Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:20, курсовая работа
Целью исследования является характеристика и анализ структурного кризиса в России на этапе перехода к рынку.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
.дать понятие, выделить и раскрыть сущностные признаки структурных кризисов;
. рассмотреть опыт регулирования структурных кризисов;
. проанализировать структурный кризис в России на этапе перехода к рынку;
Введение
Глава 1. Общая характеристика структурных кризисов
1.1 Структурные кризисы: понятие и сущность
.2 Опыт регулирования структурных кризисов
Глава 2. Проблемы перехода России от плановой к рыночной экономике
2.1 Структурный кризис в России на этапе перехода к рынку
.2 Особенности российской экономики в начале ХХI века
Заключение
Список использованных источников и литературы
Модернизация производств, как правило, сопровождается выталкиванием на улицу работников отживших производств. При массовости этого явления возникает кризис занятости, требующий собственных механизмов и собственной политики регулирования.
Наряду с перечисленными деформациями, обусловливающими структурные кризисы, которые полагаем возможным назвать деформациями «экономического роста», в условиях постиндустриального развития возникают два новых вида деформаций:
Они обусловливают новые формы структурных кризисов, отсутствующие в период индустриального развития.
В частности, одной из важнейших
проблем сегодняшнего дня являются
финансовые кризисы, отражающие, с одной
стороны, деформации между «внутристрановым»
денежными и товарными
На уровне глобальной экономики периодически возникает специфический сырьевой нефтяной кризис, который также отражает деформации между товарными и денежными (ценовыми) потоками на межнациональном уровне.
Таким образом, особенностью
современного этапа развития является
доминирование структурных
Россия, длительное время являвшаяся лидером противоборствующих стран, в условиях формирования индустриального и военного потенциала и отсутствия рыночных механизмов значительно дольше сохраняла промышленную и военную ориентацию.
Усилившийся в связи с этим разрыв между промышленными, военными и гражданскими структурами обусловил актуальность, остроту и сложность решения этих проблем сегодня.
В результате длительной ориентации страны на преимущественное развитие средств производства и ВПК произошли, глубокая деформация структуры национальной экономики получили необычайно мощное развитие ВПК и обслуживавшие его отрасли I подразделения и недостаточное - отрасли подразделения.
За счет ВПК и развитого I подразделения страна превратилась в великую мировую державу, способную к военному противостоянию противнику.
За счет концентрации усилий
страны к 80-м гг. удалось достичь
определенных успехов. Официальная
статистика констатировала опережение
Советским Союзом Соединенных Штатов
Америки по производству ряда важнейших
стратегически средств
Вместе с тем, экономика
приобрела однобокий характер, с
одной стороны - мощный ВПК и базовые
отрасли I подразделения; с другой -
не получившие достаточного развития
противоречиво развивающиеся «
Следствием явился глубокий и затяжной экономический кризис, развернувшийся в стране с начала 80-х годов.
1.2 Опыт регулирования структурных кризисов
В настоящее время в
интерпретации кризиса и
Применительно к экономическим
кризисам российским исследователем А.А.
Богдановым в начале 1920-х годов
впервые было доказано, что кризисы
являются органической частью процесса
экономического развития, его фазой;
кризисы имеют как «
Такое понимание кризиса
максимально приближает его к
универсальной
Поэтому «бороться» с кризисом
все равно, что бороться с плохой
погодой или опасным природным
явлением (землетрясением, наводнением).
Речь должна идти не о борьбе, а об
управлении кризисом или его регулировании.
Оно включает: (а) достоверную оценку
рисков и прогнозирование последствий
принимаемых решений в
В предлагаемом концептуальном
подходе политика в отношении
кризиса не исчерпывается антикризисными
мерами, она представляет собой процесс,
который, помимо собственно реагирования
на кризисную ситуацию, включает также
фазы предкризисного и посткризисного
регулирования, перечисленные выше
в пунктах (а) - (в). Эти фазы управления
должны быть интегрированы в концепцию
и стратегию долгосрочного
Упомянутая выше концепция
управления кризисом означает, что
во главу угла ставится способность
экономики и общества в целом,
его политических лидеров обеспечить
устойчивое развитие (как с точки
зрения снижения уязвимости, так и
посткризисного выхода на новый, более
устойчивый уровень), а не только эффективное
реагирование на спад: последнее необходимо,
но недостаточно. Эти цели достигаются
благодаря двум сопряженным направлениям
экономической политики: во-первых,
диверсификации экономики, во-вторых,
антикризисному регулированию экономического
развития (в широком смысле, включая
управление рисками), обеспечивающим устойчивость
развития и снижение уязвимости к
факторам кризиса. Прогресс в области
диверсификации экономики, по крайней
мере, в России, является важным критерием
оценки успешности и времени выхода
ее из кризиса. Представляется, что
отмеченная выше особая болезненность
последствий текущего экономического
кризиса в России обусловлена
совокупностью проблем, относящихся
к обоим направлениям; тогда как
высокая уязвимость к кризису
развитых стран связана, главным
образом, с проблемами второго из
указанных направлений
Для России из вышесказанного
следует необходимость
Для реализации этих задач
требуется, во-первых, отказаться от упрощенного,
одностороннего понимания диверсификации
и самого инновационного развития,
зачастую отождествляемого исключительно
с высокотехнологичными производствами,
особенно информационной сферой. По сути,
дело не в сфере генерации и
применения новых знаний и технологий,
а в степени их использования,
глубине «проникновения» в
О том, что эти страны действуют
именно в указанном направлении,
свидетельствуют их антикризисные
программы совокупной стоимостью более
2,8 трлн. долл., масштаб действия которых
нередко сравнивают с «новым курсом»
Ф. Рузвельта в 1930-е годы, направленный
на выход из Великой Депрессии. Однако
в отличие от него современные
антикризисные программы
Указанная политика предусматривает оказание активной помощи развитию энергоэффективных и энергосберегающих технологий и производств, возобновляемой энергетики, а также энергетической и транспортной инфраструктуры. Им выделяется значительная, а в ряде случаев преобладающая часть средств, поскольку именно эти сегменты экономики отличаются повышенным инновационным потенциалом и мультипликатором создания рабочих мест и производства добавленной стоимости. Инвестиции ведущих стран мира на эти направления развития оцениваются в 430 млрд. долл., что составляет около 15% совокупных расходов на антикризисные программы. Однако эта цифра вуалирует существенные различия между странами: в Японии эта доля менее 3%, Великобритании - 7%, тогда как в США - 12%, ФРГ - 13%, Франции - 21%, а в Китае - 38% и в Южной Корее - рекордные 81%.
В результате, в Китае, в стимулирующем пакете которого общим объемом 585 млрд. долл. особое место отведено энергетическим и транспортным инфраструктурным объектам, по итогам I полугодия 2009 г. рост ВВП составил 7,5%, промышленного производства - 10,7%.
Что касается Ю. Кореи, то реализуемая ею государственная пятилетняя программа развития экологически чистых производств (2009-2013 гг.) предусматривает создание точек и зон будущего экономического роста и новых рабочих мест (от 1,56 до 1,81 млн.). Стоимость программы - 107 млрд. корейских вон, или 85 млрд. долл., что составляет около 2% ВВП. Осуществление этой программы, прежде всего с помощью налоговых и кредитных стимулов для компаний, занимающихся разработками в области возобновляемой энергетики, включая солнечную и ветровую энергетику, производством биотоплив и автомобилей с гибридными двигателями, торговлей квотами на выбросы парниковых газов, призвано к 2020 г. обеспечить достижение амбициозной цели - выхода страны на седьмое место в мире по показателю энергоэффективности экономики и ее способности адаптироваться к изменению климата.
В российской антикризисной
программе есть упоминание о перечисленных
выше задачах, но не более. Доля затрат
на модернизацию энергетической и транспортной
инфраструктуры, развитие альтернативной
энергетики и связанных с этим
НИОКР в отечественном
Учитывая сказанное, скорректированные
антикризисные программы для
России и ее регионов должны быть ориентированы
на нововведения (что, конечно, не означает
их наполнения исключительно инновационными
мерами), и отражать стратегический
подход к регулированию кризиса,
выход из которого, судя по всем признакам,
примет затяжной характер. Таким образом,
фактор времени для модернизации
экономики, повышения ее конкурентоспособности
становится поистине определяющим. При
этом модернизация производства одновременно
должна выполнять функции смягчения
последствий кризиса, т. е. обеспечивать
занятость и получение доходов.
Структурный кризис не только не должен
превратиться в тормоз на пути научно-технических
и институциональных
Глава 2. Проблемы перехода России от плановой к рыночной экономике
.1 Структурный кризис в России на этапе перехода к рынку
За исторически короткий
период существования СССР были испробованы
различные формы организации
государственной экономики и
даже предпринимались попытки
Информация о работе Структурные кризисы, их сущность и последствия