Современная аграрная политика государства, ее инструменты, результативность их применения в РФ и в развитых странах: сравнительный анали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей. Это относится к каждой отрасли, подотрасли, хозяйствующему субъекту, входящим в народнохозяйственный комплекс и имеющим свои связи, взаимосвязи, взаимозависимости и т.п..

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_Agrarnaya_politika (2).docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, 2013 год был полон непростых и в то же время значимых событий и для всей страны, и для агропромышленного комплекса России. Это реализация Государственной программы и  первый год членства России в ВТО, засуха в ряде регионов Южного, Приволжского федеральных округов и наводнение на Дальнем Востоке, освоение новых форм поддержки сельскохозяйственного производства и достижение показателей продовольственной независимости страны.

Оказанная поддержка позволила сохранить положительную динамику производства в отрасли. Несмотря на засуху в ряде регионов, наводнение на Дальнем Востоке и обильные осадки в центральной части страны в период уборки урожая, прирост производства продукции сельского хозяйства составил 6,2% (в 2012 г. снижение на 4,8%), в том числе растениеводства – 12%, животноводства – 0,5%.

Импорт и экспорт. Первый год работы в ВТО значительного влияния на состояние агропромышленного комплекса не оказал. Осуществляется постоянный мониторинг импорта чувствительных товаров на территорию России и Таможенного союза – товаров мясной группы (мясо КРС, свиней, птицы), сахара-сырца тростникового, зерна, риса и молочной продукции.

За 2013 г. импорт сельхозпродукции, сырья и продовольствия  увеличился на 3,7% (до 41,9 млрд. $, в 2012 году импорт уменьшился на 5,1% и составил 40,4 млрд.$), при этом на 12,4% снизился импорт мяса и мясной продукции.

Отмечается снижение на 5,7% импортных поставок мяса птицы (без учета данных о торговле с республиками Беларусь и Казахстан), поставки бройлеров из США уменьшились на 2,5%.

Несмотря на все сложности, сельское хозяйство подтверждает статус инвестиционно-привлекательной отрасли.

В 2013 году сохранилась положительная динамика привлечения предприятиями и организациями АПК кредитных ресурсов.

В 2014 году особое внимание будет уделено таким направлениям как создание условий для развития сельских территорий, повышение занятости и доходов населения от предпринимательской деятельности, развитие кооперации на селе.

На реализацию Госпрограммы в 2014 году из федерального бюджета планируется направить 170 млрд. руб. Решение социальных проблем сельских жителей относится к приоритетным направлениям социально-экономической политики государства. Улучшение жилищных условий селян, развитие сети общеобразовательных учреждений, первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта, газификация, водоснабжение в сельской местности – вот далеко не полный перечень того, что уже делается и над чем предстоит работать в ближайшие годы [16].

 

 

 

3.2 Аграрная политика  в развитых странах, ее инструменты  и их результативность.

Канада

Канадское сельское хозяйство характеризуется крупными, высокоинтенсивными фермами по производству зерна и мясного скота в западных провинциях. Продукция этих секторов высококонкурентна на мировых рынках и в больших масштабах экспортируется. Поэтому национальное сельское хозяйство всегда в значительной мере зависело от внешнеторговой конъюнктуры. Погодный фактор также всегда был проблемой канадского аграрного производства. Поэтому основной идеологической целью агропродовольственной политики было обеспечение

стабильных условий производства фермерам.

Агропродовольственная политика Канады формируется совместно федеральным и провинциальными правительствами, и около половины всех государственных затрат па аграрный сектор финансируется за счет бюджетов провинций.

Зерно, производящееся в степных регионах (прериях западной части страны),

подлежит продаже только через созданный в 1935 г. Канадский пшеничный

совет (СапасПап \\Ъеа1 Воагс!) — КПС. КПС по согласованию с федеральным правительством ежегодно устанавливает начальные цены, по которым закупает зерно у производителей степной зоны. Если цены реализации пшеницы КПС оказываются по итогам года ниже, чем начальные цены, уплаченные поставщикам зерна, то разница компенсируется федеральным правительством.

Значительную долю в поддержке производства зерновых в Канаде долгие годы имели программы субсидирования транспортных затрат: транспорт всею зерна, кормовых и масличных культур, произведенных в западных степных регионах страны и перевозимых в другие регионы и в порты для экспорта, были предметом весомых дотаций. Транспортные субсидии в Канаде имеют длительную историю: первый законодательный акт по дотациям на транспорт молочных продуктов был принят в 1895 г., по зерну — в 1897 г.

Молочное производство развивается преимущественно на более мелких фермах восточных провинций. Все молоко должно реализовываться через молочные советы производителей (Магке1т§Ъоагс1$). В провинциях установлены минимальные цены на молоко в зависимости от его использования (питьевое, для различных видов переработки). Для молока, идущего на переработку, правительственная Канадская комиссия по молочным продуктам устанавливает целевую цену, которая служит для определения разностных платежей производителям молока, выплачиваемых

за счет федерального бюджета.

На производство молока устанавливаются квоты, которые могут продаваться фермерами друг другу. До недавнего времени для ограничения предложения молока применялись также и налоги на производство молока, которые использовались для экспортных субсидий.

Молочный рынок внутри страны защищен также довольно высокими импортными квотами и тарифами на переработанное молоко, а импорт жидкого молока вообще запрещен.

Для поддержки производства яиц и птицы в Канаде существует система, аналогичная молочной схеме: разностные платежи, квоты, импортные ограничения.

Помимо чисто продуктовых программ канадская система поддержки фермерского сектора имеет специфически национальную программу субсидирования фермеров. Фермеры могут внести 3% поступлений от продажи основных сельскохозяйственных товаров в виде депозита в специальный фонд — Счет стабилизации чистого дохода (создан в 1991 г.). Федеральный бюджет вносит на этот счет еще дополнительные 2% и провинциальный бюджет — 1%. В случае если семейный доход фермера сократится по сравнению со средним за предыдущие пять лет уровнем или если доход семьи ниже 20 тыс. канадских долларов, фермер может получить накопленные средства с этого Счета. Средства на Счете увеличиваются в соответствии с коммерческой процентной ставкой и дополнительной премией, обеспечиваемой государством. Фермер может выйти из участия в этой программе в любой момент, забрав накопленные деньги.

Как и все страны ОЭСР, Канада к концу 1980-х гт. встала перед необходимостью сокращения уровня поддержки агропродовольственного сектора из-за бюджетных ограничений. Кроме того, в 1989 г. между США и Канадой было подписано соглашение о свободной торговле, далее переросшее в создание, в 1994 г. NAFТА — Североамериканской свободной торговой зоны, потребовавшей либерализации торговых режимов между тремя странами. Дальнейшим фактором реформирования агропродовольственной политики стали соглашения Уругвайского раунда ГАТТ.

В 1995 г. канадское правительство приняло программу сокращения уровня расходов на агропродовольственный сектор в течение трех лет почти на 20%. Были отменены транспортные дотации на сельскохозяйственные продукты. Молочные субсидии в течение двух лет были урезаны на 30%, постепенно отменяются целевая цена и разностные выплаты, отменены налоги на производство молока.

В последние годы монопольное положение Канадского пшеничного совета подвергается критике, так как многие производители могут реализовать свое зерно на свободном рынке по более выгодным ценам, чем предлагает КПС.

Программа стабилизации чистого дохода также подлежит реформированию: федеральная часть будет сокращаться за счет роста доли провинциальных бюджетов.

Важное значение для агропродовольственного сектора Канады сыграло

подписание в 1995 г. Внутреннего торгового соглашения между многочисленными провинциями об элиминировании всех межрегиональных барьеров в торговле агропродовольственной продукцией.

Одновременно с сокращением поддержки цен канадское правительство втрое увеличило расходы на экологические меры в сельском хозяйстве, а также приняло программу сельского развития, направленную на адаптацию фермеров к сокращению уровня поддержки.

Япония

Япония представляет собой густонаселенную страну, с высокой плотностью населения. При этом сельскохозяйственные земли составляют только 14% всей площади страны. После второй мировой войны в стране была проведена земельная реформа по концепции, предложенной США, в ходе которой крупные землевладения были перераспределены между крестьянами-арендаторами, а средние размеры ферм стали наименьшими среди развитых стран мира (сегодня около 1,3 га). Доходы таких мелких хозяйств от собственно сельскохозяйственного производства очень низки: только 12% фермеров живут за счет исключительно фермерского дохода, соотношение доходов в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности упало с 6,4 в 1960 г. до 3,7 в 1990 г. Продуктивность

ферм довольно низка по сравнению с другими странами ОЭСР.

В то же время в Японии крайне сильна идеология продовольственной

безопасности страны: правительство стремится максимально снизить агропродовольственный импорт. Результатом этих двух обстоятельств стала высочайшая степень протекционизма в агропродовольственном секторе Японии.

Такая концепция продовольственной безопасности значительно устарела,так как сегодня пищева%промышленность Страны восходящего солнца является одной из наиболее интенсивных и энергоемких во всем мире, при этом Япония крайне зависит от импорта энергии и энергоносителей, а это означает, что продовольственное производство все равно обусловлено ввозом из других стран.

Тем не менее политика протекционизма привела к 100-процентному самообеспечению страны рисом, к 92-процентному — овощами, к 72-процентному —мясом, к почти 90--процентному — рыбопродуктами. При этом цены на основные продукты питания в Японии намного превышают мировые. Например, рис в 8 раз дороже, чем на мировых рынках, говядина — в 3 раза, молоко — на 40%, средняя цена продуктов питания в Японии на 12—20% выше среднемировых, и продовольственные цены считаются одними из самых высоких в мире: Доля расходов на продукты питания в общих доходах населения в середине 1990-х гг. в Японии достигла 19% по сравнению с 8% в США и 17% в среднем в ЕС.

Основными мерами регулирования агропродовольственного сектора являются государственные цены, внешнеторговое регулирование и регулирование продовольственного снабжения, а также структурные программы.

Закупочные цены в сельском хозяйстве регулируются тремя основными способами. На рис, пшеницу и ячмень государство устанавливает твердые закупочные цены. Практически весь рис закупался по этим ценам государством (обязательные продажи государству). На сахарные свеклу и тростник, говядину, свинину, масло и сухое молоко существуют минимальные гарантированные цены, на основе которых государство осуществляет закупочные интервенции. На сою, рапс, молоко для переработки устанавливаются так называемые стандартные цены, в соответствии с которыми определяются разностные платежи производителям.

В наибольшей степени из всех агропродовольственных секторов подвергается регулированию рисоводство. Для балансирования производства и цен в этой отрасли государство применяет целый спектр мер: контроль за производством, лицензирование сбыта, государственные закупки и торговлю, государственное ценообразование. В животноводстве наиболее сильно подвергается государственному контролю производство молока (вплоть до государственной торговли маслом и сухим молоком), в то время как производство птицы почти совсем не регулируется.

Как и большинство других развитых стран, в 1980-е гг. Япония столкнулась с проблемой бюджетного дефицита и необходимостью сокращения уровня поддержки сельского хозяйства. Основная часть цен поддержки в этот период была снижена, но это снижение сохранило уровень внутренних цен значительно выше мирового уровня.

Ценовое регулирование находится в тесной взаимосвязи с внешнеторговым регулированием, которое определяется, во-первых, концепцией обеспечения продовольственной безопасности, а во-вторых, тем, что Япония устойчиво является нетто-импортером агропродовольственной продукции. Поэтому японское правительство не осуществляет экспортных субсидий, а импортное регулирование зависит от текущей конъюнктуры рынка по каждому отдельно взятому продукту.

Иными словами, по тем продуктам, по которым импорт может конкурировать с внутренним производством, обычно устанавливаются довольно высокие импортные барьеры (например, рис). По тем же продуктам, которые необходимы как ресурсы для отечественного производства (например, кормовое зерно или масличные), импортные ограничения не вводятся. Импортные барьеры устанавливаются как в тарифной, так и в нетарифной форме. Последний вид торговых ограничений постепенно сокращается, особенно после Уругвайского раунда ГАТТ.

Так, в 1962 г. импортные квоты были установлены на 81 товар агропродовольственной группы (без рыбопродуктов), тогда как в 1993 г. — уже только на 12.

Наиболее жесткие ограничения существуют на ввоз риса и молочных продуктов. Рисовая импортная квота в 1995 г. составляла 4% внутреннего потребления (к 2000 г. она достигнет 8%). Пшеница, ячмень, масло, сухое молоко импортируются исключительно государственными агентствами. На все эти продукты устанавливаются высокие торговые наценки. На импортируемую говядину устанавливаются переменные тарифы.

Из мер регулирования предложения сельскохозяйственной продукции наиболее заметную роль играют программы по молоку и рису. Национальная система кооперативов проводит программу квотирования молочного производства. С 1971 г. осуществлено уже шесть программ выведения земель из производства риса.

Отличительной чертой японского агропродовольственного сектора является участие в его регулировании большого количества государственных и квази-государствениых агентств (например, Продовольственного агентства, Корпорации по поддержке животноводства и др.), а также широкой сети всеяпонских кооперативов.

Кооперативная система в Японии существенно отличается от кооперативных систем в других странах ОЭСР. Во-первых, членами кооперативов являются практически все фермеры (это не обязательное членство, но вынужденное, так как только кооперативы предоставляют ряд важнейших услуг для производителей). Во-вторых, кооперативы многофункциональны и имеют строгую единую вертикальную иерархию (деревня префектура —> страна). В-третьих, по закону японские кооперативы осуществляют функции распределения ресурсов для сельскохозяйственного производства, сбыта, кредитования крестьян. Кроме того, деревенские кооперативы ответственны за проведение политики сельского развития. С середины 1990-х гг. ведется программа слияния и укрупнения фермерских кооперативов.

Значительное место в аграрном бюджете Японии занимают экологические программы и программы сельского развития.

Малые размеры ферм в Японии являются причиной их довольно низкой продуктивности. Поэтому одной из важнейших составляющих агропродовольственной политики Японии стала структурная политика, направленная на укрупнение ферм. Государство применяет целый ряд мер для решения этой проблемы: поддержка аренды в противовес купле-продаже земли, стимулирование объединенного использования мелких участков несколькими фермерами, создание префектурных “банков земель” для перераспределения их в пользу наиболее эффективных фермеров и т.д. Пока эти меры не имели успеха: с 1960 г. Средние размеры ферм выросли чуть более чем на четверть гектара. Основным противодействующим фактором для укрупнения ферм является политика поддержки сельского хозяйства, так как мелкие фермы без этой поддержки вряд ли сохранились бы в производстве.

Информация о работе Современная аграрная политика государства, ее инструменты, результативность их применения в РФ и в развитых странах: сравнительный анали