеристик процесса (анализ данных мониторинга).
  1. Анализ результатов имитационного моделирования:
  • анализ результатов моделирование временных характеристик процесса и параметров ресурсов (анализ динамики выполнения процесса);
  • анализ результатов расчетов стоимостных характеристик процессов (ABC - анализ, пооперационный расчет стоимости).
  1. Анализ ресурсного окружения процессов:
  • анализ руководителей и исполнителей;
  • анализ входящих и выходящих документов;
  • анализ материальных, технических и ИТ ресурсов.
  1. Анализ рисков процесса.
  1. Анализ результатов аттестации и аудита.

Для удовлетворения современных требований по качеству продукции, уровню обслуживания, гибкости и низкому уровню издержек процессы должны быть простыми.

2.3. Оптимизация бизнес-процессов.

 

Оптимизация бизнес-процессов - это сложный процесс, который произрастает на основе анализа текущих данных по предприятию, с целью  при необходимости: увеличение производственных мощностей, сокращение издержек на производство, увеличение выхода продукции при повышении уровня сбыта в текущем сегменте рынка и т.д. Оптимизация в данном контексте — процесс очень трудоемкий, занимает большое количество времени и средств, потому что конечное решение, которое будет принято должно быть объективным и обоснованным, а так же строится, как минимум на положительных прогнозах. Такой анализ ситуации и прогноз занимает не 2-3 дня, а 3-6 месяцев, иначе предприятие может понести колоссальные убытки.

Практически все компании (за исключением только государственных корпораций) нуждаются в оптимизации бизнес-процессов, ибо предела совершенству не существует, а с учетом того, что рынок это крайне не стабильная субстанция и очень динамичная в своей основе, в которой правила диктуются только её участниками, появляется необходимость оперативного реагирования на изменения в среде и в этой связи имеет смысл осуществление мониторинга и корреляции состояния среды с состоянием нашей организации. Компания, которая постоянно стремится и развивается, не может не иметь в своей структуре, отдельное подразделение занимающееся вопросами оптимизационного характера, и успешней будет та компания, которая не скупится за данными технологиями, потому что уже очевидно, что за ними будущее.

Как подойти к выбору наиболее приоритетных бизнес-процессов? Для этого нужно определить критерии приоритетности. Такие критерии существуют и используются на практике. В качестве них выступают:

  • важность бизнес-процесса;
  • проблемность бизнес-процесса;
  • возможность проведения изменений бизнес-процесса.

Первый критерий – это важность. Очевидно, что для оптимизации нужно выбрать самые важные бизнес-процессы, потому что именно улучшение самых важных процессов, может принести наибольший результат. Что такое важность процесса? Важность процесса для организации определяется степенью вклада данного процесса в достижение стратегических целей компании. Тем не менее, если процесс является самым важным, но в то же время хорошим, то, как его не оптимизируй, он лучше не станет. Либо его можно улучшить, но зачем это делать и тратить на это усилия, если он и так хороший. Для выделения таких процессов вводят второй критерий проблемность.

Необходимо определить, что мы понимаем и будем далее понимать под словом проблема. Под проблемой мы понимаем ее классическое толкование, а именно – разрыв между желаемым и действительным. Другими словами проблема - это разница между целью и текущим состоянием. Соответственно, проблемность процесса - это разрыв между требуемым и текущим состоянием бизнес-процесса. Соответственно, важность и проблемность - характеризуют, какой результат мы получим на выходе при оптимизации данного бизнес-процесса.

И третий критерий - нужно выбрать те процессы, в которых наиболее просто можно провести улучшения. В данном случае рассматривается затратная сторона улучшений – сколько улучшение будет стоить как по финансовым, так и по другим видам затрат, например, моральным затратам, затратам связанным с ухудшением психологического климата в организации и т.д. То есть здесь рассматриваются еще и отрицательные факторы для организации в целом, которые могут возникнуть при оптимизации данного бизнес-процесса.

Информация о работе Понятие и сущность бизнес-процессов