Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Содержание

Введение.
1.Теоретические основы изучения конкуренции как составляющей рыночной экономической системы.
1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
2. Особенности развития конкуренции в современной России
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
2.2. Сравнительный анализ конкуренции на различных рынках.
2.3. Методы конкуренции и экономические последствия их применения.
3.Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
3.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.
3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии  контролировать два основных параметра  своей деятельности – цену и объем  выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Чистая  монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. [2]

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать  данную продукцию у фирмы –  монополиста.

Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

Понятие «монополия»  имеет двоякий смысл: под монополией понимают во – первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во – вторых, - положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии  – получение сверхприбыли посредством  контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные  черты чистой монополии:

    1. единственный продавец – производитель;
    2. товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров - заменителей;
    3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
    4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль  государственных инвестиций в  развитии конкуренции.

Одним из основополагающих условий эффективного социально- экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование конкуренции вырастает  из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой  комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Структурно  конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение  и санкционное преследование  злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с  тем,  государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной,[1, С. 18] в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Как отмечается в Программе развития конкуренции  в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, [20] основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно- тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции. [17] 

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку  предпринимательства и конкуренции  направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. [17] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  развития конкуренции в современной  России 

2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.

Современный этап жизнедеятельности российского  государства и общества характеризуется  модернизацией экономики, развитием  инновационных технологий, упрощением законодательных процедур регистрации  и лицензирования деятельности хозяйствующих  субъектов. Государство стремится создать максимально благоприятные условия для создания и развития бизнеса в России, ликвидировать излишние административные и финансовые барьеры. Одной из насущных задач, связанных с формированием современной рыночной экономики Российской Федерации, является совершенствование конкурентной среды и защита отдельных сегментов экономики от монополизации.

Среди инструментариев, которые применяет государство  для обеспечения конкуренции  на рынке и защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, в особенности представителей мелкого и среднего бизнеса, наиболее эффективным выступает деятельность Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных подразделений. Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, в области деятельности естественных монополий и на рынке рекламы. Помимо перечисленного, ФАС России контролирует соблюдение нормативно – правовых актов в области поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, а также выполняет функции контроля за иностранными инвестициями в России. Данная службы была сформирована в 2004 году на базе Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства [5]. За годы своего существования ФАС проявила себя как эффективный защитник конкуренции и свободы ведения хозяйственной деятельности в России.

Государственные корпорации, естественные монополии  и риск появления картелей представляют основную угрозу конкуренции в России. Подобные выводы содержатся в докладе  Федеральной антимонопольной службой  РФ (ФАС), который в ближайшее время  представит премьер-министру Владимиру Путину глава ФАС Игорь Артемьев. Авторы доклада "О состоянии конкуренции в России" приходят к выводу, что в настоящее время в неконкурентной среде работает пятая часть всех российских предприятий. Среди наиболее проблемных в этом смысле отраслей ФАС называет нефтяную, авиаперевозки, связь, электроэнергетику и машиностроение. Несмотря на то, что за последнее десятилетие российская экономика в целом стала более конкурентной, крупнейшие компании и доля госкорпораций на рынке растут слишком быстрыми - "гипертрофированными" - темпами, отмечает ФАС

В настоящее  время Федеральная антимонопольная  служба России обладает обширными полномочиями по вмешательству в любые гражданско-правовые отношения, если есть какая – либо опасность нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. По мысли начальника аналитического управления ФАС России Алексея Сушкевича, «у ФАС есть комплекс уникальных мер, которые мы можем применять к нарушителю. Наше главное оружие – предписание… Мы можем предписывать все, начиная от требования заключения/расторжения договора и заканчивая требованием закрытия хозяйствующего субъекта. Если наше предписание не исполняется, мы можем обратиться в суд с формулировкой « заставить исполнять предписание ФАС»…, также мы можем налагать административные штрафы, не имеющие верхних пределов. Они рассчитываются как суммы, кратные величине выручки нарушителя на конкретном товарном рынке »[10].

Действительно, деятельность Федеральной антимонопольной  службы России способствует обеспечению конкуренции на рынке, создает нормальные условия для функционирования хозяйствующих субъектов, а также благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиций в российскую экономику. К примеру, «  с момента вступления в силу Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (№57-ФЗ) в ФАС России поступило: 207 ходатайств; 424 уведомления; 58 запросов о необходимости согласования сделок; 242 обращения по вопросам применения №57-ФЗ. Из числа поступивших ходатайств: 92 согласовано, в том числе 9 с установлением заявителю обязательств; по 57 - принято решение о возврате заявителям, как не требующих согласования; 24 отозвано заявителями; 5 получили отказ в предварительном согласовании; 4 возвращены без рассмотрения ввиду не представления запрошенной информации; по 7 приняты решения о продлении сроков рассмотрения; 18 находятся в стадии рассмотрения»[3]. Федеральная антимонопольная служба России осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства РФ о конкуренции и защите экономики от монополизации, законности и адресности осуществления иностранных инвестиций в российскую экономику. Именно во многом благодаря деятельности данной службы формируется позитивный имидж российской экономики для иностранных бизнес – партнеров. 

Следственно, деятельность указанного органа государственной власти, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании в целях защиты интересов российского бизнеса и во благо российского государства и общества.

 

 

2.2 Сравнительный  анализ конкуренции на различных  рынках.

Степень конкуренции может  очень сильно различаться. Это зависит  от того, какие черты присущи тому или иному типу рыка

Острее всего  конкуренция на тех рынках, где:

   1) много  продавцов и много покупателей;

   2) всегда  можно точно узнать, по какой  цене продает товар тот или  иной продавец;

   3) никто  и ничто не мешает новым  фирмам войти на рынок, а  старым -  уйти с него;

   4) товар  является однородным и у всех  продавцов имеет примерно одинаковое  качество: зерно, цемент, бензин и  т.п. (Две тонны цемента, произведенные  разными фирмами, легче могут  заменить друг друга, чем две  разные марки компьютеров.)

Где конкуренция развита слабее?

Слабее всего  конкуренция на тех рынках, где:

   1) число  продавцов или покупателей невелико, либо в отрасли есть один  или несколько «лидеров», которые  по величине намного превосходят  другие фирмы. Они достаточно  сильны, чтобы подчинить себе  конкурентов (навязать им свои цены), а в случае сопротивления вытеснить их с рынка;

   2) отсутствует  достоверная рыночная информация, то есть неясно, кто по  какой  цене продает свой товар. В  этом случае продавцы могут  брать с покупателей разные  цены за один и тот же товар: если покупатель не знает, что конкурент может продать дешевле, он купит товар у первого попавшегося продавца по высокой цене. Например, торговцы, которые сидят у входа на базар, предлагают товар по более высокой цене, тому, кто только входит на рынок, и сразу снижают цену, если видят, что покупатель возвращается с базара, а значит, знает цены конкурентов;

   3) существует  много разновидностей продукта. Возьмем, например,  книжный рынок:  продавцы детских книг на нем  не конкурируют с продавцами научной литературы, продавцы дорогих коллекционных изданий – с продавцами детективов и романов в мягкой обложке и т. п.;

   4) «выход  на рынок» для новичков затруднен:  для того, чтобы произвести некоторые  товары (например, автомобили), требуется  построить большой завод, купить дорогостоящее оборудование, иметь опыт производства в данной отрасли.

    Монополия.

Информация о работе Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики