Понятие, сущность и структура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
- исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятия и сущности рынка……………………………5
Сущность рынка……………………………………………..5
Понятие рынка……………………………………………….6
Условия и причины возникновения рынка……………......8
Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11
Что такое спрос………………………………………………11
От чего зависит предложение товаров…………………….16
Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21
Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27
3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27
3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32
3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 274.43 Кб (Скачать файл)

     С   развитием    частной собственности развивалось и рыночное  хозяйство.  Наиболее  высокого  уровня частная  собственность  и  рыночные  отношения  достигли  при   капитализме.

     Объекты частной собственности многообразны. Они  создаются  и  приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов  от  ведения  собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в  кредитные  учреждения,  акции  и другие ценные бумаги.

     В дальнейшем     обособленность     товаропроизводителей     начала распространяться на коллективную  и  другие  формы  собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные   и смешанные предприятия.

     Кроме  того,  причина  становления  рынка  кроется  и  в   возможности (свободе) для каждого экономического субъекта  обеспечивать  свои  интересы.

     Рынок предполагает:

     а) свободу конкурентного поведения;

     б) свободу  хозяйствования;

     в) защиту интересов конкретного товаропроизводителя.

     Внерыночное  регулирование хозяйства  неизбежно   в   любой   системе,   однако   чем   меньше   скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.[1; 141]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИЛЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ  РЫНКОМ

    

 

     Наиболее распространенными в современном мире являются экономические системы смешанного типа с различной степенью регулирования со стороны государства и международного права.

     Ограниченные  ресурсы в этих системах распределяются  преимущественно с помощью рынков.

     Доходы каждого  человека зависят от того, что  он может предложить к продаже  на том или ином рынке.

     Поскольку  рынки играют такую большую  роль в жизни общества, познакомимся  с тем, как именно они работают  и как помогают людям решать  главные экономические вопросы.

     Посетив любой  рынок, можно увидеть, что суть  рыночного процесса – купля-продажа  товаров. Главными действующими  лицами на рынке являются продавцы  и покупатели. Поэтому понять  закономерности работы рынка  можно, только разобравшись в  том, чем руководствуются на  рынке покупатели и к чему  стремятся продавцы.[3; 525]

 

 

2.1. ЧТО ТАКОЕ СПРОС

 

 

     Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

     Этот термин, а точнее, его полный вариант  – «платежеспособный спрос» ввел  в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.[3; 530]

     Очень хорошо  это различие описал предшественник  Мальтуса Адам Смит: «Даже очень бедный человек может, в определенном  смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека».[3; 538]

     Мальтус довел  эту мысль до кристальной ясности,  назвав то, что Смит именовал  «реальным спросом», спросом платежеспособным. Его выводы позволяют  нам  сформулировать одно из важнейших  правил экономической жизни:

     «Для  рыночных процессов значение  имеют только те желания людей,  которые могут быть подкреплены  денежными суммами, реально достаточными  для покупки некоторого количества  товаров».[1; 27]

     Спрос в таком понимании характеризует состояние рынка, а точнее, связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершить покупку.

     Именно эту  связь иллюстрирует (рисунок 1) , где видно, что, будь цена на рынке пониже, покупатель купил бы желанных ему товаров побольше.

 

Рисунок 1 – Связь величины покупок и уровня цен

     Иными словами, объем (масса) покупок, или, как говорят экономисты, величина спроса, непосредственно зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести.

     Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который  покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цен этого товара.

     Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

     Информацию  о возможных величинах спроса  легко представить графически  в виде кривой, которая называется  кривой спроса (рисунок 2). Она  описывает картину спроса на  данном товарном рынке, т.е.  зависимость между:

  1. ценой товара;
  2. объемами покупок товара, возможными при различных уровнях цен.

 

Рисунок 2 – Кривая спроса

 

     Кривая спроса  позволяет ответить на два  вопроса:

  1. какова будет величина спроса при различных уровнях цен?
  2. Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

     Каждая точка  на кривой – величина спроса  на данный товар (возможное  количество покупок) при определенном  уровне его цены. Например, точка  с координатами (120,1) обозначает, что  при цене 1 денежной единицы покупатели  готовы приобрести 120 единиц товара.

     Кривая спроса  описывает все варианты величин  спроса, которые возможны на рынке  в данный момент. Их может быть  очень много. Поэтому когда  нам надо описать общую ситуацию  на рынке определенного товара, то удобнее становится пользоваться  уже не термином «величина  спроса», а термином «спрос».

     Различие между  терминами «величина спроса»  и «спрос» легче уяснить, если  знать, что каждое из них  – ответ на определенный вопрос.

     Ответом на  вопрос владельца магазина: «Сколько  товаров покупатели готовы будут  у меня приобрести за месяц  при цене 100 рублей?» - будет информация  о величине спроса.

     Если же  он поставит вопрос по-иному:  «Сколько товаров покупатели  готовы будут у меня приобрести  за месяц при различных уровнях  цен на данный товар?», то  ответом будет характеристика спроса покупателей на данном рынке.

     Чтобы лучше  понять механизм взаимосвязи  цены и объема проданных товаров,  посмотрим на данные, приведенные  в (таблице 1) такого рода таблицы  принято называть шкалами спроса.[5; 100]

 

     Таблица 1 –  Величина спроса на товар при  различных уровнях цен

Цена товара, ед.

Число возможных  покупок, шт.

5

10

4

20

3

40

2

70

1

120


     Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате 1%-го изменения другой переменой.

 

= : = * ,

 

где эластичности спроса по цене, Р – первоначальная цена,

Q – первоначальный спрос,

     И на рисунке,  и в примере связь между  ценой и величиной спроса складывалась  так, что более высокой цене  соответствовало меньшее число  покупок. Такую закономерность  в поведении покупателей можно  обнаружить по большинству товаров,  что и подтверждается личным  опытом любого человека, посещающего магазины.

     Закон  спроса: повышение цен обычно  ведет к снижению величины  спроса, а снижение цен – к  ее увеличению.

     Знакомство  с законом спроса позволяет  сделать два вывода, которых нельзя  забывать никому из нас (ведь, как говаривал мудрец, «каждый  живет продажей чего-либо»!):

     1) повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;

     2) при определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он может выручить при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.

     Говоря о  закономерностях формирования спроса, отметим, что помимо цены самого  товара, на изменения спроса влияют  еще такие факторы, как:

     а) цены других товаров;

     б) уровень доходов покупателей;

     в) численность покупателей;

     г) предпочтения покупателей (формирующиеся под влиянием их вкусов, традиций, рекламы и других обстоятельств).

     И наконец,  последнее, что нам надо знать,  чтобы понять, почему закон спроса  действует именно так, как мы  это описали выше, - это то, что  потребитель чаще всего ведет  себя на рынке рационально  (от лат. ratio – «разум»). Рациональный (разумный) потребитель осознает, что для совершения покупок он располагает ограниченной суммой денег, и старается потратить эти деньги путем покупки такого набора товаров, который обладает для него наибольшей полезностью.

     При этом  свой выбор он осознанно или  подсознательно делает не на  основе оценки полезности товара  вообще, а из оценки предельной  полезности этого товара для  него лично. А эта полезность  по основной массе товаров  неуклонно убывает по мере  удовлетворения потребностей покупателя. Действительно, для голодного  человека первый бифштекс обладает  очень большой полезностью. Второй  может съесть только большой  обжора. Что касается третьего, то он уже мало кому в горло полезет, а упорное его в себя запихивание может кончится неприятными последствиями.

     Получается, что  абсолютная полезность всех трех  бифштексов одно и та же, а  вот их предельная (дополнительная) полезность для конкретного человека  неуклонно снижается по мере  утоления голода. Поэтому большее  количество одних и тех же благ человек согласится покупать только при снижении их цены, что и формирует на графике наклон кривой спроса вниз – вправо.[5; 115]

 

 

      1. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ

 

 

     Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?

     Изучая действия  продавцов на рынке, нетрудно  заметить, что количество товаров,  которое предлагается ими к  продаже (величина предложения), также впрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.

     Величина предложения – объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода на рынок при определенном уровне розничной цены на этот товар.

     Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок. Это вполне логично: чем большую сумму денег продавец выручит за проданные им товары, тем больше он сможет потратить на удовлетворение уже собственных желаний, тем более комфортной жизни он сможет достичь.

     Связь величины  предложения товаров с уровнем  цены, по которой эти товары  могут быть проданы, изображены  на (рисунке 3).

 

Рисунок 3 – Связь величины предложения товаров и уровня цен

 

     Как мы видим,  чем выше цена, тем больший  объем товаров продавцы готовы  предложить на рынок в обмен  на деньги покупателей. Иными  словами, каждому уровню цены на рынке будет соответствовать своя величина предложения товаров со стороны продавцов (производителей).

     Величина предложения  обычно изменяется  в том же  направлении, что и цены. А вся  совокупность возможных величин  предложения при различных уровнях  цен образуют предложение на  рынке определенных благ.

     Как и в  случае со спросом, соотношение  между понятиями «величина предложения»  и «предложение» легче понять, если каждое из них – ответ  на определенный вопрос. Ответом  на вопрос владельца магазина: «Сколько товаров изготовители  будут готовы мне предложить  на продажу за месяц при  цене, равной X р.?» - будет информация о величине предложения. Если же он поставит вопрос по-иному: «Сколько товаров изготовители готовы будут мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?», то ответом будет характеристика предложения на данном рынке.

Информация о работе Понятие, сущность и структура рынка