Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:29, контрольная работа
Цель работы: уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их
связи с происходящими изменениями в экономической практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю и этапы развития данной школы.
2. Изучить предмет политэкономии.
3. Выявить основы классической политэкономии.
1. Современная экономическая мысль
1.1 Главные направления современной экономической мысли
1.2 Краткая характеристика российской экономической мысли
2. Классическая политэкономия
2.1 Становление классической политэкономии
2.2 Причины появления и этапы развития
2.3 Предмет политэкономии
3. Основы классической политэкономии. Учения А. Смита и Д. Риккардо
3.1 Теория стоимости. Теория денег
3.1.1 Теория стоимости Д. Риккардо
3.1.2 Теория денег А. Смита
3.1.3 Теория денег Д. Риккардо
3.2 Теория капитала. Теория доходов и классов
3.2.1 Теория капитала А. Смита
3.2.2 Теория капитала Д. Риккардо
3.2.3 Теория классов А. Смита
3.2.4 Теория доходов А. Смита
3.2.5 Теория классов Д. Риккардо
3.3 Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая политика
Заключение
Список использованных источников
развивались в 20 в. Дж.М. Кейнсом. Кенэ принадлежат также труды – «Зерновые»
(1756); «Фермеры» (1757); «Общие правила экономического управления
земледельческим государством» (1760), частично опубликованные в Энциклопедии
Д.Дидро.
Франсуа Кенэ считал, как и все остальные физиократы, что единственной
производительной сферой является сельское хозяйство, в нем и создается
национальное богатство. Богатством также считал сумму всех благ в обществе.
Создал классовую структуру, соответственно которой класс, который трудится на
землях и создает национальное богатство, является производительным, класс
промышленников считал бесплодным, а в классе землевладельцев видел только
держателей земель.
Анн Робер Жак Тюрго - ученик Франсуа Кенэ, стал последним из ранних классиков.
Тюрго развил и углубил физиократическое учение в своем основном сочинении
«Размышления о создании и распределении богатств» (1766). Большим достижением
Тюрго было раскрытие сущности генезиса наемного труда, появление которого он
правильно объяснял отделением работника от средств производства. Тюрго выделял
прибыль как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем. Прибыль он
выводил из процента, а последний связывал с рентой деньги (по мнению Тюрго,
отданные взаем, должны давать большую сумму, чем доход от земли, приобретенный
за эти деньги со страховой целью). Тюрго выдвигал идею сравнительной доходности
денег, затраченных на покупку земли, на ведение промышленного производства или
отданных в ссуду. Одной из центральных в экономическом наследии Тюрго является
проблема капитала (определял капитал как «накопленную ценность»). Он различал
получение ссудного процента, деньги и капитал, указывая, что деньги,
поступающие на рынок, не идут взаймы. Тюрго выявил факторы образования
капиталов, акцентировав внимание на бережливости, на накоплении чистого
продукта земли, который объявлялся первоисточником накопления. Основой
стоимости товара у Тюрго являлась потребительная стоимость, или полезность
вещи, субъективно оцениваемая продавцами и покупателями. Эти субъективные
оценки под влиянием спроса и предложения выравниваются и приобретают вид
объективной рыночной цены. Тюрго стал достойным завершителем эпохи физиократов
[12].
2.2 Причины появления и этапы развития
До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе
главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в
экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования
богатства и благополучия государства. Однако с конца 17 — начала 18 века
формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то
есть экономический либерализм.
Именно в это времени
зарождается новая
Позднее она получит название классической политической экономии.
Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения
экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул
на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный
капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера
производства.
Если обратиться к истории термина «экономика», то во времена Древней Греции он
означал «хозяйство, дом». В период меркантилистов под экономикой стали понимать
науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной
дисциплины экономика приобрела в конце 17-го — первой трети 19-го века. Термин
«классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что
«классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала
производственные отношения буржуазного общества».
Время завершения классической школы политической экономии рассматривается с
двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция
устанавливает период завершения развития первую четверть 19 века, и
завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Риккардо. По другой
— наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в
последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.
Первый этап: середина 17 — начало 18 века. Этот период характеризуется
расширением рыночных отношений. Развенчивание теории меркантилизма. Главными
представителями этого направления в данный период времени считаются У. Петти и
П. Буагильбера.
Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины
18 века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм.
Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.
Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского
хозяйства, чем сферы обращения денежных средств.
Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое
толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было
приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим
отраслям экономики и особенно сфере обращения.
Второй этап: полностью связан с именем Адама Смита. Его трактовки товара и его
свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и
др. лежат в основе современных экономических концепций.
Третий этап: вся первая половина 19 века. В историческом аспекте
характеризуется с завершением промышленного переворота в развитых странах. В
этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его
последователей. Среди них можно выделить Д. Риккардо, Т.Мальтус, Н. Сеннор, Ж.
Б. Сей, Ф. Бастиа и др.
Четвертый этап: завершающий этап во второй половине 19 века. Это период
обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями являются
Дж. С.Милль и К.Маркс. В этот период началось формирование «неоклассической
экономической теории» [17].
2.3 Предмет политэкономии
До 90-х г. в нашей стране преобладающее место в формировании экономического
мировоззрения занимала марксистская политическая экономия. Вся экономическая
литература была направлена на популяризацию К. Маркса и его учения.
Мировая экономическая мысль и произведения выдающихся русских экономистов конца
XIX - начала XX вв. не изучалась в курсах политэкономии, так как не
укладывалась в схемы К. Маркса, а его учение подвергали серьезной критике.
Предмет исследования экономической теории трактовался однозначно, другие
взгляды не излагались, или объявлялись ненаучными.
С развитием экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, и
практическую функцию. Так, у представителей первой школы политической экономии
- меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального
накопления капитала, предметом научных исследований было национальное
богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство
отождествлялось чаще всего с деньгами. Основная функция этого учения сводилась
к активизации товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра
в связи с возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод из
этого учения - необходимость воздействия на экономическую политику государства,
которое играет важнейшую роль в хозяйственной жизни.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии - национальное
богатство - из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим
достижением экономистов, хотя они ошибочно считали источником «богатства» труд
только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки сводилась
к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный
практический вывод утверждал необходимость ограничения вмешательства
государства в естественный ход развития экономики.
Представители английской классической школы политической экономии расширили
предмет политической экономии до исследования условий производства и
накопления, а также
распределения национального
отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское
хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др [4].
Практическая функция классической политической экономии сводилась к обоснованию
факторов увеличения национального богатства. В этом учении выделяются
позитивная и нормативная функции экономической теории. Практический вывод -
предостережение от любых форм вмешательства государства в естественный ход
рыночных процессов.
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым
подходом к анализу общественной жизни являются лишь производственные отношения,
основу которых составляют отношения собственности. Это имело существенное
значение, т.к. из системы производственных отношений выводились экономические
законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата
и господство административно-командной системы хозяйствования.
Эта самая общая характеристика производственных отношений дает основание
утверждать, что производственные отношения есть необходимая сторона
общественного производства.
Мысль о том, что предметом политической экономии являются общественные
отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана
еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее
распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для
этого сделал Т.В. Плеханов. Он не только определил предмет политической
экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес
существенное уточнение, различая собственно производственные отношения -
отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и
отношения производственно-
производительных сил, выделяя противоречия внутри системы общественных
отношений производства.
Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную
литературу того и последующих периодов. Так, в «Очерках политической экономии»
писали, что политическая экономия имеет предметом своего исследования
общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной
деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода
потребностей материальными средствами. Н.И. Бухарин рассматривал
производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как
«отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения
продуктов этого труда, включая техническую организацию труда. Практическая
функция марксизма сводилась к необходимости вскрыть органически присущие
капитализму недостатки и противоречия, обосновать объективность экономической и
политической борьбы пролетариата для достижения своих целей. Практический вывод
из этого учения - замена капитализма социализмом, неизбежность пролетарской
революции [2].
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии
как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и
К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под
которым ими понимается отношение людей к внешней природе. А. Богданов и И.
Степанов в свое время отмечали, что определение, вошедшее в учебники
политической экономии как «науки об общественном хозяйстве... совершенно
неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся
техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.
Анархист, князь П.А. Кропоткин считал политическую экономию наукой о наиболее
рациональной организации хозяйственной деятельности, цель которой заключается в
изучении «потребностей людей и способов их удовлетворения с наименьшей
непроизводительной тратой сил». При такой трактовке предмета экономической
теории можно говорить о примате потребления. Результатом развития марксизма в
XX в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны
производственные отношения и экономические законы новой хозяйственной системы -
социализма. Практическая функция этого учения сводилась к обоснованию развитого
социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с
Информация о работе Современная российская экономическая мысль