Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Содержание

Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 149.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура рынка и его классификация 
       

   Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

   Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру. Структура-закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Поэтому в самом общем виде структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Структуру рынка можно рассматривать по следующим признакам: объектам, субъектам, географическому положению, уровню насыщения, степени ограниченности конкуренции, характеру продаж, отраслям, соответствию действующему  законодательству. В экономической теории под субъектом понимают носителя предметно-практической деятельности. Субъект – это активная сторона структуры. Он воздействует на объект. Объект – это то, что противостоит субъекту, более пассивная сторона структуры. 
Субъектами современного рыночного хозяйства являются домашние хозяйства, фирмы, банки и государство. Домашнее хозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких индивидов. Оно самостоятельно принимает решение и является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей и обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. К домашнему хозяйству относят всех потребителей, наемных работников. Владельцев крупных и мелких капиталов, земли и др. 
  Фирма – это экономическая единица, которая использует ресурсы для производства продукции с целью ее продажи, принимает самостоятельное решение и стремиться к максимализации прибыли. 
    Государство представлено на рынке правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей. На рынке все экономические  субъекты тесно взаимодействуют, образуя взаимосвязанный поток расходов и доходов. 
   Объектами рынка служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы, социальные выплаты и др. 
  Классификация структуры рынка. Структура рынка классифицируется по нескольким признакам: экономическому назначению объектов, степени граничения конкуренции, отраслям народного хозяйства, характеру продаж. 
Клас сификация рынка по объектам представлена на схеме 2. 
2 Схема классификации рынка по объектам

  Структурные элементы, вычлененные по объектам рынка, имеют не только общие черты, свойства, но и самостоятельное значение. В то же время каждый из них имеет особую внутреннюю организацию, особое ценообразование, специфические спрос и предложение, свою конкуренцию, присущие только им институты и инфраструктуру (биржи, банки, аукционы, тендеры, способы транспортировки, охраны, складирования и др.). Например, на первой стадии товары и услуги могут реализоваться на товарно-сырьевой бирже, ценные бумаги – через фондовые биржи, рынку труда присуща биржа труда. 
   Несмотря на различие внутренней организации, структурные элементы рынка по объектам образуют единую систему, единый живой организм. Малейший сбой в функционировании хотя бы одного элемента по цепной реакции передается на весь организм рынка. Например, в настоящее время при неразвитом рынке земли в российской экономике создает дефицит продовольственных товаров отечественного производства. Это, в свою очередь, увеличивает валютные затраты на закупку продовольствия за рубежом, в то время как эти средства могли бы использоваться в качестве инвестиции в отечественную промышленность и сельское хозяйство. Отсутствие доступа широких слоев населения к кредитам тормозит увеличение предложения товаров широкого потребления, нагнетает спрос на потребительские товары, способствует сохранению высоких курсов иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

    Элементы рынка неодинаковы по своему значению и происхождению. После разложения натурального хозяйства первым возник рынок предметов потребления, который имеет главное экономическое значение. К рынку товаров и услуг или потребительский рынок относятся рынки продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и др. Это продовольствие, товары длительного пользования, бытовые, коммунальные и транспортные услуги, обувь и одежда и т.п. От состояния потребительского рынка зависит уровень жизни населения. Устойчивость денежного обращения и социально-политическая стабильность общества. В качестве продавцов на потребительском рынке выступают торговые предприятия различных форм собственности. Продавцами могут быть и отдельные граждане (например, «челноки»), но в установленном законном порядке. Особое место занимает рынок жилья и другой недвижимости.

    Финансовые рынки – это рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки. Объектом рыночных отношений здесь являются инвестиции в основной капитал. Сюда же следует отнести рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами и др. Можно дать и такое определение: финансовые рынки – это совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от собственников денежных средств к заемщикам.  
Внутри финансового рынка, в свою очередь, выделяется денежный рынок, который состоит из предложения и спроса на деньги. Их равновесие составляет ставка процента – цена денег.

   Рынок ценных бумаг. Объекты этого рынка подразделяются на два вида: свидетельства о собственности и свидетельства о займе. К первой группе относятся акции, акционерные сертификаты, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, права или варранты, ваучеры, коносаменты и т.п. Вторую группу ценных бумаг образуют облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, различные государственные и муниципальные долговые обязательства. На российском рынке ценных бумаг функционируют пока далеко не все из перечисленных видов ценных бумаг и акций. 
     Посредниками на рынке ценных бумаг являются брокеры, инвестиционные дилеры и маклеры. Основной задачей рынка ценных бумаг является обеспечение более полного и быстрого сбора сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Организационной формой рынка ценных бумаг является фондовая биржа, которая организует, контролирует и регулирует процесс купли-продажи ценных бумаг. 
 
   Валютный рынок до начала 90-х годов в России практически отсутствовал. Более того, сделки с иностранной валютой преследовались по закону. С созданием фондовых и валютных бирж стало возможным нормальное функционирование валютных рынков. Валюта покупается на рубли по различным курсам-государственному, аукционному, свободному. В условиях рыночной экономики обмен и продажа осуществляется через деятельность крупных коммерческих банков. Основными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Их называют "первичными" субъектами валютных рынков. А "вторичными" субъектами валютных рынков выступают правительственные органы, коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Установившиеся обменные курсы публикуют в периодических изданиях. 
    Рынок информации в современных условиях играет большую роль. По сути дела информация стала четвертым фактором производства наряду с трудом. Капиталом и землей. Носителями информации являются не только книги и журналы, но и различные программные продукты. В широком смысле информация включает всю совокупность интеллектуальных  продуктов – результатов научной, образовательной и культурной деятельности.

  Рынок патентов и лицензий. Объектами купли-продажи здесь выступает патент как документ, представляющий исключительные права на пользование изобретением, либо лицензия. В последние годы широко используются так называемые «ноу-хау».  
     По экономическому назначению субъектов рыночных отношений:   

 Рынок покупателей  - предложение должно превышать  спрос, тогда покупатель сравнивает  между собой разные сорта товаров,  их цены и отдает предпочтение  тому или иному товару.

    Рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.

   Рынок государственных учреждений - совокупность актов купли - продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

По общественному разделению труда:

  • Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  • Региональный рынок
  • Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  • Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщения:

  • Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
  • Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
  • Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

По степени зрелости: 
•       Неразвитый рынок; 
•       Развитый рынок; 
•       Формирующийся рынок;

По степени ограниченности конкуренции: 
•        Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей; 
•        Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция; 
•        Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями; 
По соответствию действующему законодательству: 
•         Легальный рынок (открытый, узаконенный); 
•        Нелегальный рынок («черный» и теневой) - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

   Классификация рынка в зависимости от внешней среды.

    До сих пор рассматривалась классификация рыночных структур с точки зрения внутреннего устройства. Значение научной классификации экономических явлений заключается в том, что, во-первых, она позволяет упорядочить и систематизировать уже имеющееся знание об объекте изучения, во-вторых, на основании классификации можно получить новое, ранее неизвестное знание о предмете.

     В то же время большое влияние на рынок оказывает воздействие внешней среды, такое как политическое устройство общества, национальные традиции, наличие в обществе преступных элементов и др.

Таблица 1. 
Классификация рынка в зависимости от внешней среды

 
Основные признаки

 
Виды рынков

 
1. По географическому  
положению.

 
локальный (местный), региональный,  
национальный, континентальный и мировой.

 
2. По степени  
ограничения  
конкуренции.

 
совершенный и несовершенный  
(монополистической конкуренции,  
олигополистический, чистой монополии).

 
3. По отраслям.

 
автомобильный, компьютерный и др.

 
4. По характеру продаж.

 
оптовый, розничный.

 
5. По отношению к  
законодательству.

 
светлый (законный), темный (незаконный),  
рый (полузаконный).

 
6. По ценообразованию.

 
свободный, монополистический и  регулируемый.


 
Роль рынка — Преимущества рыночной системы:

  1. гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям
  2. оперативное использование новых
  3. независимость производителей и потребителей в принятии решений
  4. способность удовлетворять самые разнообразные потребности

Недостатки рыночной системы:

  1. рынок не гарантирует права на труд и на доход
  2. рынок не создает стимулы для производства продукции и услуг коллективного использования
  3. рынок не ориентирован на производство социально-значимых товаров, а удовлетворяет лишь запросы тех, кто в состоянии заплатить.

 

 

 

    1. Основные функции рынка

 
Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной  жизни общества и выполняет множество  функций. Главные из них следующие (схема 3)


 

 

 

 

 

3 Схема функций рынка

 
      1. Регулирующая функция - самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка