Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение сущности инфляции, причин ее возникновения и методов борьбы с нею.
В исследовании выделим следующие задачи:
рассмотрение экономической сущности инфляционного механизма;
рассмотрение инфляционных процессов в современных экономических системах;
выявление основных направлений антиинфляционной политики государства
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность инфляционного механизма 6
Понятие, причины и показатели инфляции 6
1.2 Классификация инфляции 10
1.3 Социально – экономические последствия инфляции 13
Глава 2. Инфляционные процессы в современных экономических системах 20
2.1 Инфляция в странах с развитой рыночной экономикой 20
2.2 Инфляционные процессы в развивающихся странах 24
2.3 Инфляция в странах с переходной экономикой (Россия) 28
Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики государства 35
3.1 Антиинфляционная политика государства 35
3.2 Антиинфляционная политика в России (2011 г.) 38
Заключение 42
Список литературы 45
При этом инфляция в среднем по странам ЕС составила 0,5% и 2,6% соответственно. В декабре среди рассматриваем
ых зарубежных стран наиболее заметный прирост потребительских цен
,
по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Норвегии – 1,3%
,
и Германии – 1,2%. В декабре среди стран ЕС наибольший прирост потребительских цен на продукты питания
,
по сравнению с предыдущим месяцем отмечался в Чехии – 2,4%. В России цены на продукт
ы пропитания
в декабре по сравнению с ноябрем 2010 года выросли на 2,6%.
Такой уровень инфляции обусловлен следующими причинами:
По данным Росстата, март 2011 года ознаменовался высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания значительно подорожали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие за месяц в цене 7,4%–12,8%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составила на конец марта 2273 рубля. Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице (еженедельные газеты, сигареты и т.д.). В марте существенно выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования - 4,9% – 5,5%, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%. Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за интернет снизилась на 1,3%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%. По данным Росстата, цена на автомобильный бензин и масла выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале. В целом за первые три месяца 2011 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг выросла за 2010 год на 10,2%. Коммунальные услуги подорожали на 12,3%. Цены на продукты пропитания поднялись на 10%. Разбивка этих цен по конкретным видам продуктов питания демонстрирует, что овощи за 2010 год подорожали как минимум на 44%, молочные продукты - на 14%, хлебобулочные изделия и крупы - примерно на 9%.
Антиинфляционные меры, предпринятые государством в 2011 году:
Антиинф
ляционная политика России в 2011
году проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданны
х рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов.
Фактически, антиинф
ляционная политика России в 2011
году не разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздат
ь инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 — 7 процентов, но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.
Одной из главных
причин является рост цен на продовольственные тов
ары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны. Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается. Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - нача
ле 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям.
Таким образом,
а
нтиинф
ляционная политика России в 2011
году
проводилась неравноме
рными методами.
Однако
при рассмотрении различных антиинфляционных мер в России не стоит забывать, что развитие экономики нашей страны тесно связано с состоянием экономики многих стран, поэтому любые экономические неурядицы, которые происходят на мировых р
ынках, могут оказать существенное
влияние на уровень инфляции в нашей стране.
Заключение
Таким образом, инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.
Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.
Рост денежной массы в экономике происходит прежде всего под влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.
При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономической теории название эффекта Танзи—Оливера.
Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подавленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую.
Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляционные ожидания, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг, следствием чего является, в конечном счете, деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.
Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных процессов.
Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса над совокупным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) — ростом цен на факторы производства.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.
Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перераспределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет других.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:
При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и т. п.
Большинство развивающихся стран мира и стран с переходными экономиками решили сво
и проблемы с инфляцией и снизили ее ниже уровня в 4% (до мирового финансового и продовольственного кризиса 2007-
20
08гг., которые вызвали рост инфляции во всех странах мира). В России инфляцию пока не удалось снизить до значений, которые принято называть
в экономике умеренными.
Список литературы