Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.
И только отмена директивного
планирования и провозглашение свободы
предпринимательства, в 1992 г. явились
переломным моментом в переходе к
рынку. Этот шаг тут же показал
во многом искусственность централизованн
К этому же периоду
времени относится
В результате всего за
несколько лет, прошедших после
либерализации рынков, институциональная
структура российского
К первому наиболее явному изменению последних лет можно отнести расширение институциональной базы сельскохозяйственных и продовольственных рынков.
На всех уровнях продовольственных цепочек появились прежде не существовавшие структуры, значение некоторых из них возрастает довольно быстро. Так, поставщиками сельскохозяйственной продукции помимо традиционных производителей, стали фермерские хозяйства. Их доля в производстве сельскохозяйственной продукции невелика: в 1995 г. фермерскими хозяйствами было произведено 4.7% зерна, 12.4% подсолнечника, 3.5% сахарной свеклы, 1.5% мяса и молока, 1.3% овощей, 0.9% картофеля. Соответственно, незначительна и их доля на сельскохозяйственных рынках, которая, скорее всего, существенно не возрастет, но фермерские хозяйства показывают альтернативный путь развития производства, составляют конкуренцию традиционным производителям на отдельных рынках продовольствия и формируют новые продуктовые цепочки.2
На продовольственных рынках появилась новая фигура - частные посредники. Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьирует, но однозначно повсюду увеличивается. При этом частный посредник не представляет собой какую-то однородную массу: их огромное множество: это индивидуальные посредники, которые занимаются торговлей мелко оптовыми партиями продовольствия; и неорганизованные посредники (на западе они получили название сборщиков), которые на своей машине объезжают несколько подворий, закупают скот и уже сравнительно крупную партию поставляют на переработку. Помимо таких мелких "неорганизованных" посредников, которые в большом количестве возникают и также быстро исчезают с рынка, уже оформились компании, которые за несколько лет приобрели имя и известность на локальных, и на национальном рынке. Последние особенно быстро появились на зерновом рынке. За несколько лет сформировались не только локальные посредники, но сложились компании, которые оперируют крупными партиями продукции, а география их интересов охватывает всю территорию России, страны СНГ, а также экспортно/импортные операции.
Многие из таких компаний совмещают посредническую и производственную деятельность (имеют мощности по хранению продукции, свою переработку).
Высока динамика частных посреднических структур на конечном потребительском рынке. Предприятия розничной торговли и общепита, то есть обслуживающие конечного потребителя раньше других отреагировали на либерализацию рынка. Здесь раньше чем на других уровнях продуктовых цепочек возникли частные рыночные структуры, резко увеличилось число каналов закупок продукции и сократилось значение традиционных каналов. В настоящее время в отдельных регионах частные посреднические структуры практически монополизировали поставку отдельных видов продовольствия. Увеличилось значение закупок продовольствия за пределами области. Постепенно происходит модификация самих институциональных структур продовольственного комплекса; создаются новые современные формы торговли: цепочки магазинов, объединение под единой торговой маркой розничных магазинов и общепита, слияние розничного звена с перерабатывающими предприятиями. То, что в современных развитых странах представляет собой научно обоснованную стратегию маркетинга, в условиях переходной экономики возникает стихийно.
Крупные посреднически структуры на продовольственном рынке появились, когда продовольствием заинтересовались крупнейшие национальные банки. Мы чуть подробнее остановимся на деятельности российских финансовых групп, так как характер и масштабы их деятельности подобны крупным продовольственным гигантам развитых стран. Кроме того, удивляет скорость их внедрения на рынки продовольствия. Сначала финансовые компании не были заинтересованы даже предоставлять ссуды перерабатывающим предприятиям, теперь они не только вкладывают капиталы в торговлю продовольствием, но формируют вертикально интегрированные продуктовые цепочки под своим контролем.
Привлекательность продовольственного
комплекса для частных
Финансовые группы создают
вертикально интегрированные
Происходит отраслевая
и региональная монополизация продовольственны
Превращение "Альфа-эко"
из чисто экспортно-импортной
Следующим важным изменением последних лет является модификация функций государства на сельскохозяйственных и продовольственных рынках. Из рыночного монополиста государство достаточно быстро превратилось в обычного рыночного агента, занимающегося закупками продукции в рамках своей рыночной квоты в региональные и федеральный фонды. Удельный вес этих закупок имеет тенденцию к снижению. Динамика этого сокращения не везде одинакова. Наиболее быстро сокращение государственной рыночной квоты происходит на зерновом рынке (Табл.1); при этом, выше средней по стране наблюдается динамика в основном регионе производителе зерна. В животноводстве удельный вес государственных закупок остается еще высоким.
Табл. 1. Удельный вес государственных
закупок в общем объеме реализации
отдельных видов
Зерно |
Скот и птица |
Молоко | ||
Россия, всего, в т.ч. |
Северо-Кавказский регион |
|||
1992 |
65 |
59 |
79 |
96 |
1993 |
64 |
51 |
78 |
97 |
1994 |
33 |
25 |
69 |
93 |
1995 |
28 |
18 |
35 |
41 |
Получив
свободу самостоятельно
Отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры, стабильных связей с контрагентами, в отдельных случаях приводит и к другой крайности: производители изо всех сил держатся за своих старых покупателей, сознательно идя на потери от реализации за счет низких цен или чрезмерно затянувшихся сроков оплаты продукции. Особенно это характерно при реализации мясной и молочной продукции. Производители "привязаны" к местным переработчикам, соглашаются на любые условия, не зная и не рискуя искать альтернативных покупателей.
Табл.2. Удельные вес рыночных агентов, использующих диверсифицированные и нетрадиционные каналы движения продукции (На примере трех областей центральной России).4
Диверсификация |
Нетрадиционные каналы | |||
Сельскохозяйственные |
от 48 |
до 95 |
от 25 |
до 72 |
Заготовительные организации: закупка сбыт |
от 25 от 39 |
до 50 до 80 |
от 25 от 50 |
до 50 до 75 |
Оптовые структуры закупка сбыт |
от 33 от 43 |
до 43 до 67 |
от 29 от 30 |
до 33 до 57 |
Розничный сбыт |
от 68 |
до 82 |
от 50 |
до 82 |
Общепит |
от 80 |
до 100 |
от 88 |
до 100 |
На степень диверсификации каналов движения продукции влияют экономические размеры предприятия (чем больше сельскохозяйственное предприятие, тем больше различных каналов сбыта оно использует), а также региональная производственная специализация. То есть рыночная инфраструктура лучше развита для тех продуктов, для которых соответствующие регионы имеют более низкие сравнительные издержки. Так, если при реализации мяса 67%, молока - 56%, зерна - 76% опрошенных сельскохозяйственных производителей в трех областях в среднем использовали диверсифицированные каналы сбыта, то в областях, где сложилась производственная специализации, эти цифры были выше средних: 75% при реализации мяса, 64% - при реализации молока - в Псковской области, 94% при сбыте зерна - в Ростовской области.
Диверсификация каналов сбыта во всех регионах происходит за счет возникновения новых или нетрадиционных каналов движения продукции. В первую очередь, широко используются такие, как реализация через собственную розничную сеть, прямые поставки в розничные магазины, в общепит, продажа на городском рынке, на оптовых ярмарках и рынках и, особенно, частным посредникам. Отношение к частным посредникам, как принципиально новому каналу сбыта, у производителей далеко не однозначно: часть производителей в силу инерции мышления опасается прибегать к их услугам. Другие производители, наоборот, заинтересованы в торговле через частных посредников, поскольку последние предлагают более выгодные условиях сделок, такие (наиболее важные в условиях дестабилизации системы расчетов), как немедленная оплата и оплата наличными.
Одним из широко используемых нетрадиционных каналов считаются бартерные операции. Вообще говоря, бартер это скорее форма расчетов между контрагентами, но очень высокая динамика этой упрощенной формы расчетов во всех продуктовых цепочках вывела бартер в разряд каналов движения продукции (он отнесен к таковым даже официальной статистикой). Бартер бесспорно является наиболее удобной и естественной реакцией на неэффективную систему расчетов, задержки платежей по всей цепочки продуктов, высокий уровень инфляции.
Сельскохозяйственные производители предпочитают продавать свою продукцию в обмен на поставку топлива, стройматериалов, средств производства; то есть бартерные операции являются типичным феноменом переходной экономики. Доля бартера при торговле зерном в целом по России увеличилась с 2% в 1992 г. до 13% в 1995 г. Но можно предположить, что эта цифра выше, имея ввиду неучтенные объемы произведенного зерна. В обследуемых регионах 30% сельскохозяйственных производителей прибегало к бартеру при реализации мяса, 35% - при реализации зерна, 53% при реализации сахарной свеклы и сахара