Рынок труда в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проанализировать рынок труда в условиях современного финансового кризиса. В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу рынка труда.
2. Проанализировать изменения, которые произошли на рынке труда в течение последних лет.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Трудовые ресурсы.........................................................................................4
1.1. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда…………...…..........4
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы…....……12
1.3. Государственное регулирование рынка труда………………...……….29
2. Рынок труда России в условиях финансового кризиса…………….........38
2.1. Анализ рынка рабочей силы в условиях кризиса 2003 – 2009 год……38
2.2. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости……….…42
Заключение........................................................................................................48
Список использованных источников………………………………………..49
…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 709.00 Кб (Скачать файл)

     Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических  агентств.

     Более активная деятельность в России такого рода частных .фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В России в 1997 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 4,6 млн человек. Из них получили работу 2,4 млн (более 52%).

     Законодательство  большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 нед (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 нед), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1998 г. равнялось 200 долл. 

5)Регулирование рынка труда в России

     Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

     В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован  безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности  предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

     В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

     Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости  не позже 11 календарных дней со дня  предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

     • уволенным с предприятий по любым  поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

     • уволенным с предприятий на любых  основаниях, но не имевшим за последний  год 12 недель оплачиваемой работы пособие  выплачивается в размере минимальной заработной платы;

     • гражданам, ищущим работу впервые, а  также стремящимся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие  по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством  минимальной заработной платы.

     Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

     Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации  осуществляет Министерство труда и  социального развития России, а также  его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

     Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных  средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. 

Выводы:

     1. В экономической науке существует  несколько основных концепций  функционирования рынка труда.  Ведущими среди них являются  неоклассический, монетаристский, кейнсианский, институционалистский и марксистский подходы. Каждая из концепций в отдельности не дает полной и адекватной картины функционирования рынка рабочей силы, хотя и отражает отдельные его элементы.

     2. Рынок труда, подчиняясь в целом  законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.

     3. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.

     4. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (службы занятости, службы содействия найму). Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.

 

2. Рынок труда России в условиях финансового кризиса

2.1. Анализ рынка рабочей силы в условиях кризиса 2003 – 2009 год

     В кризисные периоды рынок рабочей силы в РФ имеет свои особенности. Российские работодатели сокращают заработные платы сотрудникам, а также различные соц. пакеты и бонусы, пытаясь при этом сохранить наибольшее количество рабочих мест и удержать команду качественных специалистов, вместо всеобщего увольнения персонала.

     Первыми под удар попадали всего несколько отраслей экономики, а затем падение спроса в них распространилось и на смежные сферы. Так кризисные явления понемногу сражали всё новые и новые сегменты рынка. Поэтому можно сказать, что нынешний кризис характеризуется распространенным в экономической литературе «эффектом кругов по воде».

     Сначала компании стали избавляться от высокооплачиваемых сотрудников, чьи результаты работы оцениваются компаниями как неудовлетворительные, а также от кадровых единиц, которые не имеют прямого отношения к производству и получению прибыли, то есть начали сбрасывать «балласт». Эти процессы являются характерной чертой кризиса, начавшегося в августе-ноябре 2008 года.

     Затраты на персонал являются главной статьей бюджета. Исходя из этого, работодатели вынуждены быстро и резко сокращать свои расходы. Дорогостоящие сотрудники, уволенные из одних компаний, могут устроиться к конкурентам за чуть меньшую зарплату, так как они обладают навыками и опытом, к которым рынок проявляет интерес даже в кризис. «Молодые специалисты» в такой ситуации страдают больше всех, так как вакантных мест для них в подавляющем большинстве организаций сейчас нет.

     Работодатели избавляются от неоправданно дорогостоящих «докризисных» специалистов и тут же на освободившиеся места берут новых, мотивированных на продуктивную работу за значительно меньшие деньги. Такая тенденция имеет место в наши дни. 

     С 2002 года  и по сей день наблюдается  рост численности занятых в экономике страны. Это показано в Таблице 1.1. 

Таблица 1.1

     6,2 млн. человек (8,2%) не имели занятия  в декабре 2009года, но активно  его искали (по данным МОТ2 они относятся к безработным). А 75, 4 млн. человек (>53% от общей численности населения страны) являлись экономически активными, из них 69,2 млн. человек (91,8%) были заняты в экономике.

     Если  учитывать важнейшей задачу перевода экономики на инновационный путь развития, то нельзя сказать что изменения в отраслевой структуре занятости, произошедшие в течение последних лет в России определенно можно назвать положительными. Самой привлекательной, по данным Росстата, для работников являлась занятость в отраслях, связанных с переработкой полезных ископаемых, а также в добывающих отраслях (в особенности топливно-энергетических полезных ископаемых).

     Иногда, было заметно, что уменьшается рост занятости в инновационных отраслях экономики, а также в обрабатывающих отраслях. Также сокращение наблюдалось в сельском хозяйстве, при этом производительность труда существенно не улучшалась, и технологическое перевооружение отрасли не происходило, что привело к росту импорта сельскохозяйственной продукции. Число занятых сократилось в промышленности – на 7,2 млн. человек (из них в машиностроении (около 3 млн. человек), легкой промышленности (примерно на 1 млн. человек)), в сельском хозяйстве на 3,3 млн. человек, в строительстве – на 2,8 млн. человек, а также в науке и научном обслуживании – на 1,1 млн. человек. В производственной сфере произошли наибольшие сокращения. Зато рост тех, кто работает в сфере бытового обслуживания населения можно назвать положительным изменением.

     С начала кризиса уровень занятости населения упал, однако в последнее время наблюдается положительная тенденция ( Приложение 6).

     62,2% составил уровень занятости населения экономической деятельностью по данным обследования населения на конец 2009 года.

     Такая же динамика отмечается и для уровня безработицы. С началом кризиса безработица населения выросла (Приложение 7 и Приложение 8), хотя к 2008 г. уровень безработицы снижался.

     Величина  заработной платы также является проблемой рынка труда в России. Разрыв между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми группами работников существенно возрос, помимо существенного снижения уровня заработной платы. Экономически не оправданно и то,  что основательные несоразмерности и перекосы сложились в уровнях оплаты труда в разрезе отдельных регионов и отраслей.  В 1990 г. - в 2 раза выше, 2002 г. - в 4,3 раза выше, 2007 г. - в 4 раза выше была средняя заработная плата, как утверждает Росстат в области финансов, кредита и страхования, чем этот же показатель в сфере образования. В 1,6 раза ниже, чем в строительстве, в 3,2 раза ниже, чем в производстве нефтепродуктов, в 4 раза ниже, чем в финансовой деятельности была  в 2007 г. заработная плата в образовании.

     В добывающих и обрабатывающих отраслях также явно виден разрыв. В 1995 г. была в 2,7 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности, в 2000 г. - в 3, а в 2007 г. - в 2,6 раз выше заработная плата в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых.

     Если  учесть, что средняя заработная плата работников топливной промышленности в 1990г. была выше, чем в легкой в 1,8 раза, то в 2002 г. - в 5,5, в 2007 г. - в 4,5 раза, в машиностроении и металлообработке, соответственно, в 1,5, 3 и 2,2 раза, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - в 1,5, 3,6 и 3,2 раза. Как можно понять, эти различия еще ощутимей в оплате труда по отраслям промышленности.

     Возьмем за 100% общероссийский уровень среднемесячной оплаты труда. На начало 2009 года он составил в производстве кокса и нефтепродуктов – 210%, добыче топливно-энергетических полезных ископаемых он составит 220%, , финансовой деятельности - 260%. С другой стороны по уровню оплаты труда не так радужно выглядят следующие отрасли: сельское хозяйство - 48%; образование – 71%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 83%; обрабатывающие отрасли в целом – 87% (из них производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 49%, текстильное и швейное производство - 43%, обработка древесины и производство изделий из дерева – 57%, производство готовых металлических изделий – 71%, производство машин и оборудования - 86%).

Информация о работе Рынок труда в условиях финансового кризиса