Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение монополизма как экономического явления, его последствий для рынка и необходимость антимонопольного регулирования.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть основные причины возникновения монополий;
2.обозначить особенности современной монополизации экономики;
3.изучить действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики.
Введение…………………………………………………………………………
Сущность монополизма, его преимущества и последствия……………….
Понятие и экономическая природа монополии…………………………….
Социально-экономические последствия монополизма………………………
Антимонопольное регулирование в России…………………………………..
Специфика и законодательная база антимонопольной политики в РФ……..
Задачи антимонопольной политики в условиях глобального
финансового кризиса……………………………………………………………
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………….
Заключение………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………..
Осуществление антимонопольного регулирования, ориентированного на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации, по мнению ФАС России, должно осуществляться на принципах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства Российской Федерации, транспарентности процессов экономической концентрации, а также открытости всех решений и действий антимонопольных органов.
3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация
с государственным контролем
за монополистической
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в проведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возможности
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.
В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.
Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах, представленных в приложении А.
В Германии государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.
Во Франции контроль
над монополистической
Таким образом, изучение
зарубежного опыта
Заключение
Монополия возникает
обычно там, где отсутствуют реальные
альтернативы, нет близких заменителей,
выпускаемый продукт в
Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
Существуют доводы, что монополии могут быть приемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Но общество должно ограничивать цены, устанавливаемые монополиями, чтобы получать выгоды от низких цен. Однако выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция) указывают скорее на неэффективность и нежелательность монополии.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование охватывает огромный спектр вопросов:
Антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной государственной экономической политики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
В заключении следует отметить, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Антимонопольная политика государства |
экономическая
политика государства, опирающаяся
на антитрестовское |
2 |
Естественные монополии |
возникают из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п. |
3 |
Искусственные монополии |
создаются ради получения
монополистических выгод в |
4 |
Картель |
представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов. |
5 |
Легальные монополии |
защищены от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками |
6 |
Патент |
это исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение. |
7 |
Промышленная политика |
политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий. |
8 |
Промышленное регулирование |
это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания. |
9 |
Социальное регулирование |
это государственное
регулирование условий производ |
10 |
Чистая монополия |
возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. |
Список использованных источников
Приложение А
Основные законодательные акты, на которых базируется «Антитрестовское законодательство США»
Название закона |
Содержание |
1. Закон Шермана (1890 год). |
Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление». |
2. Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии. |
Основные положения:
|
Информация о работе Социально-экономические последствия монополизма и антимонопольная политика