Рынок и рыночные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является исследование рынка и рыночных процессов.
Поставленная цель определяет основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные факторы, влияющие на спрос и предложение;
- проанализировать, как действуют законы спроса и предложения;
- проанализировать как устанавливается рыночное равновесие и под воздействием каких причин оно нарушается.

Содержание

I. Введение………………………………………………………..…………..…3
II. Основная часть………………………………………………………………4
2.1 Рынок и рыночные структуры ……………………………....…………….4
2.2 Рыночный спрос и рыночное предложение................................................8
2.3 Рыночное равновесие и его нарушение.....................................................14
2.4 Практикум....................................................................................................20
III. Заключение……………………………...........……………………………22
Список использованной литературы…….......................……………………23

Вложенные файлы: 1 файл

рынок и рыночные процессы.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Наблюдая реальную жизнь, нельзя не отметить, что основополагающей является прямая зависимость между ценой  товара и объемом его предложения. Такая зависимость предложения  от цены товара традиционно определяется как Закон предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается  при  прочих равных условиях сокращением  объема предложения.

Закон предложения, как и закон  спроса может быть представлен тремя способами:

1. Первый способ – при помощи  таблицы. Составим таблицу зависимость  объема предложения от цены, используя  наугад взятые условные цифры  (табл. 2).

Закон предложения

                                                                                                                   Таблица 2

P(цена товара)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Q (объем предложения)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

Из таблицы видно, что  при самой низкой цене (2 ден. ед.) никто не хочет продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон предложения тем самым соблюдается.

2. Второй способ –  графический. Нанесем приведенные  цифры на график, отложив объем  предложения по горизонтальной  оси, а цену по вертикальной (рис. 2а). Полученная линяя предложения (S) имеет положительный наклон, т.е. цена и объем предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и объем предложения, и наоборот. Это свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис. 2а – частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис. 2б, что не отменяет закона предложения.

Рис. 2 Закон предложения

3. Третий способ – аналитический, позволяющий показать функцию предложения в виде уравнения. При линейной функции предложения ее уравнение в общем виде будет:

Р = а + b x q, где a и b – некоторые заданные параметры.

Параметр а определяет точку пересечения линии предложения  с осью Y. Экономический смысл этого параметра – минимальная цена, при которой предложение становится равно нулю. В то же время b «отвечает» за наклон кривой предложения относительно оси X; чем он выше,  тем наклон круче. Наконец, знак «плюс» в уравнении свидетельствует о положительном наклоне кривой, что характерно именно для кривой предложения. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой предложения будет: Р =  2 + Q.

Также, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение – предложение отдельного производителя. Рыночное предложение (Market supply) – это совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рыночное равновесие и его нарушение

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда объемы спроса и предложения совпадают  при приемлемой для потребителя и производителя цене. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Графически равновесие можно показать, совместив на одной координатной плоскости кривую спроса и кривую предложения (рис. 3).

Рис. 3 Положение равновесия

 

Данный график выражает одновременно поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекаются. Точка пересечения кривых рыночного спроса (D) и рыночного предложения (S) получила название точки равновесия спроса и предложения, ее принято обозначать E (Equilibrium).

Положение равновесия характеризуется:

- равновесной ценой  – PE (та цена, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое производители желают продать);

- равновесным объемом  – QE (объем спроса и предложения, соответствующий точке равновесия).

В точке равновесия выполняются  следующие равенства:

PE = PS = PD

QE = QS = QD

где QS – объем предложения; QD – объем спроса.

В точке равновесия спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо  состоянии в равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений его нарушить. При цене ниже равновесной объем товара, требуемый потребителями, превышает количество, которое производители могут и желают предложить, отсюда временный дефицит товара. В данной ситуации некоторые потребители уйдут с рынка, но в результате этого будет наблюдаться сокращение рыночного спроса и рыночная цена поднимется до уровня равновесной цены, при которой временный дефицит исчезнет.

При цене выше равновесной  потребители запрашивают меньшее  количество товара и некоторые производители  уйдут с рынка, а в результате будет иметь место сокращение рыночного предложения и рыночная цена упадет до уровня равновесной цены, при которой вмененный избыток исчезает.

Действия продавцов  и покупателей направлены на уменьшение временного дефицита и избытка, в результате чего устанавливается рыночное равновесие.

Эффективность рыночного  равновесия наиболее часто отождествляется  с выгодой свободного рыночного  обмена исходя из равновесных цен, получаемой покупателями и продавцами. Мерой  этой выгоды является излишек потребителя, излишек производителя и общий излишек.

Излишек потребителя (потребительский  излишек, потребительский выигрыш) – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов  заплатить за некоторое количество товара, и рыночной ценой, которую он фактически заплатил (доход потребителя, получаемый от обмена). Т.е. потребительский излишек – это, то что потребитель готов был заплатить сверх того, что он действительно платит.

Излишек производителя (выигрыш  производителя) – разница между  минимальной ценой, по которой производитель готов продавать некоторое количество товара, и рыночной ценой, по которой он фактически продает (доход производителя, получаемый от обмена). Т.е. излишек производителя – это тот доход, который получает производитель, готовый продавать по ценам ниже рыночной цены.

Общий излишек (чистая оценка) определяет совокупную выгоду, которую  получает и потребитель, и производитель  конкретного товара в результате свободного обмена на основе равновесных  цен.

Нарушение рыночного  равновесия есть результат непостоянства условий рыночного спроса и рыночного предложения.

Условия рыночного спроса определяют те факторы, которые влияют на объемы рыночного спроса на товар  при каждой из возможных его цен. Цена – главный, но не единственный фактор объема спроса.  Ряд факторов может вызвать увеличение или сокращение спроса при каждой из возможных цен. Эти факторы называются неценовыми факторами спроса. В качестве наиболее значимых переменных, определяющих условия спроса, принято считать:

-  изменение доходов потребителей;

- вкусы и предпочтений потребителей;

- изменение цен на  другие товары.

Всякий раз, когда происходит изменение уровня дохода, предпочтений или цен на другие товары происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится (рис. 4).

 

Рис. 4 Смещение кривой рыночного  спроса

Так увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т.е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

Условия рыночного предложения – это те факторы, которые влияют на объемы рыночного предложения товара при каждой из возможных его цен. Цена, как и в случае с рыночным спросом, является главным, но не единственным фактором объема предложения. Ряд факторов может вызывать повышение или понижение количества предлагаемого на рынке товара при каждой из возможных цен. Эти факторы называются неценовыми факторами предложения. В качестве наиболее значимых переменных, характеризующих условия рыночного предложения, традиционно выделяют:

- изменение технологии  производства;

- изменение цен на  ресурсы;

- изменение цен на  другие товары.

Под воздействием этих факторов происходит изменение предложения. Это проявляется в смещении кривой предложения вправо или влево. Когда предложение увеличивается, то кривая Sсмещается вправо и занимает положение S1, в случае снижения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2 (рис. 5).

Рис. 5 Смещение кривой рыночного предложения

Так, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

Если хотя бы одна переменная, определяющая условия рыночного  спроса и рыночного предложения, характеризуется непостоянством, то это приводит к нарушению рыночного равновесия и утверждения его на новом уровне. Для того чтобы охарактеризовать поведение рыночного равновесия, как правило, сравниваются два его «статистических» показателя (метод сравнительной статистики).

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке. Это выражается в следующем:

- увеличение спроса  вызывает рост как равновесной  цены, так и равновесного количества товара;

- уменьшение спроса  приводит к падению равновесной  цены и равновесного количества  товара;

- рост предложения  товара вызывает уменьшение равновесной  цены и увеличение равновесного  количества товара;

- сокращение предложения  ведет у увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Реакция рынка на одновременное  изменение спроса и предложения  может иметь различные варианты в зависимости от направленности и масштабов этих изменений. Так, если наблюдается значительное увеличение спроса и небольшое уменьшение предложения или незначительное увеличение спроса и значительное уменьшение предложения, то увеличивается и равновесная цена, и равновесный объем. Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешиваются, но рынок тяготеет к равновесию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Практикум

Функция спроса на рассматриваемый  товар задана уравнением Рd = 25 - 5Q, функция предложения - уравнением Ps=  4 + 2Q, где Рd,  Ps - цены спроса и предложения (в у.е), а Q - объем продаж (тыс. шт.). Определите параметры равновесия.

Решение:

1. Для графической иллюстрации рыночного равновесия на рассматриваемый товар построим графики линейных функций спроса Рd = 25 - 5Q и предложения - Ps=  4 + 2Q

Pd= 25-5Q

 

Ps=4+2Q

 
         

Q

Pd(Q)

 

Q

Ps(Q)

0

25

 

0

4

1

20

 

1

6


 

 

График 1. Рыночное равновесие

На графике равновесной цене (РE) и равновесному объёму(QE) соответствует точка пересечения графиков спроса и предложения Е(РЕ , QЕ).

Очень часто графическим  методом можно установить приблизительные  значение, поэтому лучше использовать алгебраический метод, т.к. по  условию равновесия: QD = QS, или РD = РS следовательно:

25 - 5Q =  4 + 2Q

-5Q – 2Q = 4 – 25

-7Q = -21

Информация о работе Рынок и рыночные процессы