Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………
В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа:
- опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственный и индивидуальные потребности;
- одновременный (синхронный), когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;
- запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Доведение товара до
непосредственного потребителя.
2. Обеспечение обратной
связи между производством и
потреблением. Инфраструктура ощущает
на себе воздействие как
3. Перераспределение ресурсов
между различными отраслями и
внутри них. Эта функция
4. Аккумуляция временно
свободных денежных средств,
Таким образом, видно, что рыночная инфраструктура оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, о последующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей, т.е. организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.
Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем возникает понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику, так как основным экономическим оборотом является: производство, распределение, обмен, потребление. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка
являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы, работающие по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.
Краткая характеристика некоторых элементов инфраструктуры рынка
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.
Таблица 2. Связь структуры и инфраструктуры
Структура рынка |
Инфраструктура рынка |
1. Рынок товаров, услуг, капитала и недвижимости. |
Товарно-сырьевые биржи, аукционы, |
2. Финансовый рынок. |
Банки, страховые компании,
фонды, фондовые |
3. Рынок труда. |
Биржи труда, система оплаты
труда, социальное |
4. Рынок информации. |
Информационные центры, юридические |
Так выглядит далеко не полный перечень
связи структуры и инфраструктуры рынка.
Уровень развитости инфраструктуры оказывает
большое внимание на конъюнктуры
рынка – под которой понимают ситуацию,
складывающуюся на рынке, характеризуемая
уровнем спроса и предложения, объемами
продаж, изменениями цен.
Неразвитая инфраструктура рынка России может замедлить переход ее экономики в смешанную систему.
2.2. Конкуренция и монополизм
Конкуренция
в экономике представляет собой соперничество
между участниками рыночных отношений
за лучшие условия производства, продажи
и купли товаров. Производители (продавцы)
товаров стремятся как можно дешевле их
произвести и как можно дороже продать,
наемные работники — получить большую
зарплату, потребители — купить товары
качественнее и дешевле. В столкновении
этих разнонаправленных интересов, во
взаимоуступках, в свободном выборе продавцов
и покупателей, в рыночном успехе одних
и неудаче других и проявляется конкуренция.
Сущность конкуренции заключается
в свободе выбора экономических решений
участниками рыночных отношений в условиях
соперничества за получение максимальной
прибыли и личной выгоды. Для возникновения
конкуренции необходимы следующие предпосылки:
наличие достаточно большого числа независимо
действующих продавцов и покупателей,
имеющих свободный доступ на рынок; отсутствие
преград (экономических, юридических,
политических, социальных) для мобильности
ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
доступность информации (за исключением
той, которая составляет коммерческую
тайну) о предложении, спросе, ценах, норме
прибыли.
Основными факторами, которые определяют размах конкуренции в сфере обращения, являются:
• численность поставщиков
и их способность диктовать свои условия;
• конкуренция внутри отрасли между существующими
фирмами;
• появление на рынке новых торговых предприятий;
• совокупность условий юридического,
экономического, социального
характера, обеспечивающих покупателям
возможность выбора магазина в зависимости
от цен, качества товара, уровня обслуживания.
Виды и формы конкуренции:
Методы конкуренции:
Исторически конкуренция возникла в
условиях простого товарного производства.
Каждый мелкий производитель в процессе
конкуренции стремился создать для себя
наиболее выгодные условия производства
и сбыта товаров в ущерб остальным участникам
рыночного обмена. По мере усиления зависимости
мелких товаропроизводителей от рынка
и рыночных колебаний цен на производимые
ими товары и усиливается конкурентная
борьба. Появляется возможность укрепления
хозяйства, применения наемных работников,
эксплуатации их труда, возникает капиталистическая
конкуренция.
В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах. Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства. В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка