Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Задачи:
Изучить социально – психологические методы управления.
Изучить факторы, влияющие на эффективность производство и качество труда.
Выявить личностные характеристики людей, способных заниматься управлять честной деятельностью.
Определить важность исследования личности как субъекта управления.
Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе.
1.1 Социально – психологические методы управления………………….......5
1.2 Место и роль социально – психологических методов управления в
современной организации........……………………………………………................................10
1.3 Рекомендации по использованию социально- психологических методов…………………………………………………………………………...13
Глава 2. Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир».
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Альтаир»……………...16
2.2 Анализ персонала предприятия ООО «Альтаир»……..……………..18
2.3 Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовя работа готовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Коллектив бригады из работников женского пола. Численность бригады вместе с мастером составляет 14 работников (см. приложение 4). В таблице можно увидеть возрастные данные, разряд, уровень образования каждого из членов коллектива.

Анализируя данные приведенной таблицы, можно увидеть, что в исследуемой бригаде работают достаточно образованные люди, окончившие высшие и средне - специальные учебные заведения. В основном это молодой коллектив, возраст которых колеблется от 20 до 48 лет, но большинством являются молодые люди. Это говорит о том, что коллектив находится еще в стадии развития, динамики. У работников есть стремление к развитию и совершенствованию накопленных знаний, свежие и новые идеи по поводу совершенствования организации труда и работы, нет застоявшихся принципов, к тому же в молодом коллективе содержится высокая работоспособность и энергичность.

Разряд работников достаточной высокий, средний разряд по бригаде равен 4. Люди, работающие в бригаде достаточно компетентны в своей

 

 

области, но для них это не является пределом, возможно дальнейшее совершенствование своих способностей.

Стаж работы на предприятии невелик, в основном, не считая одного работника, колеблется от 1 года до 4 лет. Это говорит о том, что люди только начали свою трудовую деятельность, большая вероятность того, что многие уволятся или переведутся, если не будет мотивации и стимулирования их труда.

          Возраст руководителя коллектива (мастера) равен 24 годам. Он имеет высшее техническое образование, стаж работы на предприятии приблизительно равен четырем годам, в области  обработки продукции около года. Мастер постоянно проходит курсы повышения квалификации. За свою трудовую деятельность проработал на многих  производствах завода, что говорит о его компетентности во многих областях.

          В целом в коллективе присутствуют как женщины, так и мужчины, но естественно имеется своя корпоративная культура, отмечаются различные дни рождения и праздники.

Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом. Методы работы с этими людьми – применение специальных мер воздействия, заключающихся в воспитании волевой собранности, умения целенаправленно действовать:

  • Во-первых, подбор, с учетом интересов и характерных особенностей работника, видов производственных заданий и поручений, требующих от него проявления самостоятельности, собранности, последовательности действия;
  • Во-вторых, широко использовать шефство активных, целеустремленных работников над «пассивными».

 

На предприятии в специальных пособиях для руководителей прописаны рекомендации по общению и воздействию на каждого работника, не смотря к какой психологической или социальной группе он относится[5].

           Исходя  от этого можно сказать, что социально-психологический слой коллектива – это условная группа людей, которая выделяется на основе общности каких – то психологических качеств, настроений, утвердившихся позиций.

          Между этими группами не существует каких-то границ. Социально-психологические слои коллектива еще не дают всестороннего раскрытия

морально-психологических качеств людей, но в то же время, оперируя ими, руководителю легче ориентироваться в формах и методах работы.

Чтобы не совершать поведенческих ошибок, на предприятии также была разработана своя система работы с коллективом в целом и отдельны м работником. Личности были разделены определенные психологические типы с определенным названием, краткой характеристикой каждого из них и рекомендации по общению с ними. Руководителю при общении с сотрудниками полезно знать, к какому психологическому типу характера принадлежит собеседник. Отнесение собеседника к определенному типу позволяет выбрать наиболее целесообразную тактику общения с каждым из них и соответствующим образом реагировать на его поведение, чтобы изменить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.

Основные психологические характеристики собеседников и методы общения с ними (см. приложении 5).

 

 

 

 

 

____________________

 5Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы психологии: Пер. с англ. – М.:«Дело»,1992.

 

2.3 Исследование существующих социально-психологических методов    управления персоналом.

 

Для анализа использования социально-психологических методов была взята одна из бригад цеха термической обработки материала Механосборочного производства ОАО «Альтаир». Три работника бригады, а также два мастера были протестированы на определение типа темперамента и степени конфликтности.

По результатам тестирования было выявлено, что один из мастеров является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой мастер оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.

В противовес этому большая часть рабочих, а это 50%  оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся. 

По типу темперамента один мастер относится холерическому типу, а другой – к флегматическому. Два работника оказались флегматиками, а другой работник – сангвиник.

          В соответствии с результатами анализа можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом:

1. Проведение психологических тренингов с руководящим составом предприятия;

2. Создание и развитие службы  психологической поддержки и  помощи персонала, которой необходимо  сотрудничать с руководством  предприятия;

3. Мотивация и стимулирование  персонала к активной работе;

4. Введение в часть корпоративной  культуры таких дней, как «День  Этикета», «День вежливости».

 

Заключение.

 

            Подводя итог данной работы, заметим: общие тенденции таковы, что роль социально-психологических методов с течением времени будет только усиливаться в связи с разнообразными факторами, влияющими на развитие современного общества. Следующий важный факт – многие из этих методов слишком слабо исследованы – как сами методы, так и негативные последствия их применения, и это должно стать приоритетной задачей в области теории управления.

Особое внимание стоит уделить последствиям, так как некоторые из них могут проявляться не сразу, а спустя некоторое время, и чем раньше будут выявлены негативные тенденции, тем больше будет возможностей избежать социального кризиса.

При написании данной курсовой работы, мы пытались использовать параллельно как заслуженные, уже проверенные временем, так и современные источники для получения наиболее достоверной информации, и скажу, что в основном литература, имеющаяся по данной теме, является не только не противоречивой, но и взаимодополняющей, что позволило мне сделать работу целостной, не нарушая логического хода, а также избавило от необходимости включать зачастую неоднозначно воспринимаемые замечания, относящиеся к точке зрения других авторов.

             В современных условиях претерпела существенные мотивация руководства персоналом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении.

 

 

Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда.

Считается, что руководитель должен не приказывать своим подсиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

Для каждого руководителя необходимо разработать специальные брошюрки по грамотному управлению коллективом.

В теоретической части курсовой работы проводилось изучение личности как объекта управления, особенности личности, индивидуальные характеристики. Были подробно рассмотрены социальные и психологические методы воздействия на персонал.

В аналитической части было подробно проанализировано предприятие ОАО «Альтаир», его роль и место в экономике страны. Был проведен тщательный анализ персонала, точнее одна из бригад предприятия, а также рассмотрены и проанализированы социально-психологические методы предприятия, рекомендуемые для работы с персоналом.

На основе рассмотренного материала были разработаны рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом.

          Любое  предприятие, основанное на труде  большого числа людей, нуждается  в совершенствовании системы  управления персоналом. С каждым  годом появляется много различных  технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник  - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

    1. Алёхин Б.И. Планирование деятельности предприятия 2006 - № 6
    2. Андреева Г.М. « Социальная психология ». – М., 1996 г.
    3. Батаршева А.В. «Психология управления персоналом».
    4. Бодо Харенберг «Хроника человечества». – М.: «Большая энциклопедия»   1996 – 2000 г.
    5. Болт Г.Д. Практическое руководство по управлению сбытом – М.: Экономика, 2003 г.
    6. Брасс А. А.  Основы менеджмента: Учебное пособие – М.,1997 г.
    7. Верещагин Д.С., « Влияние система навыков ДЭИР, 3 ступень». – СПб:       «Невский проспект», 2004 г.
    8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.,2000 г.
    9. Гольдштейн Г.Я. «Основы менеджмента пособие», издательство 2 – е, дополнительное и переработанное. Таганрог: Издательство ТРТУ,2003 г.
    10. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. – М.: 2002 г.
    11. Золотогоров В.Г. «Энциклопедический словарь по экономике» - Минск, 1997 г.
    12. Ладанов В.Р. «Психология управления рыночными структурами», - М.,2001 г.
    13. Лукьянова «пособие для специалистов» - М.
    14. Мескон М.Х «Основы менеджмента»: Перевод с английского – М: «Дело», 1997 г.
    15. Самыгин С.И. «Психология управления»:учебное пособие – Ростов н/Д 1999 г.
    16. Сидоренко Е.В. «Тренинг влияние и противостояние  влиянию», - СПб: Речь 2004 – 2005 г.

 

 

    1. Столяренко Л.Д. «Психология управления»:учебное пособие – Ростов н/Д 1997 г.

 

    1. Фрейд З. «Психологические этюды» - М: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
    2. Шувалов В.И. Социальная психология менеджмента – М., 1997 г.
    3. Энциклопедический словарь – М., 2007 г.
    4. Htt: //www live journal.com /us errs /crouton/ 1992. html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест на определение типа темперамента человека.

 

Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества темперамента, указанные ниже, которые для Вас обычны, повседневны.

Итак, если Вы:

  1. неусидчивы, суетливы;
  2. невыдержанны, вспыльчивы;
  3. нетерпеливы;
  4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми:
  5. решительны и инициативны;
  6. упрямы;
  7. находчивы в споре;
  8. работаете рывками;
  9. склонны к риску;
  10. не злопамятны;
  11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
  12. неуравновешенны и склонны к горячности;
  13. агрессивный забияка;
  14. нетерпимы к недостаткам;
  15. обладаете выразительной мимикой;
  16. способны быстро действовать и решать;
  17. неустанно стремитесь к новому;
  18. обладаете резкими порывистыми движениями;
  19. настойчивы в достижении поставленной цели;
  20. склонны к резким сменам настроения,

то вы -  ХОЛЕРИК.

 

Если Вы:

 

          1.       веселы и жизнерадостны;

          2.      энергичны и деловиты;

     3.       часто  не доводите начатое дело до  конца;

     4.       клоны  переоценивать себя;

          5.       способны быстро схватывать новое;

     6.       неустойчивы  в интересах и склонностях;

     7.       легко  переживаете неудачи и неприятности;

          8.       легко приспосабливаетесь к разным  обстоятельствам;

Информация о работе Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир»