Проблема развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от политики государства. Для формирования эффективной государственной политики в отношении предпринимательства важно знать проблемы, с которыми сталкивается бизнес в стране, а также выявить основные приоритеты и перспективы его развития.
Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).

Рассматривая экономическую сущность предпринимательства, следует отметить, что предпринимательство тесно связно с рыночной экономикой. Если проанализировать суть предпринимательской деятельности в условиях рынка, становится понятно, что главная проблема предпринимательства – проблема выбора, как в условиях неограниченных потребностях лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной прибыли. Решая эту проблему, предприниматель, отвечает на 3 главных вопроса:

    • что производить;
    • как производить;
    • для кого производить.

Такая ситуация выбора возможно только в рыночной экономике в  условиях конкуренции, так как при  плановой экономике эти вопросы  решаются государством за производителей (предпринимателей). Отвечая на эти вопросы, предприниматель учитывает наличие необходимых факторов производства, технических и технологических возможностей предприятия, и, конечно, запросы рынка.

Решение этой проблемы не всегда предполагает одновременную  минимизацию всех затрат. Чаще всего речь идет о получении оптимальной прибыли при данном уровне затрат.

Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно  рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.

В экономической  теории понимание предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль).

Характерным признаком  предпринимательских экономических  отношений является хозяйственный  риск. Риск постоянно сопутствует  бизнесу.

Любое предприятие несет  риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д.

Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.

Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.

Кредитный риск связан с  неуплатой заемщиком основного  долга и процентов, начисленных  за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или «портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства.

Таким образом, обобщая  все выше сказанное, можно сделать вывод, что предпринимательство характеризуется следующими признаками:

  • Предпринимательство – это процесс создания новых товаров (услуг), имеющих ценность для потребителя;
  • осуществление деятельности с целью получения прибыли;
  • осуществление деятельности на свой страх и риск, то есть под свою ответственность;
  • систематичность осуществления деятельности;
  • предпринимательство – процесс, осуществляемый на основе комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучшего результата.

Также можно выделить основные функции предпринимательства:

  • новаторская функция – содействие продуцированию новых идей, созданию новых товаров и т.д.;
  • организационная функция – внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и т.д.;
  • хозяйственная функция – наиболее эффективное использование трудовых, финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов;
  • социальная – изготовление товаров и услуг, необходимых обществу;
  • личностная функция – самореализация предпринимателя как личности через достижение собственной цели, получения результата от работы.

 

 

1.2 Формы и виды предпринимательства

 

 

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид.

К производственной предпринимательской  деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель  непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной. Финансовый (денежный) итог производственного предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель в результате совершения, проведения сделки.

Коммерческое предпринимательство  отличается прежде всего тем, что  определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Суть этого  вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т. е. перепродаже товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство  предполагает прежде всего проведение операций (сделок) с ценными бумагами. Финансовая сделка во многом повторяет производственную и коммерческую, особенность ее — в товаре. Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.

По формам собственности  имущество предприятия может  быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников  предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.

Формы предпринимательства  в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические.

К основным организационно-экономическим  формам предпринимательства можно  отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое  акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения  экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализиро-ванные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум — это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции {например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат — объединение  сбыта продукции предпринимателями  одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель — это соглашение между предприятиями одной отрасли  о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Финансово-промышленные группы представляют собой объединение  промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также  интеллектуального потенциала предприятий  и организаций

В законодательстве Российской федерации определены следующие организационно-правовые ормы предпринимательской деятельности:

    1. Хозяйственные товарищества

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме  полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения определенной хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.

Полному товариществу не требуется устав. Оно создается  и действует на основе учредительного договора, который подписывается  всеми его участниками. В учредительном  договоре указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. Здесь содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.

Прибыль и убытки полного  товарищества распределяются между  его участниками пропорционально  их долям в складочном капитале. Для определения размера налогов  каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги.

Участники полного товарищества солидарно несут ответственность  своим имуществом по обязательствам товарищества.

Несколько иное положение  в смешанном    (коммандитном) товариществе  (или товариществе на вере),, Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества  предпринимательскую деятельность и  отвечающими  по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Информация о работе Проблема развития предпринимательства в России