Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является изучение исследования различных аспектов проблемы бедности в странах «третьего мира».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить различные подходы к определению бедности как экономической категории;
выяснить причины возникновения бедности;
разобрать основные концепции определения бедности

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы и подходы в исследовании бедности как экономической категории 6
1.1 Подходы к определению бедности как экономической категории 6
1.2 Причины возникновения бедности и масштабы ее распространения 10
1.3 Концепции определения бедности, критерии и особенности измерения 13
2 Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире 18
2.1 Понятие и уровень развития стран «третьего мира». Анализ экономических исследований 18
2.2 Особенности стратегий развития рыночной экономики и проблема выбора модели 22
2.3 Стратегия «экономического чуда» в новых индустриальных странах и Турции 24
3 Проблемы включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство 31
3.1 Причины отсталости стран «третьего мира»: анализ динамики и факторов развития 31
3.2 Экономические проблемы стран «третьего мира» 31
3.3 Экономическая роль государства и пути преодоления бедности в странах «третьего мира» 34
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение А 45
Приложение Б 46

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Одной из составляющих устойчивости экономик НИС сегодня считается  наличие разветвленных субподрядных схем, которые сосредоточены вокруг крупных предприятий. В такие схемы входит большое число малых фирм, связанных не только кооперационными связями, но и финансово, за счет лизинга, обмена кадрами, переплетения капиталов.

Также, подчеркнем, что  стратегия и тактика построения промышленной структуры, удовлетворяющей потребностям рыночной экономики, производились с четко определенными стратегическими планами. В Тайване, например, они имели четырехлетний срок исполнения. Реализация первого плана началась в 1953 г. В Юж.Корее использовалось пятилетнее планирование. Первая пятилетка там была начата в 1962 г. Ее основная цель – это индустриализация, увеличение производительности с/х, развитие базовых отраслей и импортозамещения. Приоритетами второй (1967 – 1971 гг.) стали расширение экспорта потребительских товаров, стимулирование развития с/х благодаря увеличению экспорта его продукции. Третий план (1972 – 1976 гг.) предусматривал достижение сбалансированного роста, выравнивание развития регионов, расширение базы тяжелой промышленности. В конечном счете, шестой и седьмой планы (1987, 1996 гг.) были направлены на увеличение экспортного потенциала, на структурные изменения, развитие наукоемких отраслей, технополисов, увеличение открытости национальной экономики  [11].  

В конце 1993г. В Юж. Корее был принят долгосрочный план «Стратегия интернационализации для новой экономики». В нем предусматривалось расширение экспорта и инвестирования за рубежом, открытие внутренних рынков и финансового сектора для привлечения иностранных товаров и капиталов, предоставление большей свободы предпринимательской деятельности, поощрения развития с/х  [9].

Таким образом, исходя из экономических систем, на первом этапе  НИС устанавливали как приоритет  развитие с/х, базовых отраслей, легкой промышленности, где работали преимущественно низкоквалифицированные рабочие. Следующим этапом был переход к отраслям, где использовался квалифицированный труд, по мере накопления капиталов происходила переориентация на капиталоемкие производства, затем на области с интенсивными технологиями. Только после этого, когда экономическая система приобретала сбалансированность, а значит и стабильность, в жизнь воплощалась поэтапная либерализация экономики.

Также через рынок  капитала для привлечения накапливаемых населением ресурсов правительствами НИС была создана сеть почтовых сберегательных банков и банки развития для предоставления долгосрочных кредитов. Осуществлялось жесткое регулирование и контроль за банками [14]. Низкая склонность к потреблению позволяла применять ограничения на депозитный процент банков. В течение 1971 – 1990 гг. реальная процентная ставка по депозитам в Юж. Корее составляла 1,88%, в 1976 – 1991гг. в Малайзии – 2,77%, в течение 1974 – 1991гг. в Тайване – 3,86%.

Значительное внимание уделялось преференциальным кредитам с обеспечением целевого направления средств.  По признанию специалистов Всемирного банка, целевые кредиты в случае их строгого мониторинга способствовать увеличению инвестиций, поддерживать технологический рост и освоение новых направлений деятельности  [6]

В 90 – х гг. благодаря  стабильным темпам экономического роста, благоприятным финансовым показателям  и расширению сфер влияния японского  и южнокорейского капиталов в  НИС почувствовали существенный приток капиталов. За 1990 – 1994 гг. прямые инвестиции в Юго – Восточной Азии выросли в 4 раза. В середине 90 – х гг. их поступления в страны региона общий объем составил более 55%, направленных в развивающиеся страны.

Исходя из понимания  необходимости приоритетного развития объектов экономической стратегии государства, правительства НИС, для осуществления успешной стратегии, уделяли особое внимание созданию благоприятного экономического климата. Еще одной особенностью институциональной структуры НИС является система взаимосвязей между современными крупными и традиционными малыми предприятиями. Осознавая неизбежную искривленность процессов конкуренции в неразвитой рыночной среде и опираясь на корпоративность национального сознания, авторы стратегий развития НИС сделали ставку на сочетание конкуренции и корпоративного поведения, создали для этого соответствующие институциональные структуры.

Реализуя указанные  меры, правительствам НИС удалось  в короткий срок выработать рациональные стратегии частных экономических  субъектов. Благодаря этому главными ориентирами их деятельности стало неполучение текущих сверхдоходов, а стратегическое развитие и овладение рынками.

Приведенная стратегия  могла реализоваться лишь при  условии сильной власти. Поэтому  специфической чертой формирования НИС было существование в большинстве из них тоталитарных политических режимов. Следует отметить, что тоталитаризм в этих странах существенно отличается от европейского, положительно влияет на достижение общественного согласия.

Итак, кроме экономических  и политических факторов, не последнюю роль в развитии НИС сыграли и социокультурные факторы как элемент сравнительных преимуществ в международной конкуренции. Правительствам этих стран удалось объединить в своей экономической стратегии рационализм и прагматизм западной цивилизации с традиционными коллективистскими мировоззренческими позициями конфуцианской этики. Благодаря этому сформировалась идеология экономического роста, произошло объединение усилий наций вокруг этой цели. Воплощение в жизнь этой стратегии способствовало развитию национальных традиций предпринимательства и деловой культуры, основанных на самодисциплине, доверии и ответственности, распределении результатов роста между членами общества, в повышении образовательного уровня и укреплении технологической и инженерной культуры. Это сформировало специфическую мотивационную систему, которая стала основой восточноазиатской модели «экономического чуда».

Одной из новых экономических  стран некоторые специалисты  считают Турцию. Ведь ее динамичное экономическое развитие имеет общие черты с НИС. Так, к началу 80 – ч гг. в Турции сохранялась значительная доля государственного сектора – от 50% до 75%  [10].

Собственно, именно правительством была сделана первая значительная инвестицию в развитие национального машиностроения – создание в 1950г. Государственной корпорации машиностроения и химической промышленности. Первые частные инвестиции в этой области были осуществлены лишь через 10 лет. Половина всех вложений в 60-80-х годах были государственными. Государственными или под контролем правительства были крупные банки, что позволяло удерживать низкие процентные ставки. Проводилась активная политика государственного патернализма – протекционизм, сельскохозяйственные дотации, ограничения притока иностранных капиталов, поддержка развития профсоюзов. Осуществлялось стратегическое планирование. Согласно первого пятилетнего плана развития с 1963г. Была провозглашена стратегия импортозамещающей индустриализации. Результаты стратегии 60-70-х годов были положительными. Средний темп роста ВНП составил 7%, а промышленного производства – 9% в год. В отличие от НИС, в Турции не произошло своевременной переориентации экономической стратегии. Проблема валютных поступлений решалась за счет притока краткосрочных капиталов и продажи природных ресурсов на фоне ресурсного бума 70-х  [9]. 

Невзирая для  антиинфляционные мероприятия, Турция продолжала реализовывать промышленную политику.

Процессы приватизации в Турции были медленными. Распространялась аренда предприятий. Официально провозглашался постепенное отрешение государства из сфер деятельности, которые могут быть открыты для частных капиталовложений. [8, c.64].

Благодаря принятым в середине 90 – х гг. экономика  Турции продолжала расти быстрыми темпами. На 1994г. Более 85% турецкого экспорта уже составляла продукция перерабатывающей промышленности. Государству принадлежали 46% банковских активов. Это обеспечивало значительное повышение уровня стабильности экономики. Следует отметить, что активный экономический рост происходит одновременно с высокой инфляцией, которая находится на уровне около 80% годовых. Итак, опыт построения рыночной экономики Турции специфический и требует детального изучения.

Таким образом, изучение практики государственной  экономической стратегии НИС  подтверждает возможность эффективного применения государственной экспансии для снижения уровня нестабильности экономической системы, построения структуры экономической стратегии разных уровней, достижения высокого уровня развития экономики, включение в мировую экономическую систему за небольшой промежуток времени. Проведенный анализ подтверждает мнение исследователей о том, что реализация именно активной государственной стратегии – единственный способ занять достойное место на мировом рынке для стран, оказавшихся в положении догоняющих   [12].

 

3 Проблемы включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство

3.1 Причины отсталости  стран «третьего мира»: анализ  динамики и факторов  развития

Среди причин отсталости развивающихся стран можно отметить их колониальное и зависимое прошлое, перенаселенность, низкий уровень технологии, многоукладность экономики, в которой огромные массы людей связаны с традиционным аграрным сектором хозяйства, воспроизводящим экономическую и социальную отсталость, специфику этносоциополитической структуры, а также характер взаимоотношений стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Преодоление разрыва между «Севером» и «Югом» займет длительный исторический период. По самым оптимистическим оценкам западных экономистов, возможность ликвидации существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами может возникнуть лишь в середине XXI в., да и то при условии значительного притока внешних ресурсов [5].  

3.2 Экономические  проблемы стран «третьего мира»

Характерной особенностью экономик всех стран «третьего мира» является их не гармоничность в развитии отраслей народного хозяйства, которая объясняется тем, что они не прошли последовательно фазы экономического развития, как до этого сделали развитые страны. Для наименее развитых стран характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения).

Национальный  капитал в большей части, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако больше внимания уделяется торговле импортными товарами и отсутствием инвестирования национального производства из-за возможного уровня риска   [17].

Для экономики  этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накоплений.

Не на последнем  месте демографическая ситуация этих стран, как способ негативного  воздействия на экономику. Высокие  темпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с увеличением числа проживающих в этих странах ведет к недостатку средств для удовлетворения естественных потребностей   [2].

Уже давно понятно, что в мире неразвитым странам  в мировом хозяйстве выделяют периферийное место, основные функции которых постоянная поставка сырья и наличие неквалифицированной, дешевой рабочей силы.

Хотелось бы также уделить внимание политике этатизма, т.е. когда государство  напрямую вмешивается в экономику с целью ускорить темпы ее роста. Именно такая политика характерна для многих развивающихся стран. Из-за отсутствия частных капиталовложений и иностранных инвестиций государству не остается иного выбора, кроме как взять на себя роль инвестора. Однако в некоторых развивающихся странах осуществляется политика разгосударствления или так называемая приватизация, которая подкреплена некими «стимулами» частного сектора (льготное налогообложение, либерализация импорта, протекционизм в отношении особенно важных предприятий, которые находятся в частной собственности).

Исследователями  отмечено, что эти страны условно  можно разделить на несколько  групп, если руководствоваться необходимыми критериями: структура экономики  страны, экспорта и импорта, степень  открытости страны и вовлеченность в мировое хозяйство, а также некоторые особенности экономической политики государства.

Ко всему  выше перечисленному, также можно  добавить несколько слов, касаемо  внешнего долга. В исследовании Нгана  Симона Пьера, говорится, что сегодня 80% задолженности беднейших стран Африки принадлежит МФУ, в отличие от ситуации в других странах «третьего мира», которые достигли определенной стадии индустриализации, где внешние долги в основном привлекаются от частных субъектов или богатых стран. Бывшие французские колонии такие, как Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар и Габон находятся в сложном положении. Существует сейчас оправдание тому, почему Африка по-прежнему платит за долги, которые уже выплачены давно.

В 2004 г. Суммы, выплаченные на обслуживание долга превысили US $ 450 млрд., или в 5,5 раза объема официальной помощи в развитии (US $ 79 млрд). Несмотря на эти окончательные цифры, долг в настоящее время используется в качестве средства ущемления и шантажа со стороны доноров. Возьмем в качестве примера Францию. Когда Франция дает деньги Камеруну или Кот-д'Ивуар, она использует средства от транзакций счетов в Казначействе Франции центральных банках этих стран. Эти счета, как мы отметили выше, состоят из внешних активов африканских государств. Таким образом, когда Кот-д'Ивуар обращается с экономической просьбой к Франции, она повторно использует собственные средства, сопровождающиеся высокой процентной ставкой, не учитывая, что эти деньги принадлежат ему прикомандированных к нему права и факта. Африка не может независимо развиваться в эпоху глобализации. В статье автор задается вопросом, почему бы не создать альтернативу Валютному фонду, состоящую из африканских стран и достойных стран «третьего мира», который имел бы аналогичный опыт и сумел бы утвердиться среди незаменимых партнеров Запада, таких как Индия, Бразилия, Венесуэла или Корея? Одно можно сказать наверняка, если такая масштабная нищета, которая существует в Африке, будет продолжать расти, то стабильность не возможна ни на континенте, ни во всем в мире   [27].

Информация о работе Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире