Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ роли денег в экономике, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Действительно, реальная деловая информация состоит главным образом из высказываний, описывающих разного рода платежи, которые либо кем-то проведены, либо кем-то получены. Изрядную роль в этого рода информации играют цены, отражающие относительную стоимость различного рода товаров и услуг, выраженную в денежных единицах, а также будущие финансовые обязательства, также выражающиеся в денежной форме. Все эти функции денег отражены в следующем определении: деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Вообще, исследовать происхождение денег, их функции и роль в экономике - значит исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа развития человеческой цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая скаченная.docx

— 87.26 Кб (Скачать файл)

В 1995 г. средняя депозитная станка составляла 102,0%, а индекс потребительских  пен - 2,3-раза, т. е. депозитная ставка была отрицательной. В 1997 г. средняя депозитная ставка была на уровне 16,4%, а индекс потребительских цен - 1,1, раза, т. е. депозитная ставка была положительной. Кроме того, темп роста курса доллара сократился с 30,1% в 1995 г. до 7,2% в 1997 г.. Несмотря на такие изменения, удельный вес сбережений во вкладах и ценных бумагах резко упал. Видимо, определенное значение имело ощущение недостаточной защищенности вкладчиков. Это их предчувствие оправдалось во время кризиса 1998 г., когда количество кредитных организаций, у которых била отозвана лицензия на осуществление банковских операций, возросло с 852 на начало года до 1004 на конец года.

Особое значение приобрела  проблема долгосрочных вкладов. Повышение  доли долгосрочных вкладов - стратегический вопрос, так как от его решения во многом зависят пропорция деления банковского кредита на долгосрочный и краткосрочный, увеличение в хозяйстве функционирующего капитала достижение роста производства и сокращение безработицы.

В целях решения этой проблемы необходимо в первую очередь ввести страхование долгосрочных вкладов. Целесообразно принять решение о том, что в случае отзыва лицензии на совершение банковских операций требования вкладчиков по долгосрочным вкладам удовлетворяются в первоочередном порядке за счет фонда обязательных резервов, хранящихся в центральном банке. Однако по отдельным банкам такой возможности может не быть. Учитывая это обязательство, а также необходимость страхования не только долгосрочных, но и краткосрочных вкладов, следует предусмотреть наряду с мероприятиями, отмеченными выше, дополнительные меры.

В частности, используя опыт работы Сбербанка после августовского  (1998г.) кризиса, целесообразно выделить из системы кредитных организаций группу банков с повышенной устойчивостью, способных принять на себя вклады, тех банков, у которых отозваны лицензии и использованы все имеющиеся денежные средства для удовлетворения требований вкладчиков. Такая группа банков, действуя при поддержке центрального банка, могла бы снять остроту проблемы, решить вопросы использования ликвидных активов обанкротившихся банков и формирования конкурсной массы средств. Подобная мера может способствовать наращиванию накоплений.

Улучшение функционирования денег как средства накопления является одной из предпосылок повышёния устойчивости рубля в его функции - мировых денег.

Целевое назначение функции  мировых денег состоит в обеспечении  международных расчетов и межстранового  движения капиталов. В этой сфере  рубль ограниченно выполняет  функции меры стоимостей, средства обращения и платежа, а также средства накопления. В настоящее время роль ведущей валюты во внешнеэкономических связях играет доллар США. Согласно оценкам, в России на доллары США приходится не менее 80% внешнеторговых контрактов и 90% банковских депозитов в иностранной валюте.

Цели функционирования мировых  денег связаны с методами валютного  регулирования, а мера функций мировых  денег обусловлена параметрами  платёжного баланса страны и курса  ее валюты. Наиболее острая полемика ведется  по поводу валютного курса.

В экономической науке  утвердилось мнение о том, что  своеобразной осью валютного курса  является соотношение валют по их покупательной способности (паритету покупательной способности). Это  положение верно тогда, когда  в стране большинство отраслей хозяйства конкурентоспособны и участвуют во внешней торговле. Иначе сложилось положение в России.

Известно, что паритет  покупательной способности для  российского рубля в середине 2000 г. был на уровне 10,6 руб. за доллар США, а так называемый товарный курс (при нулевой рентабельности операции) составил к ноябрю 2000 г. немногим более 20 руб. за доллар США. В то же время официальный курс приближался к 28 руб. за доллар. Следовательно, ось валютного курса рубля сместилась от паритета покупательной способности к товарному курсу. Страна вынуждена по повышенному курсу платить за иностранную валюту. Эти платежи совершаются путем перераспределения национального дохода в пользу ТЭК, других экспортеров и иностранных государств.

По мере того, как в  России усилится конкурентоспособность продукции машиностроения, легкой, пищевой и других отраслей хозяйства, способных повысить свою роль во внешней торговле, а также сократятся издержки производства у традиционных предприятий-экспортеров, товарный курс рубля будет снижаться до уровня паритета его покупательной способности. Кроме стоимостного содержания, влияние на курс валюты оказывает режим его функционирования. Этот режим включает три структурных элемента: экономическую обоснованность, условия функционирования и предсказуемость курса. Всё три элемента имеют определяющее значение для выполнения деньгами функции мировых денег.

Экономическая обоснованность режима, валютного курса состоит  в учете и объективных отклонений от оси вследствие несовпадения спроса и предложения на валюту.

Если абстрагироваться от инфляции и спекулятивного спроса, то можно сказать, что спрос и  предложение на валюту колеблются повседневно, так как параметрам платежных  балансов и оборотных средств  свойственно непостоянство. В этой связи из разных режимов валютного курса предпочтение оказано плавающему валютному курсу. Однако режим валютного курса, плавающего без каких-либо пределов, противоречит объективной потребности бизнеса в предсказуемом курсе национальной валюты.

Предсказуемость валютного курса бывает прогнозной, точной и относительно точной. Прогнозный обменный курс валюты определяется ежегодно при утверждении бюджета Российской Федерации. Точная, предсказуемость обычно характерна для режима фиксированного валютного курса. Относительной точностью отличаются режимы «валютного коридора» и валютный курс, плавающий в определенных пределах.

Для достижения предсказуемости  валютного курса предлагались разные варианты. В частности, были внесены  предложения об установлении «валютного коридора», отказе от плавающего курса и переходе, по крайней мере, на проектируемый период достижения экономической стабилизации, к системе фиксированного курса. В современных условиях использование «валютного коридора», несмотря на присущие ему положительные черты, вряд ли приемлемо. Установив подобный режим, надо придерживаться его, каждодневно даже в тех случаях, когда это явно невыгодно. Отказ от плавающего валютного курса, на мой взгляд, нецелесообразен, так как этот курс, как отмечено ранее, связан с «плавающим» уровнем платежных балансов и оборотного капитала, вложенного в экспортно-импортные операции. Идеальным можно считать плавающий курс валюты, с твердым конечным ориентиром «плавания» к концу периода. Такой ориентир может служить одним из стабилизирующих факторов предпринимательской деятельности. Однако для его введения необходимы крупные валютные резервы центрального банка.

Валютные резервы Банка  России после кризиса 1998 г. существенно  возросли. И все-таки, учитывая потребности  валюты для оплаты импорта, а также для предстоящих платежей по обслуживанию российского внешнего долга, возросшие резервы, видимо, недостаточны для установления ориентиров возможных колебаний валютного курса.

Таким образом, нет необходимых  условий для введения прямой предсказуемости валютного курса рубля. Однако есть возможность добиться косвенной предсказуемости этого курса. Но каким путем?

Нужно отметить, что трудность  в определении метода косвенной  предсказуемости валютного курса  проистекает из того, что рубль  и его функции мировых денег регулируется государством сразу и в нескольких направлениях, и том числе по его покупательной способности и по его реальному курсу, т.е. по номинальному валютному курсу, скорректированному на уровень инфляции. Эти действия конкретно проявляются и в том, что ежегодно намечаются цели подобного регулирования.

Следовательно, цели снижения инфляции и укрепления рубля в  реальном выражении имеют разные степени определенности. Учитывая, что укрепление реального курса  рубля помогает развитию экономики, целесообразно количественно определять уровень его роста в качестве одного из параметров денежно-кредитной политики. Сравнивая фактические показатели инфляции, их тенденцию и целевую установку по относительному укреплению реального курса рубля, можно будет косвенным путем ориентировочно определить его будущий номинальный обменный курс для более обоснованного ведения валютных операций субъектами в сфере хозяйствования.

Метод косвенной предсказуемости  обменного курса рубля даст центральному банку большую возможность маневра по сравнению с методом прямой предсказуемости валютного курса.

По мере укрепления экономики  страны и дальнейшего накопления Банком России Валютных резервов материальная база косвенной предсказуемости  обменного курса рубля будет  расширяться, усилится валютное регулирование и повысится, значение функции мировых денег в экономике.

 

3. Роль денег  в экономике России

 

.1 Правовой статус  денег в государстве на примере  РФ

 

Финансовое право регулирует денежные отношения. Однако деньги как  объект финансового правоотношения никогда не подвергались научному анализу.

До сих пор финансово-правовая наука исходила и пока еще продолжает исходить из цивилистической концепции  денег. Между тем ст. 140 ГК РФ, устанавливающая  понятие "деньги" через законное платежное средство, не распространяется на отношения публично-правового характера. Это вытекает из п. 3 ст. 2 ГК РФ, где отмечено, что "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". Соответственно, используя цивилистическую концепцию денег, нельзя в полной мере понять потенциал и пределы финансово-правового регулирования. А отсюда - правильно осуществлять создание и толкование финансово-правовых норм.

Понятие "законное средство платежа" имеется в законодательстве многих стран. Исторически это понятие  появилось в законодательстве разных стран в целях организации денежного обращения тогда, когда государство присвоило себе право эмиссии денежных знаков. В этих условиях, дабы гарантировать обращение собственных денежных знаков (законного платежного средства), государство вводило запрет на выпуск и обращение всякого рода иных денежных знаков на своей территории.

В российском дореволюционном  законодательстве, когда денежное обращение  являлось исключительно налично-денежным, использовалось понятие "всеобщее законное платежное средство". В советское время в нормативных актах такое понятие вообще не использовалось. В постсоветское время понятие "законное платежное средство" появилось в ст. 140 Гражданского кодекса РФ (1994 год). В этой статье установлено: "рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов".. Цивилисты сегодня спорят о содержании этого понятия. Одни утверждают, что только наличные деньги, эмитируемые ЦБ РФ, могут выступать в качестве законного платежного средства. Другие считают, что это понятие включает в себя как наличные, так и безналичные деньги. Доводом в пользу этого служит то, что банкноты и монеты Банка России не обладают свойством быть обязательно принятыми при осуществлении всех видов платежей на территории РФ. "Запрещая сторонам рассчитываться наличными деньгами, - пишет Л. Ефимова, - законодательство косвенно предписывает пользоваться безналичными расчетами, которые в этой ситуации нельзя не признать законным платежным средством".

Введение в Гражданский  кодекс РФ 1994 года понятия "законное платежное средство" и внимание цивилистов к содержанию понятия "законное платежное средство" весьма понятно. Понятие "законное платежное средство" в гражданско-правовом смысле выполняет функцию определения имущества, обязательного к принятию кредитором в целях прекращения обязательства. Л.А. Лунц писал, что "для законодателя представляется не только возможным, но и необходимым указать такие предметы, предоставление коих должно иметь место для обязанного лица и принятие коих должно иметь место со стороны лица управомоченного: предмет, служащий универсальным суррогатом исполнения имущественного обязательства, носит название "законного платежного средства". При этом Л.А. Лунц подчеркивал, что применительно к отношениям гражданского оборота законное платежное средство является "крайним и принудительным средством исполнения обязательств: крайним в том смысле, что предмет этот заменяет собой действительный предмет долга, если предоставление последнего становится невозможным без, однако, того, чтобы эта невозможность освободила должника: принудительным в том смысле, что должник может освободиться от обязательства предоставлением этого предмета, а веритель должен его принять, если не хочет впасть в просрочку".  деньги стоимость эмиссия правовой. Как известно, гражданское законодательство неприменимо к отношениям, регулируемым нормами финансового права. Таким образом, статью 140 ГК РФ нельзя трактовать применительно к налоговым, бюджетным и иным финансово-правовым отношениям. Однако из этого не следует, что понятие "законное платежное средство" не имеет ценности в сфере финансово-правового регулирования. Напротив, понятие "законное платежное средство" имеет смысл и применительно к сфере финансово-правового регулирования. Тому есть две причины. Во-первых, объектом имущественного финансового правоотношения, как отмечалось, являются наличные и безналичные деньги. Соответственно, возникает вопрос: равны ли условия функционирования этих двух платежных средств в сфере финансового правоотношения? Не имеет ли одно из них преимуществ, обусловленных принадлежностью к законному платежному средству? Постановка такого вопроса тем более обоснованна, что в ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", т.е. в законе, имеющем общеотраслевое значение, наличные деньги (банкноты и монеты Банка России) названы единственным законным средством наличного платежа. При этом установлено, что "банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации". Во-вторых, историческая практика показывает, что в сфере финансово-правового регулирования возможны ситуации, когда деньги, эмитированные Банком России, и безналичные деньги, функционирующие по правилам российского законодательства, заменяются суррогатной неденежной эмиссией или, иначе говоря, неденежной эмиссией государственных органов. К числу последних в середине 90-х годов XX века относились казначейские обязательства 1884 - 1996 годов, казначейские налоговые освобождения 1995 и 1996 годов, эмиссии банковских векселей под гарантии Минфина РФ 1995 - 1997 годов и др. Естественно, возникает вопрос: все ли платежные средства, возникающие в сфере финансово-правового регулирования, законны? Все ли они обязательны к приему кредитором? Если нет, то каковы критерии законного платежного средства применительно к сфере финансово-правового регулирования?

Информация о работе Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России