Рыночный механизм России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

И только отмена директивного планирования и провозглашение свободы  предпринимательства, в 1992 г. явились  переломным моментом в переходе к  рынку. Этот шаг тут же показал  во многом искусственность централизованных продовольственных пирамид: очень быстро исчезла скреплявшая ее жесткая детерминированность и наиболее слабые звенья стали рушиться, на их месте начали возникать и достаточно быстро развиваться новые частные структуры. Помимо либерализации цен в том же 1992 г. в централизованном порядке была начата реорганизация управленческих и функциональных структур. Для этой цели был принят особый порядок их акционирования в результате которого часть предприятий низового уровня отпочковалась от пирамид, начав самостоятельную деятельность. В оставшихся структурах 50% акций сохранилось за государством, которое передало их в трастовой управление образованным в центре холдингам. Так, например, из 3500 низовых предприятий структуры "Росхлебопродукта", выделилось 2800 предприятий, во вновь созданной структуре осталось только 700 предприятий.

К этому же периоду  времени относится децентрализация  управленческих полномочий центральной  власти и увеличение полномочий регионов, к которым, в частности перешли  функции (а также соответствующие  структуры) самостоятельного обеспечения  продовольствием, формирования продовольственных фондов, регулирования продовольственного рынка.

В результате всего за несколько лет, прошедших после  либерализации рынков, институциональная  структура российского продовольственного комплекса претерпела весьма существенные изменения.

К первому наиболее явному изменению последних лет можно  отнести расширение институциональной  базы сельскохозяйственных и продовольственных  рынков.

На всех уровнях продовольственных  цепочек появились прежде не существовавшие структуры, значение некоторых из них возрастает довольно быстро. Так, поставщиками сельскохозяйственной продукции помимо традиционных производителей, стали фермерские хозяйства. Их доля в производстве сельскохозяйственной продукции невелика: в 1995 г. фермерскими хозяйствами было произведено 4.7% зерна, 12.4% подсолнечника, 3.5% сахарной свеклы, 1.5% мяса и молока, 1.3% овощей, 0.9% картофеля. Соответственно, незначительна и их доля на сельскохозяйственных рынках, которая, скорее всего, существенно не возрастет, но фермерские хозяйства показывают альтернативный путь развития производства, составляют конкуренцию традиционным производителям на отдельных рынках продовольствия и формируют новые продуктовые цепочки.2

На продовольственных  рынках появилась новая фигура - частные посредники. Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьирует, но однозначно повсюду увеличивается. При этом частный посредник не представляет собой какую-то однородную массу: их огромное множество: это индивидуальные посредники, которые занимаются торговлей мелко оптовыми партиями продовольствия; и неорганизованные посредники (на западе они получили название сборщиков), которые на своей машине объезжают несколько подворий, закупают скот и уже сравнительно крупную партию поставляют на переработку. Помимо таких мелких "неорганизованных" посредников, которые в большом количестве возникают и также быстро исчезают с рынка, уже оформились компании, которые за несколько лет приобрели имя и известность на локальных, и на национальном рынке. Последние особенно быстро появились на зерновом рынке. За несколько лет сформировались не только локальные посредники, но сложились компании, которые оперируют крупными партиями продукции, а география их интересов охватывает всю территорию России, страны СНГ, а также экспортно/импортные операции.

Многие из таких компаний совмещают посредническую и производственную деятельность (имеют мощности по хранению продукции, свою переработку).

Высока динамика частных  посреднических структур на конечном потребительском рынке. Предприятия розничной торговли и общепита, то есть обслуживающие конечного потребителя раньше других отреагировали на либерализацию рынка. Здесь раньше чем на других уровнях продуктовых цепочек возникли частные рыночные структуры, резко увеличилось число каналов закупок продукции и сократилось значение традиционных каналов. В настоящее время в отдельных регионах частные посреднические структуры практически монополизировали поставку отдельных видов продовольствия. Увеличилось значение закупок продовольствия за пределами области. Постепенно происходит модификация самих институциональных структур продовольственного комплекса; создаются новые современные формы торговли: цепочки магазинов, объединение под единой торговой маркой розничных магазинов и общепита, слияние розничного звена с перерабатывающими предприятиями. То, что в современных развитых странах представляет собой научно обоснованную стратегию маркетинга, в условиях переходной экономики возникает стихийно.

Крупные посреднически  структуры на продовольственном рынке появились, когда продовольствием заинтересовались крупнейшие национальные банки. Мы чуть подробнее остановимся на деятельности российских финансовых групп, так как характер и масштабы их деятельности подобны крупным продовольственным гигантам развитых стран. Кроме того, удивляет скорость их внедрения на рынки продовольствия. Сначала финансовые компании не были заинтересованы даже предоставлять ссуды перерабатывающим предприятиям, теперь они не только вкладывают капиталы в торговлю продовольствием, но формируют вертикально интегрированные продуктовые цепочки под своим контролем.

Привлекательность продовольственного комплекса для частных российских финансовых групп связана с рядом  моментов: во-первых, с тем, что российский рынок продовольствия, как известно, практически ненасыщен; если есть уже количественное насыщение, хотя и не во всех регионах, то говорить о качественном насыщении рынка еще просто нельзя; во-вторых, постепенно импортное продовольствие начинает занимать все большую квоту национального рынка; конечно, это в большей степени верно для крупных индустриальных центров. По мнению инвестирующих финансовых групп, при определенных условиях российская пищевая промышленность могла бы составить конкуренцию импортной продукции; низкая покупательная способность и связанные с ней спросовые ограничения создают ситуацию, при которой еще какое-то время основная часть населения страны не сможет приобретать в целом более дорогое, если речь идет о продукции с высокой добавленной стоимостью, импортное продовольствие, что дает прекрасную возможность национальному капиталу для проникновения в отрасли продовольственного комплекса.

Финансовые группы создают  вертикально интегрированные продуктовые  цепочки. Все три финансовые группы во всех продуктовых сегментах контролируют не только переработку, но в соответствии с современной маркетинговой стратегией западных компаний берут под контроль поставку сырья для переработки и оптовую торговлю готовой продукцией. Самым интересным примером такого рода является реализация проектов Инкомбанка, который через свою специализированную компанию авансировал сельскохозяйственных производителей в основных районах производства сахарной свеклы и подсолнечника. Одновременно кредиты под договоры на покупку сырья получили сахарорафинадные и жиромаслобойные предприятия, в число этих предприятий попали крупнейшие в стране производители такие как, Усть-Лабинский, Ростовский, Краснодарский жирокомбинаты и другие.

Происходит отраслевая и региональная монополизация продовольственных рынков. Стратегическая линия деятельности финансовых групп на продовольственном рынке состоит в постепенном увеличении сферы влияния на интересующих и рынках, что они с успехом осуществляют в условиях отсутствия конкурентов и неэффективности антимонопольного законодательства. Так, из 300 тыс.т сахарной свеклы, выращиваемой в Ставрополье 140 тыс.т (70%) получает "Агроинком" (компания Инкомбанка) по проекту "Сахар".

 

Превращение "Альфа-эко" из чисто экспортно-импортной компании в производителя позволило ей взять под свой контроль 30% рынка чая в стране. В 1994-1995 гг. на долю компании приходилось около 60% поставок чайного листа в Россию. "Альфа-капитал" контролирует 80% рынка макаронных изделий в северо-западном регионе страны и примерно столько же в Поволжском районе, а кроме того, контролирует поставки этой продукции в Среднюю Азию.

Следующим важным изменением последних лет является модификация  функций государства на сельскохозяйственных и продовольственных рынках. Из рыночного  монополиста государство достаточно быстро превратилось в обычного рыночного агента, занимающегося закупками продукции в рамках своей рыночной квоты в региональные и федеральный фонды. Удельный вес этих закупок имеет тенденцию к снижению. Динамика этого сокращения не везде одинакова. Наиболее быстро сокращение государственной рыночной квоты происходит на зерновом рынке (Табл.1); при этом, выше средней по стране наблюдается динамика в основном регионе производителе зерна. В животноводстве удельный вес государственных закупок остается еще высоким.

Табл. 1. Удельный вес государственных  закупок в общем объеме реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, в %.3

 

Зерно

Скот и птица

Молоко

 

Россия, всего, в т.ч.

Северо-Кавказский регион

   

1992

65

59

79

96

1993

64

51

78

97

1994

33

25

69

93

1995

28

18

35

41


                   

 

     Получив  свободу самостоятельно выбирать  покупателя (соответственно продавца), производители расширяют круг  своих постоянных клиентов, начинают  прибегать к услугам частников,  самостоятельно вывозят продукцию в другие области, то есть начинают торговать цивилизованно. Но с другой стороны, чрезмерная диверсификация каналов сбыта нередко объясняется тем, что опасаясь (и не случайно, так как в условиях сократившегося спроса на продовольствие, такое случается нередко), что продукция не найдет сбыта, производители готовы продать ее любому покупателю, зачастую на очень невыгодных условиях для самих производителей.

Отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры, стабильных связей с контрагентами, в отдельных случаях приводит и к другой крайности: производители изо всех сил держатся за своих старых покупателей, сознательно идя на потери от реализации за счет низких цен или чрезмерно затянувшихся сроков оплаты продукции. Особенно это характерно при реализации мясной и молочной продукции. Производители "привязаны" к местным переработчикам, соглашаются на любые условия, не зная и не рискуя искать альтернативных покупателей.

 

Табл.2. Удельные вес рыночных агентов, использующих диверсифицированные  и нетрадиционные каналы движения продукции (На примере трех областей центральной России).4

 

Диверсификация

Нетрадиционные каналы

Сельскохозяйственные производители

от 48

до 95

от 25

до 72

Заготовительные организации:

закупка

сбыт

от 25

от 39

до 50

до 80

от 25

от 50

до 50

до 75

Оптовые структуры

закупка

сбыт

от 33

от 43

до 43

до 67

от 29

от 30

до 33

до 57

Розничный сбыт

от 68

до 82

от 50

до 82

Общепит

от 80

до 100

от 88

до 100


 

На степень диверсификации каналов движения продукции влияют экономические размеры предприятия (чем больше сельскохозяйственное предприятие, тем больше различных каналов сбыта оно использует), а также региональная производственная специализация. То есть рыночная инфраструктура лучше развита для тех продуктов, для которых соответствующие регионы имеют более низкие сравнительные издержки. Так, если при реализации мяса 67%, молока - 56%, зерна - 76% опрошенных сельскохозяйственных производителей в трех областях в среднем использовали диверсифицированные каналы сбыта, то в областях, где сложилась производственная специализации, эти цифры были выше средних: 75% при реализации мяса, 64% - при реализации молока - в Псковской области, 94% при сбыте зерна - в Ростовской области.

Диверсификация каналов  сбыта во всех регионах происходит за счет возникновения новых или  нетрадиционных каналов движения продукции. В первую очередь, широко используются такие, как реализация через собственную  розничную сеть, прямые поставки в  розничные магазины, в общепит, продажа на городском рынке, на оптовых ярмарках и рынках и, особенно, частным посредникам. Отношение к частным посредникам, как принципиально новому каналу сбыта, у производителей далеко не однозначно: часть производителей в силу инерции мышления опасается прибегать к их услугам. Другие производители, наоборот, заинтересованы в торговле через частных посредников, поскольку последние предлагают более выгодные условиях сделок, такие (наиболее важные в условиях дестабилизации системы расчетов), как немедленная оплата и оплата наличными.

Одним из широко используемых нетрадиционных каналов считаются  бартерные операции. Вообще говоря, бартер это скорее форма расчетов между контрагентами, но очень высокая  динамика этой упрощенной формы расчетов во всех продуктовых цепочках вывела бартер в разряд каналов движения продукции (он отнесен к таковым даже официальной статистикой). Бартер бесспорно является наиболее удобной и естественной реакцией на неэффективную систему расчетов, задержки платежей по всей цепочки продуктов, высокий уровень инфляции.

Сельскохозяйственные  производители предпочитают продавать  свою продукцию в обмен на поставку топлива, стройматериалов, средств  производства; то есть бартерные операции являются типичным феноменом переходной экономики. Доля бартера при торговле зерном в целом по России увеличилась с 2% в 1992 г. до 13% в 1995 г. Но можно предположить, что эта цифра выше, имея ввиду неучтенные объемы произведенного зерна. В обследуемых регионах 30% сельскохозяйственных производителей прибегало к бартеру при реализации мяса, 35% - при реализации зерна, 53% при реализации сахарной свеклы и сахара

Информация о работе Рыночный механизм России