Социальная политика государства в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений.
Как видим, социальная сфера экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень важно проводить эффективную социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть в своей курсовой работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика в рыночной экономике: теоретический аспект…...5
1.1 Социальная политика: сущность, функции и виды………………………….12
1.2 Институты и инструменты проведения социальной политики……………..20
2. Анализ социальной политики в современной российской экономике…..25
2.1. Современные формы реализации социальной политики…………………...31
2.2. Возможные пути совершенствования социальной политики………………36
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 Вероятно, такая точка  зрения основана на достаточно  рациональном представлении о  том, что целью деятельности  общества является само общество. Люди производят и потребляют, реализуют внешнюю и внутреннюю  политику, совершают научные и художественные открытия, причем целью всех этих видов деятельности является удовлетворение потребностей индивидов, поддержание и развитие жизнедеятельности общества. Власть, экономика, развитие техники или внешние отношения являются теми средствами, которые призваны обеспечить функционирование общества. С точки зрения такого подхода представляется не вполне оправданным представление о вторичности социальной политики по отношению к экономике.

 С точки зрения  И.М. Лаврененко: «Социальная политика — это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколении, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей».

 С одной стороны,  социальная политика — это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений.

 С другой - это система  постоянно возобновляющихся взаимодействий  государственной власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека. [9, с. 112]

На основе вышеизложенного  сформулируем определение: социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.

 При рассмотрении  содержания социальной политики  можно ориентироваться на широкий  подход: к социальному относится  все, что не является природным, что выработано в процессе человеческой социальной практики. Более узкой является точка зрения, которая разграничивает сферу производства и непроизводственную, наделяя эту последнюю статусом социальной сферы. Исключение труда, производства как базисных процессов из сферы социальности в теоретическом плане совершенно недопустимо. Однако такая точка зрения имеет свои преимущества, в первую очередь, удобство дифференциации тех или иных областей действительности, которые могут анализироваться по отдельности в научных исследованиях, отражаться в государственной статистике и т. д. [16]

 В.В. Колков, на основе  анализа деятельности современных  социальных государств, утверждает, что структурообразующими элементами  социальной политики являются  социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. В.М. Капицын к числу направлений социальной политики относит:

1)здравоохранение и  обязательное медицинское страхование;

2)поддержку семьи,  детства, материнства и отцовства;

3)жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;

4)поддержку престарелых  и инвалидов;

5)социальное обслуживание  населения;

6)охрану окружающей  природной среды;

7)федеральное и местное  (муниципальное) обустройство мигрантов,  особенно беженцев и вынужденных переселенцев.

 По мнению И.А. Григорьевой,  социальная политика направлена  на оказание помощи бедным  и борьбу с бедностью, развитие  социального страхования, работу  с молодежью, стимуляцию занятости,  активизацию перевода получателей  пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей.

 Итак, в границы социальной  политики включается достаточно  обширный круг вопросов жизнедеятельности  индивидов и общества. Поле социальной  политики, таким образом, имеет  протяженность от политики, направленной  на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., — до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т. е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития. [28, с. 16]

 Таким образом, основными  целями социальной политики на  современном этапе являются:

 • максимальное сохранение  физического, интеллектуального,  духовно-этического потенциала страны;

 • формирование прочного  пласта трудовой мотивации, отвечающего  требованиям легального рынка,  ориентированного на позитивное  расширенное воспроизводство «человеческого  капитала» России, ибо без этого  не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

 • создание институциональных  и социально-экономических предпосылок  для реализации гражданами, различными  общественными слоями и группами  населения своих потребностей  и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии. [11, с. 47]

 Общеизвестно, что социальная  политика является затратным  и дорогостоящим видом деятельности. Каждое из направлений социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства.

 

1.2. Институты и инструменты проведения  социальной политики

 

Сложный механизм институциональных  органов, который складывался в  новейшей истории ЕС и оттачивался  на протяжении почти полувека, обеспечивает социальное и экономическое сплочение Сообщества и решение вопросов, касающихся социальной политики и интеграции в этой сфере. В структуре институтов ЕС, связанных с социальным измерением, за, последние годы обозначилось немало изменений: Это вполне объяснимо, если учесть, что происходило и до сих пор не завершено оформление социальной политики как самостоятельного направления деятельности Союза. [12, с. 617]

Новые задачи, вставшие перед  социальной политикой в связи  с развитием интеграции в социальной области и глобализацией, естественно, требовали совершенствования механизма  исполнительной власти, увеличения ее компетенций или создания новых  структур, способных конструктивно ответить на вызовы времени. Необходимость же обеспечения эффективности их работы предполагала наличие соответствующей законодательной базы.

Задачи, возлагаемые на Сообщество в социальной области, выполняются  при помощи разветвленной структуры институтов. Причем каждый из них действует в пределах полномочий, которыми он наделен в соответствии с основополагающими договорами.

Увеличение полномочий институтов ЕС вносит позитивный вклад  в развитие права Сообщества в  социальной сфере. Огромную роль играет эволюция процедур, в частности, расширение возможности принимать решение квалифицированным большинством, введенное Единым европейским актом и подтвержденное протоколом к Договору о Европейском Союзе, а также признание: значимости европейских коллективных договоров. Система коммунитарных институтов, работающих в социальной области, а также установленные процедуры принятия социальных документов, безусловно, являются инструментами строительства социальной Европы; [8, с. 32]

С этим связан и вопрос о представительстве социальных сил на общеевропейском уровне. Важнейшими органами ЕС, обладающими полномочиями в социальной сфере, являются: Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский парламент, Суд Европейских Сообществ и Экономический и социальный комитет.

Проблемы социальной политики были впервые конкретизированы в 1989 году на сессии в Страсбурге, когда была принята Хартия основных социальных прав трудящихся. [13, с. 209]

На свои заседания Европейский  совет собирается два раза в год. При рассмотрении ряда социальных проблем существует процедура единогласного принятия решений членами Совета, что правда, по мнению диссертанта, является тормозом для разработки общей социальной политики. В соответствии с Договором о Европейском Союзе, был выделен целый ряд областей, в которых Совет принимает решения по предложению Комиссии и после консультаций с Парламентом и Экономическим и социальным комитетом. Это:

- социальное обеспечение и социальные  гарантии для трудящихся;

- защита трудящихся в тех  случаях, когда срок их трудового соглашения закончился;

- представительство и совместная  защита интересов трудящихся  и работодателей; включая соучастие  в принятии решений;

- условия найма граждан третьих  стран, проживающих на законных  основаниях на территории Сообщества; [27, с. 280]

Наметившаяся в последнее время  тенденция расширения компетенций  европейских институтов и использования  разнообразных процедур принятия решений  нашла отражение в документах последних форумов и, безусловно, играет положительную роль в создании общеевропейской социальной политики.

Основным действующим лицом  и собеседником среди институтов, работающих в социальной области  является Совет, по социальным вопросам. Иногда в зависимости от обстановки он собирает по несколько раз в неделю компетентных министров государств-членов. При этом ему принадлежит право принимать решения далеко не по всем • социальным; вопросам. Так проблемы здравоохранения находятся в компетенции-Совета по здравоохранению и Совета по делам внутреннего рынка. Именно по их инициативе могут приостанавливаться или видоизменяться действия соответствующих директив и решений. [31, с. 125-126]

Многие политики и  эксперты считают Комиссию предосновой "Европравительства". Причем ее деятельность иногда рассматривается как ведущая  к чрезмерной централизации, а, следовательно, ограничивающая* функционирование национальных структур власти. Даже такие приверженцы "общеевропейской миссии" КЕС, как Германия и Франция, считают, что некоторые моменты в; деятельности Комиссии, например, излишняя бюрократизация; или случаи коррупции мешают дальнейшему развитию интеграции. Деятельность Европейской комиссии в социальной сфере состоит из трех основных элементов: внедрения в жизнь документов социальной политики, управления Структурными фондами (в первую очередь, Европейским социальным, фондом - ЕСФ) и управления социальным диалогом.

Специально назначенные  члены Комиссии отвечают за социальные вопросы и занятость, проблемы образования  и профессиональной подготовки. Однако многие социальные вопросы оказываются  в сфере ответственности и  других членов КЕС, занимающихся, например, вопросами социальной экономики, защиты интересов потребителей и т.д. [17, с. 3-7]

Генеральный директорат по социальным вопросам КЕС целенаправленно занимается вопросами социальной политики, однако, и другие директораты (их всего 22) также имеют возможность включаться по мере необходимости в это направление деятельности ЕС.

К компетенциям Директората  по социальным вопросам относятся::

- промышленные отношения и социальный диалог;

- занятость и рынок  труда;

- социальное обеспечение,  социальная защита и условия  жизни;

- Европейский социальный  фонд;

- здравоохранение и  безопасность.

Как уже отмечалось, социальная политика ЕС не сконцентрирована в  одном институте и даже не координируется' никем; единолично, что позволяет, с одной стороны, учитывать различные аспекты и последствия социальных проблем, с другой же, ведет к распылению усилий по решению социальных вопросов, связанных с тем или иным направлением деятельности ЕС. Это делает особенно актуальной необходимость выработки глобальной социальной политики. Именно за такое положение вещей Комиссия, как главный орган исполнительной власти Сообщества, неоднократно подвергалась критике в конце XX века. В результате, был принят ряд шагов по упорядочению процессов и процедур управления социальной политикой. [26, с. 12-15]

Европейский парламент, избираемый всеобщим, прямым голосованием, является представительным наднациональным  органом. Занимаясь всем обширным спектром общеевропейской политики, Парламент имеет в своем распоряжении 18 комиссий, в том числе и ту, что напрямую связана с решением социальных вопросов и проблемой занятости, а также координирует деятельность в социальной сфере других комиссий, которые сталкиваются в своей работе с социальными проблемами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ социальной политики в современной российской экономике

 

Россия – по Конституции  – с 1993 г. является страной с социально  ориентированной рыночной экономикой. За рубежом накоплен немалый опыт развития социальных государств, существуют различные их формы, модели. Это обусловливает актуальность разработки проблем социальной экономики, что, должно способствовать выработке практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования российской социально-экономической системы в целом.

Информация о работе Социальная политика государства в современной экономике России