Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена история развития предпринимательства в России, факторы, влияющие на ее сегодняшнее состояние. Малый бизнес сейчас уже имеет широкую правовую основу, но, к сожалению, она однобока, и принятые аспекты не реализуются в настоящем.
Учитывая динамику развития форм малого предпринимательства, прогнозируется, что в ближайшем будущем этот сектор в странах Запада будет активно развиваться. Учитывая зарубежный опыт и принимая во внимание свои собственные особенности, предпринимательство в России может развиваться более активно.

Содержание

Введение.
1)Основные этапы развития малого бизнеса и предпринимательства в России.
2)Отличительные особенности российского малого предприятия.
3)Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия.
4)Прогноз развития малого предпринимательства
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

прогноз развития мп и предпринимтаельства в России.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ  Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5%, в Кыргызстане - около 4%, в Туркменистане и Узбекистане - около 3%, в Таджикистане - чуть более 1%. В производстве ВВП Украины малый бизнес занимает 10%, Беларуси – 9%, Казахстана – 6%, Узбекистана - 4% .

Таким образом, рост числа  новых малых предприятий (по 100-150 тыс. в год), увеличение объемов выпуска  продукции, продаж и оказания услуг  действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от множества факторов и условий. Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные особенности малых предприятий

 

Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.

Главным преимуществом  малых предприятий перед крупными, является их намного более гибкая реакция на какие-либо изменения  внешней среды. Малые предприятия не связаны общирной производственной программой, разработанной на перспективы, ему проще перестроить свою рыночную стратегию и манипулировать ценами на свою продукцию.

Нельзя не учесть, что  малое производство более экономично, клолче сроки капитального строительства. Оборачиваемость средств в 2 раза выше, что позволяет иметь достаточно высокую норму прибыли.

После НТР, с широким  применением микросхем, стало возможным  перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя номенклатуру. В следствии крупным предприятиям, становится выгодным передавать часть заказов малым предприятиям. Используя лизинг, малые предприятия быстро обзавелись современным оборудованием.

Крупные предприятия  начали отходить от «экономии на масштабах». Большая концентрация достигла пределов экономической целесообразности и начала давать обратный эффект – усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание от требований рынка и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость обернулась ростом издержек, убытками и задолженностью. Поэтому в ведущих странах запада крупное производство вступило в фазу массовой реорганизации – выделение специализированных звеньев и участков в небольшие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении.

Кооперация небольших  специализированных предприятий стала  доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и различные формы: субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания, венчурного бизнеса и т.д.

Благодаря кооперации малые  предприятия пользуются рыночными  преимуществами на основе детального знание клиентуры, близости к дифференцированным рыкам. Этим пользуются предприятия, обслуживающие те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. Сюда можно отнести большую часть потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура здесь отличается стабильностью, технология производства еще не отработана, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши.

Малые предприятия чутко  реагируют на зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая  удовлетворять все новые запросы  потребителей, выполняя услуги на заказ. Это обусловлено изменениями современной культурной среды. Сегодня залогом успешного сбыта товара является новизна, оригинальность, самобытность.

 

Инновационная роль малого предпринимательства.

Инновационная роль малых предприятий чаще всего  реализуется в кооперации и крупными предприятиями. Со стороны малого бизнеса разделение труда осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями (венчурными малыми предприятиями), которые заняты поиском инновационных продуктов и процессов. На них так же ложится доработка и пробное освоение новшеств, которые не требует капитальных затрат.

Подобное  разделение позволяет крупным предприятиям сократит период разработки более чем  в два раза и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж.

Некоторые малые  предприятия пытаются вести самостоятельную деятельность, вооружившись поддержкой государства. Значительное число предприятий осуществляет инновации в форме обновления технологий, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. Государственная помощь выражается в содействии различными способами передачи технологий, прежде всего в создании необходимой инфраструктуры – бизнес-инкубаторов и технопарков. Таким образом, удается компенсировать нехватку финансовых средств малых предприятий для осуществления научных исследований и разработок.

Особенности целеполагания.

Малые предприятии  в рыночных условиях редко имеют  детальные стратегические планы, в отличии от крупных организаций. Особенно болезненно это отражается первые годы существования, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых ими товаров и услуг.

Если же малое  предприятие осваивается, то в дальнейшем из-за ее локальности необходимо лишь поддерживать стационарный режим функционирования на основе стандартных оперативных решений. Острая потребность в стратегическом плане появляется в тот момент, когда малое предприятие решило перешагнуть порог, отделяющий ее от среднего. Основные решения в большинстве случаев принимает руководитель, при чем делает это единолично. Здесь есть свои преимущества, так как решение принимается максимально быстро и время на согласование и обсуждение сведено к минимуму. Кроме того, решения не искажаются при их трансляции. В случае удачной реализации авторитет руководителя заметно повышается, облегчая дальнейшее руководство. Но к сожалению, здесь есть свои недостатки. Роль предпринимателя здесь  становится ключевой, а он тоже не застрахован от ошибок. Совершенный промах, снижает управляемость предприятия и внутренний потенциал бизнеса. Авторитарный тип управления не слишком хорош при принятии стратегических решений, поэтому с увеличением бизнеса, происходит усложнение структуры управления, поскольку единолично нельзя учесть все факторы.

Сегодня малые  предприятия в России в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Неразвитость рыночных отношений, нестабильность внешней срелы сказывается на структуре, порядке, разработки и реализации целей предприятия. Зачастую возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени зависит не от масштабов бизнеса, а от его отраслевой принадлежности. Небольшие торговые фирмы могут успешнее планировать деятельность на перспективу, чем их более крупные производственные собратья.

Особенности менеджмента.

Когда речь идет о малых предприятиях, то основными  их преимуществами выступают простота организационной структуры, вовлеченность руководителя во все дела фирмы. Но, увы, руководитель вынужден приять на себя решения большинства проблем. Небольшой штат сотрудников позволяет все держать в поле зрении в малом бизнесе. Здесь нет необходимости в управленцах высокого класса, вполне достаточно средней квалификации.

Руководитель  должен принимать на себя всю полноту  ответственности за свои решения. В  случае, когда фирма планирует  дальнейший рост, не обойтись без вмешательства  в структуру управления профессионала. Не смотря на то, что такое вмешательство требует немалых вложений, в большинстве случаях они окупаются, поскольку предприятие начинает функционировать более продуктивно.

 

Особенности финансирования деятельности.

Для финансирования малых  предприятий чаще всего используются внутренние источники: доходы руководителя, средства родных, друзей. Банковский кредит, как правило, получить довольно проблематично, особенно, когда фирма только начинает свою деятельность. Возможность привлечения средств в рамках специализированных программ, специализированных финансовых структур имеется, но выпадает далеко не каждому предприятию.

На российском рынке, возможность внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем сложнее его получить. Банковское кредитование сведено к минимуму. Банки не устраивают небольшая величина ссуд и зыбкость гарантии возврата. Корме того, ставка процента в российских банках достаточна высока (если сравнивать с западом), при этом срок кредитования очень короткий. Пока сфера предпринимательства остается достаточно рискованной и нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне.

Ввиду того, что  малыми предприятиями в основном используется внутренние источники финансирования, на этапе становления очень высок  риск банкротства, имеются трудности с расширением производства.

В сложившихся условиях даже весьма перспективные предприятия  оказываются ограничены в развитии.

Предпринимателям приходиться  перераспределять полученный доход  между заработной платой и инвестициями.  Другим вариантом может быть ускорение оборота денежных средств.

Для того чтобы ослабить финансовые ограничения малого бизнеса  необходимо вмешательство государства. Разумеется,  невозможно беспрепятственно раздавать бюджетные средства всем желающим. Кроме того, совершенно необязательно чтобы из каждого малого предприятия вырастало крупное. Лучшим условием для расширения масштабов малого предпринимательства будет стартовая финансовая поддержка. Это возможно реализовать как за счет прямой финансовой помощи государства, так и с помощью создания условий для направления частного капитала и накопления на финансирования малого бизнеса.

 

Особенности трудовых отношений.

Малые предприятия, как  правило, имеют большую долю затрат живого труда на единицу продукции. Чаще всего на них задействован персонал со средним и низким уровнем квалификации при трудоемкой работе. Для поддержания конкурентоспособности на рынке малому бизнесу приходится экономить на оплате труда и интенсифицировать труд работников при этом. Не смотря на то, что экономия на оплате заставляет предпринимателя принимать не столь высококвалифицированный персонал, как бы ему хотелось, существенно улучшает эффективность стремление повысить вовлеченность сотрудников в дела предприятия.

Руководители понимают, что на успешность бизнеса существенно влияют отношения внутри фирмы. Малые предприятия должны тщательно отбирать кадры, поскольку имеют повышение требования к интенсивности и добросовестности труда. Увы, одним из последствий плановой уравниловки является желание получать, а не зарабатывать.

На малом предприятии  очень важна мотивация работников, их отношение к делу фирмы. Наиболее действенным способом повысить заинтересованность персонала в успехе фирмы это установить тесный неформальный контакт с руководителем, поскольку именно с ним отождествляются победы и поражения фирмы. Подобные отношения руководителя с подчиненными возможны, когда структура управления фирмы предельно проста. Благодаря этому, обнаруживаются стимулы, мотивы повышения производительности и индивидуальные качества работника. Более успешными являются предприятия, где имеется не только материальная мотивация, но и профессиональная, когда работники имеют перспективы для дальнейшего развития.

Специфика совмещения обязанностей на малых предприятиях обычно подразумевает дружеские отношения работников. Зачастую коллектив фирмы формируется из уже знакомых людей, для которых проблемы предприятия – личное дело. 

Подобный принцип устройства реализуется сегодня на предприятиях, которые создаются молодыми людьми. Им нравится подход к бизнесу, как к общему делу. Пребывание на работе, в комфортной обстановке с интересной людьми сказывает на качестве деятельности. Работник нацелен на карьерный рост вместе с ростом престижа фирмы. К сожалению, не все руководители готовы к такому подходу. Большинство считает, что это может привести к распущенности сотрудников, необязательности и они предпочитают авторитарный стиль управления, даже если подчиненных очень мало.

 

Особенности налоговой  политики государства по отношению к деятельности малого предприятия.

 

 Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию.

Как уже говорилось ранее, с 1992 проблема налогового обложения для малого бизнеса занимает первое место. Специфика российского бизнеса состоит в том, что налогообложение не ограничивается налоговым бременем. Большинство предпринимателей воспринимают налоги как государственный рэкет, потому что, по их мнению, собирая налоги, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Критике подвергается и механизмы, и процедура расчетов, и взимание налогов, и работа налоговых ведомств.

Предприниматели особенно жестко высказывались о налоговой системе в период ее становления, который вылился для них в крупные издержки. Не смотря на то, что большинство считает, что налоги непосильные, многие к ним приспособились со временем, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Чаще всего негативные оценки исходящие от предпринимателей, затрагивают три основных аспекта:

        1. Механизм налогообложения. Сюда относится нестабильность налоговой политики, сложность, нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов;
        2. Величина налогов;
        3. Институциональный аспект. К нему можно отнести вопросы информационного обеспечения, организацию работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками.

Информация о работе Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России