Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:45, курсовая работа
Экономическая жизнь существует столь же долго, как и существует человечество. Перед человечеством всегда стояли, стоят и будут стоять три взаимосвязанные проблемы: "что производить?", "как производить?", "для кого производить?". Перед потребителями и производителями постоянно стоит дилемма: Какой товар или услугу предложить покупателям? Какой объем товаров или услуг необходимо произвести?
Введение
1. Спрос и эластичность спроса.
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
1.2. Эластичность спроса.
2. Предложение товаров на рынке.
2.1. Особенность рыночного предложения.
2.2. Эластичность предложения.
Заключение.
Список используемых источников.
Существует несколько причин обратной зависимости величины спроса от цены:
«Теория полезности является, прежде всего, попыткой объяснить образование цены с точки зрения психологии. Экономисты-классики заимствовали из повседневного языка слово «полезность» и придали ему специальное значение способности товара удовлетворять желание. Они утверждали, что наличие полезности является фактором, предшествующим существование меновой ценности ».*
Если
из двух взаимозаменяемых
* Теория потребительского поведения и спроса. Спб, 1993, с.78
1.2 Эластичность спроса
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:
Эр =
В зависимости от этих показателей и рассчитанного коэффициента эластичности различают эластичные и неэластичные спросы по цене:
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1%.
В зависимости от связи между QD и I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным:
Рис.1.2 Варианты зависимости спроса от дохода
2.1 Особенность рыночного предложения
Предложение, точно также как и спрос, это обобщающий термин. Он характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара.
Объем и структура
предложения характеризует
В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели много товаров, а другие мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда, у других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины (объема) предложения от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность покупателей (рыночное предложение) готовы приобрести за некоторый период. Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения).
Так же как и спрос, предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, на котором оно возникает:
Предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую прибыль. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Если кривая
спроса устанавливает
Рис.2.1 Кривая предложения.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.
Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.
Изменение предложения происходит тогда, когда изменяются прочие факторы, которые раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить:
Зависимость величины (объема) предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности.
2.2 Эластичность предложения
Эластичность предложения измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению цены этого товара.
Эластичность предложения зависит от ряда факторов:
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее приспособляется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды:
Рассмотрим подробнее.
Различают следующие формы эластичности предложения:
Рис.2.2 Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение
Заключение
Каждая
из сторон, участвующая в «операциях»
купли/продажи, пытается максимально полно
удовлетворить свои потребности при любой
установленной на товар цене, однако каждая из них находится
во власти своего сдерживающего фактора:
покупатели сдерживаются ограниченностью
своего бюджета, а поставщики–ограниченностью
своих технологических возможностей.
Надо также
отметить, что спрос выступает одним из
самых важнейших факторов при формировании
экономической стратегии предприятия,
так как только производство “нужных”,
пользующихся спросом у покупателей товаров
целесообразно и выгодно с экономической
точки зрения.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы.
Список используемых источников