Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является изучение исследования различных аспектов проблемы бедности в странах «третьего мира».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить различные подходы к определению бедности как экономической категории;
выяснить причины возникновения бедности;
разобрать основные концепции определения бедности

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы и подходы в исследовании бедности как экономической категории 6
1.1 Подходы к определению бедности как экономической категории 6
1.2 Причины возникновения бедности и масштабы ее распространения 10
1.3 Концепции определения бедности, критерии и особенности измерения 13
2 Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире 18
2.1 Понятие и уровень развития стран «третьего мира». Анализ экономических исследований 18
2.2 Особенности стратегий развития рыночной экономики и проблема выбора модели 22
2.3 Стратегия «экономического чуда» в новых индустриальных странах и Турции 24
3 Проблемы включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство 31
3.1 Причины отсталости стран «третьего мира»: анализ динамики и факторов развития 31
3.2 Экономические проблемы стран «третьего мира» 31
3.3 Экономическая роль государства и пути преодоления бедности в странах «третьего мира» 34
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение А 45
Приложение Б 46

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

3.3 Экономическая  роль государства  и пути  преодоления бедности в странах  «третьего мира»

Для большинства  развивающихся стран характерно активное участие государства в  экономике. Отсталость, хроническая  нехватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника.

Государственный сектор создавался, прежде всего, путем расширения его позиций за счет нового строительства  в инфраструктуре и промышленности, частично – национализации. Доля государственных предприятий в ВВП составляла в 90-х гг. в среднем 11% (в развитых странах – 5%). Государство заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие.

Усилению экономической  роли государства способствовали перспективные  планы, принятые в большинстве развивающихся  стран под влиянием советского опыта  планирования. По некоторым оценкам, за 1950 – 1980 гг. было утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как заявления о намерениях правительства. Вместе с тем некоторые страны «третьего мира», например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы, способствующие росту современной промышленности и инфраструктуры.

Участие государства  не отменяло в большинстве развивающихся  стран рыночные механизмы, хотя оно  нередко пыталось их ограничивать путем  контроля над частным предпринимательством. Например, в Индии промышленность государственными указами была разделена на три группы с разной степенью разрешенного участия частных предпринимателей. Некоторые производства (оборонные, стратегически важные) были для них закрыты. В ещё большей степени такого рода ограничения относились к частному иностранному капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе взаимодействия государственного и частного секторов  [32].

Несомненно, роль государства в становлении экономики  играет немаловажную роль, тем не менее, следует, рассмотреть какие именно пути преодоления бедности предлагаются на протяжении многих лет исследователями. Каковы их основные идеи? Также в работе приведены, примеры развитых стран, в которых были использованы различные методы для борьбы с этой проблемой.

С давних времен перед человечеством стоит проблема бедности, попытки разрешения данной проблемы принимаются на протяжении многих десятилетий. В первую очередь  одним из примеров преодоления бедности можно считать труды А. Смита  и Ж. Прудона. Их основной идеей было то, что преодолеть бедность можно только благодаря труду. Именно в нем заключается основной способ преодоления этой проблемы  [23][21].

В дальнейших исследованиях  можно наблюдать предложения, которые  все сводят к индустриализации, которые в какой-то мере могут себя оправдать. Нельзя не отметить, что наиболее важным для развивающихся стран будет активная поддержка индустриально развитых стран, в предоставлении различных кредитов и инвестировании.

Стоит отметить, что согласно оценкам ведущих специалистов важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно он ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Также в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к решению.

Если рассматривать  методы борьбы с бедностью на примере  стран, которые достаточно эффективно развили свою экономику, то стоит  отметить США.

Действующие в США программы борьбы с бедностью охватывают 15-20 % населения. Помощь бедным представляется в том случае, когда человек является бедным и принадлежит к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем; нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), а также все граждане, чей доход ниже определённых требований. Эта помощь оказывается в денежной и натуральной формах.

Помощь в  натуральной форме – это талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешёвое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги.

Так, В Чехии устанавливается гарантированный прожиточный минимум (с выплатой пособия в случае его отсутствия) на уровне минимальной пенсии. В Болгарии получить социальную помощь могут те, доход которых ниже социального минимума и ниже физиологического. Кроме того, одиноким людям старше 70 лет и инвалидам I группы, имеющим доходы ниже установленного минимума, предоставляются бесплатные купоны на питание, и оплачивается 1/2 расходов на коммунальные услуги. Инвалиды и дети с тяжёлыми заболеваниями, не имеющие автомобиля, пользуются бесплатным проездом на городском пассажирском и пригородном транспорте; предусмотрены и иные формы обслуживания инвалидов и пожилых. Социально незащищённым группам, несколько раз в год оказывается материальная помощь на удовлетворение потребностей в сезонной одежде, покупку учебных пособий, дорогостоящих лекарств.

Несмотря на усилия отдельных правительств по устранению бедности, пока, к сожалению, во многих странах существует голод и нищета, безработица и безграмотность, неудержимо распространяемые инфекционные заболевания, особенно ВИЧ-СПИД, усиливается угроза сообщения озонового слоя, парникового эффекта.

Так, в результате всего этого в 2000г. Главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015г. И призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015г. Вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 доллар в день   [31].

На недавно проведенном мероприятии, которое было специально организованно накануне Весенних совещаний Всемирного банка и МВФ мероприятия – Голоса мира в борьбе с бедностью. Представителями более чем 80 стран решался и обсуждался вопрос: «Как покончить с бедностью при жизни одного поколения?». Непосредственное участие в данном мероприятии приняли президент группы организаций Всемирного банка Джим Ен Ким и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун   [30].

Директор Ким заявил: «люди, живущие менее чем на 1,25 долларов США в день, - это честно говоря, пятно на нашей совести, и мы собираемся сделать все возможное, чтобы уменьшить их долю в общей численности населения до 3%».

Данное мероприятие  и более тесное сотрудничество между  Всемирным банком и ООН стали апогеем многомесячной кампании директора Кима, обращенной ко всем людям планеты с тем, чтобы получить ответ на вопрос: « Что необходимо сделать для того, чтобы покончить с бедностью» и учесть эти рекомендации при разработке стратегии действий  [30].

Можно надеяться, что все-таки в будущем данное мероприятие принесет свои плоды, но пока судить об этом рано. Возможно, что предлагаемые пути решения преодоления бедности, в какой-то мере способны сократить число бедных как в развивающихся странах, так и в мире в целом.

 

Заключение

Рассмотрев понятие бедности в развивающихся странах, можно с уверенностью сказать, что поставленные задачи были достигнуты. В ходе исследования выяснилось:

Во-первых, развивающиеся страны – это особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда.

Во-вторых, стоит отметить, тот факт, что понятие бедность может трактоваться по-разному: и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как определенное самоощущение себя в социуме. Все зависит от автора и от концепции, которой он придерживается при рассмотрении этого вопроса.

Также, как выяснилось в ходе исследования история изучения бедности, включает два периода. Период с XVIII до первой половины XX века, когда этой проблемой занимались такие известные ученые, экономисты и философы как Адам Смит, Д. Риккардо, Карл Маркс и др. Второй период изучения этого вопроса, связан с именами таких исследователей как Хайек, Таунсенд и др. В процессе изучения этого вопроса многими учеными были выдвинуты понятия и критерии бедности. Также разрабатывались теории и концепции бедности, которые были рассмотрены в данной работе. Также стоит отметить, что в работе были использованы труды ученых первого периода, которые являются первоисточниками.

Также немаловажным остается то обстоятельство, что в ходе социально-экономического развития общность претерпевает существенные изменения, усиливает расслоение на подгруппы. Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствует дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран стала индустриализация по двум основным моделям – импортозамещающей и экспортоориентированной.

Реализация стратегии  в развивающихся странах объективно во многом зависит от роли государства в экономике, его способности мобилизировать внутренние ресурсы, повысить норму накопления и привлечь зарубежные инвестиции в целях модернизации хозяйства. В развивающихся странах при поддержке государства сохраняется мелкое производство как необходимый элемент социально-экономической структуры, обеспечивающий товарами и услугами массовый спрос населения и занятость. Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от Центра к Периферии, растущим значением мировой торговли.

Поступления средств по межгосударственным программам помощи развитию и от международных финансовых организаций, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение.

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. Как уже оговаривалось выше, в 2000г. Главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. И призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение.

Не будет  преувеличением сказать, что на современном  этапе, бедность – это одна из самых глобальных проблем человечества. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

 

Список использованных источников

 

Учебники  и учебные пособия

  1. Всемирная история: учебник для студентов ВУЗов под редакцией Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ – ДАНА,2012. – 687 с. ISBN 5 – 978-5-238-01639-9.
  2. История экономики. Под редакцией Кузнецовой О.Д. и Шапкина И. Н. – М. : ИНФРА – М, 2009. – 384 с.
  3. Матвеев М.М. Основы социальной экономики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. М. : 33.Кокшетау, 2011 ISBN 978-601-206-051
  4. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие – Калининград : Калининградский университет, 2009. – 87 с.
  5. Хмелев И. Б. мировая экономика: Учебно – методический комплекс. – М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2008.
  6. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие. – М. : 2010.
  7. Лаврентьев В.Н. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры. М. : Наука, 1990 – 192 с.
  8. Современный цивилизованный рынок / Под ред. А. М. Алексеева и др. – Ярославль: Изд. Дом 2Д-студия, 1995. – 624 с.
  9. Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы. – М. : Наука, 1991. – 317 с.

 

Составная часть периодических изданий (газета, журнал)

  1. Авдашева С. Турция: национальная модель либерализации экономики // Вопросы экономики. – 1992. - №11. – с.93 – 101.
  2. Андрианов В. Роль государства в формирование рыночной модели динамичной экономики в Южной Корее / / Экономист. – 1994. - № 8. С – 90 – 96.
  3. Жуков С.В. Роль государства в сотворении «южнокорейского чуда» / / Рос. Экон. Журн. – 1993. - № 5. – С. 98 – 104.
  4. Колганов А. Закономерности переходной экономики: экономические теории и модели / / Вопр. Экономики. – 1995. - № 2. – С. 50 – 60.
  5. Лузин Г.П., Павлов К.В. Об изучении переходных, кризисных состояний экономики / / Общество и экономика. – 1995. - № 7-8. – С. 3 – 22.
  6. Шань Вэйянь. Смешанная система и продолжение рыночных реформ в китайской экономике / / Вопр. Экономики. – 1992. - № 11. – С. 53-62.

Информация о работе Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире