Приватизация в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является выявление сущности приватизации, ее целей, методов, подведение итогов и определение проблем приватизации и разгосударствления государственной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации………………..5
1.2 Организация приватизации……………………………………………..7
1.3 Методы и способы приватизации……………………………………..12
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………...….16
2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………..…..16
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности………….19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………………...23
3.1 Проблемы приватизации……………………………………………….23
3.2 Итоги приватизации…………………………………...……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

     Курсовая работа:  35 с., 2 рис., 3 табл., 21 источник, 3 прил.

 

     ПРИВАТИЗАЦИЯ, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ОТКРЫТОЕ  АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ПРОДАЖА НА  АУКЦИОНЕ, АРЕНДА С ПОСЛЕДУЩИМ  ВЫКУПОМ

 

     Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике, который подразумевает в том числе и переход от государственной собственности к частной. В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Приватизация – одно из направлений разгосударствления, которое заключается в передаче государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

     Целью курсовой работы  является выявление сущности приватизации, ее целей, методов, подведение итогов и определение проблем приватизации и разгосударствления государственной собственности.

     Изучены и подробно  описаны понятие приватизации и разгосударствления, охарактеризованы цели, способы приватизации, изучена динамика за последние годы.

     Изучены методы приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь, проанализированы положительные и отрицательные способы приватизации.

     Проведен анализ масштабов приватизации и разгосударствления Республики Беларусь:

     1. выявлены причины медленной приватизации,

     2. сделаны выводы  о том, что в настоящее время система приватизации страны не совершенна, позиция государственного аппарата управления не четкая, что в свою очередь даёт толчок для ее дальнейшего развития и улучшения.

     Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический

материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все  заимствованные  из  литературных  и  других  источников  теоретические, методологические  и  методические  положения  и  концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                   ________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ………………………………………………………………...5

     1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации………………..5

     1.2 Организация приватизации……………………………………………..7

     1.3 Методы и способы приватизации……………………………………..12

ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………...….16

     2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………..…..16

     2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности………….19

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………………...23

     3.1 Проблемы приватизации……………………………………………….23

     3.2 Итоги приватизации…………………………………...……………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий [14, с.56]. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

     Важнейшими элементами рыночного механизма являются конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.

     В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд.

     Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике.

     Объектом и  предметом  исследования  курсовой являются  приватизация и разгосударствление  в Республике Беларусь.

 

     В связи с этим, цель данной работы – рассмотреть сущность, цели, принципы и методы приватизации, определить перспективы развития приватизации в Республике Беларусь, изучить и проанализировать итоги и проблемы уже проведенных мероприятий по приватизации и разгосударствлению.

     Задачами данной работы являются анализ этапов и итогов приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития процессов разгосударствления и приватизации, а также выявление способов решения проблем, возникающих при их реализации.

     Для проведения исследования использовались данные за 2008 – 2011 год, за январь – сентябрь 2012 года, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.

    При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ, сравнение, метод дедукции.

     Вопросы, посвященные процессам разгосударствления и приватизации, широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Планы приватизации утверждаются Советом Министров, порядок проведения мероприятий по разгосударствлению регулируется нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы использовался материал, опубликованный в интернете, а также следующая литература: Лемешевский И. М. «Макроэкономика», Павловская В. П. «Основы приватизации», Базылев Н. И. «Макроэкономика», нормативно-правовые акты: Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» и другие. В том числе  использовалась информация периодических изданий: «Экономическая газета», «Белорусский банковский бюллетень» и др.

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

 

     1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации

 

     В основе любой экономической системы лежат отношения собственности.  Преобразование этих отношений посредством разгосударствления и приватизации – одно из важнейших условий формирования социально-ориентированной рыночной экономики. В настоящее время в мире нет стран, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью [4, с.283].

     Существует два основных вида собственности: государственная и негосударственная (Приложение А).

     Преобладание государственной формы собственности в экономике страны (огосударствление) приводит к возникновению государственной монополии, пагубной для развития экономики и населения, но выгодной для производителей. Противоположное понятие «разгосударствление» наоборот означает совокупность мер по уменьшению роли государства в экономике. Процесс разгосударствления гораздо шире и не сводится к одной приватизации.

     Приватизация – одно из направлений разгосударствления, которое заключается в передаче государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. В результате приватизации государство теряет право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими [11, с.55].

     Главная задача приватизации – повысить эффективность деятельности предприятий и других субъектов хозяйствования.

     В качестве основных  целей приватизации можно выделить:

1) поиск ресурсов для предприятий,

2) покрытие дефицита государственного бюджета,

3) смена собственников [6, с.1].

     В более узком смысле  под приватизацией понимают продажу объектов приватизации субъектам приватизации.

     Объектами приватизации являются:

- предприятие как имущественный комплекс государственного унитарного предприятия;

- акции (доли в уставном фонде) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности или собственности административно-территориальных единиц [15, с.2].

     К субъектам приватизации относятся:

1) физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства);

2) юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных органов и хозяйственных обществ, в уставном фонде которых количество акций, долей РБ или ее административно-территориальных единиц превышает 50%,

3) иностранные юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами;

4) международные организации;

5) иностранные государства и их административно-территориальные единицы.

     К основным принципам приватизации можно отнести следующие:

- законность;

- дифференциация методов, форм, органов и процедур приватизации;

- предоставление определённых социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий,

- обеспечение широкой гласности процесса приватизации, в том числе освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации,

- плановость – приватизация проводится в соответствии с планом, разработанным на три года и утвержденным Президентом;

- принцип равенства субъектов  приватизации,

- содействие развитию эффективности  социально ориентированной рыночной  экономики,

- соблюдение и защита прав собственников [17, с.4].

     Таким образом, осуществление приватизации в условиях перехода к рыночной экономике является актуальной задачей, поскольку позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. Ключевой предпосылкой приватизации является сокращение доли государственного сектора. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования [19, с.1].

 

 

1.2 Организация приватизации

 

     Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы, а именно с анализа республиканской и местных программ приватизации, необходимых, прежде всего, для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.

     Республиканской программой предприятия разделены на группы (рисунок 1.1).

 

Государственные предприятия Республики Беларусь




Предприятия, приватизация которых запрещена



Предприятия, приватизация которых проводится по решению правительства


 

 

Рисунок 1.1 – Классификация предприятий в зависимости от возможности приватизации

 

     Примечание: – Источник [9]

 

     В случаях, когда инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов, бухгалтерии и представителя профсоюзного комитета.

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь