Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Введение.
1.Теоретические основы изучения конкуренции как составляющей рыночной экономической системы.
1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
2. Особенности развития конкуренции в современной России
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
2.2. Сравнительный анализ конкуренции на различных рынках.
2.3. Методы конкуренции и экономические последствия их применения.
3.Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
3.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.
3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.
Заключение.
Список используемой литературы.
Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. [2]
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают во – первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во – вторых, - положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
Одним из основополагающих
условий эффективного социально- экономического
развития российской экономики является
обеспечение свободы
Государственное
регулирование конкуренции
Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной,[1, С. 18] в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.
Как отмечается
в Программе развития конкуренции
в России на период 2011-2015 гг., утвержденной
Распоряжением Правительства
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно- тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции. [17]
Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.
Таким образом,
основные элементы стратегии в поддержку
предпринимательства и
2. Особенности
развития конкуренции в
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
Современный этап жизнедеятельности российского государства и общества характеризуется модернизацией экономики, развитием инновационных технологий, упрощением законодательных процедур регистрации и лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов. Государство стремится создать максимально благоприятные условия для создания и развития бизнеса в России, ликвидировать излишние административные и финансовые барьеры. Одной из насущных задач, связанных с формированием современной рыночной экономики Российской Федерации, является совершенствование конкурентной среды и защита отдельных сегментов экономики от монополизации.
Среди инструментариев,
которые применяет государство
для обеспечения конкуренции
на рынке и защиты прав и законных
интересов хозяйствующих субъек
Государственные
корпорации, естественные монополии
и риск появления картелей представляют
основную угрозу конкуренции в России.
Подобные выводы содержатся в докладе
Федеральной антимонопольной
В настоящее
время Федеральная
Действительно, деятельность Федеральной антимонопольной службы России способствует обеспечению конкуренции на рынке, создает нормальные условия для функционирования хозяйствующих субъектов, а также благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиций в российскую экономику. К примеру, « с момента вступления в силу Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (№57-ФЗ) в ФАС России поступило: 207 ходатайств; 424 уведомления; 58 запросов о необходимости согласования сделок; 242 обращения по вопросам применения №57-ФЗ. Из числа поступивших ходатайств: 92 согласовано, в том числе 9 с установлением заявителю обязательств; по 57 - принято решение о возврате заявителям, как не требующих согласования; 24 отозвано заявителями; 5 получили отказ в предварительном согласовании; 4 возвращены без рассмотрения ввиду не представления запрошенной информации; по 7 приняты решения о продлении сроков рассмотрения; 18 находятся в стадии рассмотрения»[3]. Федеральная антимонопольная служба России осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства РФ о конкуренции и защите экономики от монополизации, законности и адресности осуществления иностранных инвестиций в российскую экономику. Именно во многом благодаря деятельности данной службы формируется позитивный имидж российской экономики для иностранных бизнес – партнеров.
Следственно, деятельность указанного органа государственной власти, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании в целях защиты интересов российского бизнеса и во благо российского государства и общества.
2.2 Сравнительный
анализ конкуренции на
Степень конкуренции может очень сильно различаться. Это зависит от того, какие черты присущи тому или иному типу рыка
Острее всего конкуренция на тех рынках, где:
1) много продавцов и много покупателей;
2) всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной продавец;
3) никто и ничто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым - уйти с него;
4) товар
является однородным и у всех
продавцов имеет примерно
Где конкуренция развита слабее?
Слабее всего конкуренция на тех рынках, где:
1) число
продавцов или покупателей
2) отсутствует
достоверная рыночная
3) существует много разновидностей продукта. Возьмем, например, книжный рынок: продавцы детских книг на нем не конкурируют с продавцами научной литературы, продавцы дорогих коллекционных изданий – с продавцами детективов и романов в мягкой обложке и т. п.;
4) «выход
на рынок» для новичков
Монополия.
Информация о работе Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики