Приватизация как условие перехода к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизационных процессов 5
1.1 Сущность, направления, цели и задачи приватизации 5
1.2 Теоретическое обоснование необходимости приватизационных процессов при переходе к рыночной экономике 13
2 Анализ приватизации в Республике Беларусь. Мировой опыт приватизационных процессов 17
2.1 Исследование приватизационных процессов в Республике Беларусь в начале 90-х гг. ХХ в. 17
2.2 Разгосударствление и приватизация на современном этапе 20
2.3 Оценка опыта приватизации в других государствах 24
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь 32
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и маркетинга

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по макроэкономике

 

на тему: «Приватизация как условие перехода к рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила

Студентка  гр. Мк-25     Лелётко Е. А.

 

 

Руководитель            Селезнёва Ю. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИТЕБСК 2012 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                 3

1 Теоретические аспекты приватизационных процессов 5

1.1 Сущность, направления, цели и задачи приватизации 5

1.2  Теоретическое обоснование необходимости приватизационных процессов при переходе к рыночной экономике          13

2 Анализ приватизации в Республике Беларусь. Мировой опыт приватизационных процессов          17

2.1 Исследование приватизационных процессов в Республике Беларусь в начале 90-х гг. ХХ в.             17

2.2 Разгосударствление и приватизация на современном этапе 20

2.3 Оценка опыта приватизации в других государствах 24

3  Возможность и перспективы применения зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь            32

Заключение 36

Список использованных источников         38

Приложение             40 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Актуальность  проблемы приватизации заключается  в том, что трансформация административно-командной экономики в рыночную требует особого переходного периода. Это обусловлено принципиальными различиями двух экономических систем.

Административно-командная  экономика - такая экономическая  система, в которой баланс между  производством и потреблением поддерживается путем распределения и перераспределения всех товаров. Распределительный механизм порожден чрезмерной централизацией не только ресурсов, но и власти, что обусловлено монополией государственной собственности.

Отсутствие  внутренних побудительных мотивов  к развитию является главным недостатком  административно-командной экономики, который предопределил отставание темпов экономического роста и уровня жизни населения государств с такой экономической системой от стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому экономические реформы, осуществляемые в странах с административно-командной экономикой, были направлены на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в развитии производства и роста его эффективности. Однако они проводились при сохранении монополии государственной собственности и поэтому существенных результатов не достигли.

Объективно  присущая экономическому развитию необходимость  повышения уровня жизни населения  потребовала коренных преобразований и перехода к рыночной экономике.

Важнейшими  элементами рыночного механизма  являются конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.

В условиях конкуренции  производитель вынужден выпускать  продукцию, удовлетворяющую требованиям  потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.

Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике. В связи  с этим, целью данной работы будет  раскрыть на основе мирового и отечественного опыта потенциал приватизации в ходе перехода к рыночной экономике, рассмотреть возможность применения в нашей стране зарубежного опыта приватизации и возможно предложить новые подходы для процесса разгосударствления.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

    1. Сущность, направления, цели и задачи приватизации

 

Приватизация (от англ. рrivate - частный, единичный) всегда означает смену государственной  формы собственности частной (приватной). Наряду с традиционным ее пониманием как процесса передачи объектов, определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней, данное понятие охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого-либо права, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования.

Приватизация - это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частную собственность. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы право непосредственного правления ими. Отсюда следует, что приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности. Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта, что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.[2]

Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих  в  связи  с  изменением  формы  собственности   на   средства производства: с «государственной» на «частную».

Она  включает  взаимосвязь приоритетов,  отражающую  сочетание  интересов   органов   государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения  в  целом  в  процессе глубинных  изменений.   Диалектика   приватизации  и   разгосударствления заключается  в  том,   что   приватизация   является   разгосударствлением собственности.

Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны,  она  должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом  государственного  регулирования  долговременного характера.

К главным целям  приватизации, следует отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к  максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений. 
  • создание    хозяйственно-правовых    условий    для    эффективной    работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной   перестройке    и    активизации   инвестиционного    процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование    новых    экономических    отношений,    построенных     на многообразии   форм   собственности,   самостоятельности   производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие   конкурентной   среды   и   предпринимательской   деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение   вмешательства   государства   в   экономические   процессы   и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение   расходов   на    государственное    управление   (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

          Достижение  социальной  справедливости,  повышение  экономической эффективности  производства,  рост  доходов  государственного  бюджета  не выступают  собственными целями  приватизации.  Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.[6]

          Основными  критериями  выбора   способа   приватизации   являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости  и  приоритета   трудового   коллектива,   демонополизация, необходимость  сохранения  профиля  предприятия  и  его  производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.  Названные критерии   обусловили   следующие   основные   способы   приватизации    – акционирование  (с  закрытой  подпиской  или  продажей   акций);   продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

В основе приватизации должен лежать генеральный принцип всех реформ – «не навреди»!

На основе опыта  приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного  периода можно сформулировать ряд  принципов:

  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.[1]

Что относительно концепций, то в условиях рыночной трансформации  экономики в центре дискуссий  чаще всего оказываются понятия  «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий  или сфер деятельности из государственных  в частные называется приватизацией  даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.[8]

Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке  общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят  в том случае, когда государственное  предприятие продается частным  стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  1. Продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  2. При использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  3. При использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  4. В случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.[10]

Открытый и  ограниченный тендер. С помощью этого  в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью  этого метода является продажа предприятия  по наивысшей цене. При этом не учитываются  особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике