Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.
Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.
Малый бизнес- процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена. Малые предприятия успешно функционируют именно в тех направлениях, где не требуется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы, что положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия. Даже в предприятиях научной ориентации небольшой коллектив работает с колоссальной отдачей.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть.

Насколько сильны плюсы мелкого бизнеса, можно судить по их не слишком активному желанию встать под опеку крупной организации. В этом случае за приобретение стабильности и устойчивого положения мелкие фирмы расплачиваются своей независимостью.

Это приводит к следующим последствиям:

    1. материнская фирма становится единственным источником финансирования. В случае возникновения разногласий дочернее предприятий лишено возможности привлекать капитал посредством продажи акций третьим лицам;
    2. возможности сбыта продукции лишь материнской компании или в лучшем случае—под ее контролем. При отказе выкупить произведенную продукцию или предложении купить ее по неприемлемым ценам дочерняя фирма лишена возможности маневра;
    3. необходимости делиться своей прибылью и подконтрольному распределению прибыли, оставшейся в распоряжении;
    4. увеличению периода окупаемости затрат и соответственно работе в условиях стратегического (а не тактического) риска;
    5. прочим негативным последствиям.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.[5]

 

 

 

 

2. Направления развития  малого бизнеса в России

 

2.1 Оценка состояния малого бизнеса в экономическом развитии России и Самарской области

 

 

Низкий  уровень развития малого бизнеса в России является результатом неэффективного противоречивого действующего законодательства, регламентирующего, в целом, развитие предпринимательской деятельности в нашей стране.  

Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований. Целых 30 органов ведут надзор за бизнесом по 45 (!) видам контроля, чрезмерны полномочия органов МВД. На выходе фирмы вынуждены до 10% от выручки тратить на всевозможные проверки.[20]

 Вклад российского малого  бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, притом, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Число субъектов малого предпринимательства насчитывает не более 4 млн. (около 1,2% от общего числа 145 млн. граждан, проживающих в России). В США на 245 млн. жителей приходится 24 млн. малых фирм или почти 10%.[7]

Остро стоит проблема диверсификации деятельности российских малых предпринимателей. Сейчас лишь 10% от их числа заняты в сфере инноваций, подавляющее же большинство работает в розничной торговле и сфере услуг.

Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.[15]

При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, в четвертом квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.

По данным Ежеквартального информационно-аналитического доклада Национального Института Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП) « Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2009 года» на 1 июня 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,7 тыс. единиц, что на 20,4% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 июля 2008 г. снизилось на 41 ед. и составило 160,5ед.

Лидерами по уровню падения количества малых предприятий на 100 тыс. жителей выступили Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, где их количество снизилось на 138,6 ед. и 100,4 ед. соответственно. В Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах также отмечено снижение количества малых предприятий.

Рост показателя наблюдался в Уральском федеральном округе, где количество малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось на 38 ед. (рост показателя зафиксирован во всех субъектах округа). Незначительно вырос показатель в Северо-Западном федеральном округе – 0,4 ед.

Таблица 1 -  Количество зарегистрированных малых предприятий

по федеральным округам Российской Федерации

 

 

По итогам января-июня 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 7,2% и составила 5 771,5 тыс. чел. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,1%, сократившись на 0,5 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.Рост числа занятых на малых предприятиях отмечен лишь в Дальневосточном и Уральском федеральных округах – на 16,5% и 28,1% соответственно.[14]

Наиболее заметно среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась в Южном и Северо-Западном федеральных округах – на 15,2% и 17,1% соответственно. В Сибирском федеральном округе численность занятых на малых предприятиях упала на 13,5%, в Приволжском – на 9,6%.

Таблица 2-  Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам

Российской Федерации в январе-июне 2009 г.

 

Федеральные

 округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел.

в % к

январю-июню

2008 г.

%

Изменение                         относительно

 января-июня 2008 г., п.п.

РФ

5 741,5

92,8

12,1

-0,53

Центральный

1 656,1

100,0

12,1

0,46

Северо-Западный

674,0

82,9

13,0

-2,24

Южный

731,6

84,8

13,0

-2,23

Приволжский

1303,7

90,4

12,8

-0,81

Уральский

466,3

128,1

10,3

2,58

Сибирский

736,2

86,5

11,9

-1,45

Дальневосточный

269,4

116,5

12,0

1,88


 

 

В январе-марте 2009 г. объем оборот МП в целом по РФ сократился на 22,4% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Сокращение показателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всех федеральных округах. Наиболее значительное сокращение объема оборота МП произошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращение показателя характерно для Уральского ФО.

Значительный рост объема оборота МП был также зафиксирован в Пензенской области (на 59,8%), Ханты-Мансийском АО (на 57,6%) и Карачаево-Черкесской Республике (на 55,8%).

Сильное увеличение показателя отмечено в Ямало-Ненецком АО (на 44,7%), Мурманской области (на 38,8%), Тюменской области (на 37,7%), Кабардино-Балкарской Республике (на 33,3%), Смоленской области (на 32,4%) и Республике Алтай (на 30,7%).[14]

Максимальное сокращение показателя произошло в Алтайском (на 70,5%) и Пермском (на 62,8%) краях, Ленинградской (на 57,2%) и Новгородской (на 56,6%) области. 

Таблица 3 - Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации

в январе-июне 2009 г.

 

В январе-июне 2009 г. продолжилась тенденция к падению объема инвестиций в основной капитал на МП: за указанный период показатель в целом по РФ сократился на 21,2%.

Отрицательная динамика показателя характерна для всех федеральных округов. Наиболее сильное сокращение отмечено в Северо-Западном федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе – на 43,6% и на 38,0% соответственно. Наименьшее сокращение показателя произошло в Центральном федеральном округе – менее 0,1%. В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе-июне 2008 г. и/или январе-июне 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия. По итогам января-июня 2009 г. лишь в 23 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таблица 4  - Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.

 

 

По данным НИСИПП можно сделать промежуточные выводы:

 

  1. По итогам первых двух кварталов 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.
  2. В январе-июне 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ.
  3. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением среднесписочной численности занятых на малых предприятиях. Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых сократилось до уровня 12,1%. Объем оборота МП сократился на 24,7%. Кроме того, продолжилась тенденция к сокращению объемов инвестиций в основной капитал на МП: данный показатель сократился на 21,2%.
  4. Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2009 г. относительно января-июня 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как отрицательные. Количество малых предприятий увеличилось в 41 регионе; рост среднесписочной численности занятых на МП отмечен в 30 регионах; рост объема оборота МП – в 22 регионах; рост объема инвестиций в основной капитал на МП – в 23 регионах.[23]

Безусловно, влияние кризиса на малый бизнес приводит к снижению положительной динамики развития малого бизнеса и экономики России в целом, так и в отдельных регионов. В существующей ситуации многие представители малого бизнеса резко снизили инвестиции в модернизацию и расширение производства,  у них уменьшились объемы производства и товарооборот, некоторым пришлось сокращать численность персонала. Среди субъектов малого бизнеса, которые в наименьшей степени страдают от кризиса, специалисты называют предприятия, выпускающие недорогую продукцию, имеющую массовый спрос, и оказывающие недорогие услуги. Те предприятия, которые не имеют задолженности по кредитам и не нуждаются в заёмных средствах, и те, кто выпускает продукцию по госзаказу, также имеют неплохие шансы легче пережить кризис.

Состояние малого бизнеса довольно сильно зависит от региональных властей, которые пытаются реализовать различные программы поддержки небольших компаний. Кроме того, представители  современного малого бизнеса отмечают, что проблем с государственными органами в последнее время становится намного меньше, да и рейдерских захватов, направленных на их предприятия, в значительной мере поубавилось.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий в условиях кризиса, можно отнести снижение ликвидности, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов.

Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития