Сущность инфляции, причины её возникновения и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение сущности инфляции, причин ее возникновения и методов борьбы с нею.
В исследовании выделим следующие задачи:
рассмотрение экономической сущности инфляционного механизма;
рассмотрение инфляционных процессов в современных экономических системах;
выявление основных направлений антиинфляционной политики государства

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность инфляционного механизма 6
Понятие, причины и показатели инфляции 6
1.2 Классификация инфляции 10
1.3 Социально – экономические последствия инфляции 13
Глава 2. Инфляционные процессы в современных экономических системах 20
2.1 Инфляция в странах с развитой рыночной экономикой 20
2.2 Инфляционные процессы в развивающихся странах 24
2.3 Инфляция в странах с переходной экономикой (Россия) 28
Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики государства 35
3.1 Антиинфляционная политика государства 35
3.2 Антиинфляционная политика в России (2011 г.) 38
Заключение 42
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, инфляция.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

При этом инфляция в среднем по странам ЕС составила 0,5% и 2,6% соответственно. В декабре среди рассматриваем

ых зарубежных стран наиболее заметный прирост потребительских цен

,

по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Норвегии – 1,3%

,

и Германии – 1,2%. В декабре среди стран ЕС наибольший прирост потребительских цен на продукты питания

по сравнению с предыдущим месяцем отмечался в Чехии – 2,4%. В России цены на продукт

ы пропитания

в декабре по сравнению с ноябрем 2010 года выросли на 2,6%.

       

Такой уровень инфляции обусловлен следующими причинами:

    • рост тарифов на услуги ЖКХ;
    • низкая конкуренция среди производителей;
    • высокие издержки из-за банковских ставок;
    • рост курса рубля;
    • большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
    • отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
    • восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
    • увеличение госрасходов с середины 2011 года на 30%;
    • засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке.
    • широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты

       

По данным Росстата, март 2011 года ознаменовался высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания значительно подорожали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие за месяц в цене 7,4%–12,8%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составила на конец марта 2273 рубля. Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице (еженедельные газеты, сигареты и т.д.). В марте существенно выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования - 4,9% – 5,5%, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%. Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за интернет снизилась на 1,3%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%. По данным Росстата, цена на автомобильный бензин и масла выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале. В целом за первые три месяца 2011 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

       

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров  и услуг выросла за 2010 год на 10,2%. Коммунальные услуги подорожали на 12,3%. Цены на продукты пропитания поднялись на 10%. Разбивка этих цен по конкретным видам продуктов питания демонстрирует, что овощи за 2010 год подорожали как минимум на 44%, молочные продукты - на 14%, хлебобулочные изделия и крупы - примерно на 9%.

       

Антиинфляционные  меры, предпринятые государством в 2011 году:

  • снижение ставки рефинансирования;
  • льготные банковские кредиты предпринимателям;
  • таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  • снижение государственных расходов;
  • государственное регулирование цен на лекарства;
  • государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
  • государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
  • усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
  • ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
  • зерновые интервенции;
  • изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.

       

Антиинф

ляционная политика России в 2011

году проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданны

х рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов. 

       

Фактически, антиинф

ляционная политика России в 2011

году не разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздат

ь инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 — 7 процентов, но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.

       

Одной из главных

причин является рост цен на продовольственные тов

ары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны. Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается. Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - нача

ле 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям. 

       

Таким образом,

а

нтиинф

ляционная политика России в 2011

году

  проводилась неравноме

рными методами.

 Однако

при рассмотрении различных антиинфляционных мер в России не стоит забывать, что развитие экономики нашей страны тесно связано с состоянием экономики многих стран, поэтому любые экономические неурядицы, которые происходят на мировых р

ынках, могут оказать существенное влияние на уровень инфляции в нашей стране. 

 

Заключение

       

Таким образом, инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.

       

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

       

Рост денежной массы в экономике происходит прежде всего под влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.

       

При значительном бюджетном дефиците, покрываемом  дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономической теории название эффекта Танзи—Оливера.

       

Инфляция может  принимать разные формы: открытую и  скрытую (подавленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую.

       

Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляционные ожидания, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг, следствием чего является, в конечном счете, деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.

       

Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных процессов.

       

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса над совокупным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) — ростом цен на факторы производства.

       

Прогнозируемая  инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.

       

Непрогнозируемая  инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перераспределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет других.

       

Борьба с инфляцией  возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

  • ограничение денежной массы;
  • повышение учетной ставки;
  • повышение нормы обязательного резервирования;
  • сокращение государственных расходов;
  • совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

       

При выработке  антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и т. п.

 

       

Большинство развивающихся стран мира и стран с переходными экономиками решили сво

и проблемы с инфляцией и снизили ее ниже уровня в 4%  (до мирового финансового и продовольственного кризиса 2007-

20

08гг., которые вызвали рост инфляции во всех странах мира). В России инфляцию пока не удалось снизить до значений, которые принято называть

в экономике умеренными.

 

Список литературы

  1. Амосов А. Особенности инфляции и возможности противостоять ей. // Экономист. –2004. - № 1, с. 67 – 75, с. 85
  2. Андреева И. Калиниченко Н.И она к тебе не раз еще вернется //Итоги №31, 2006 
  3. Аудиторско-консалинговая компания «ФБК» «Альтернативная инфляция»: аналитический доклад, 2006
  4. Баранова Е. Антиинфляционная политика стран ЕС в условиях становления единой валюты. //Российский экономический журнал №11-12, 2006
  5. Бессонов В. Деньги грядущие нам говорят что?. //Эксперт №28, 2004 
  6. Гуревич Е.Т. Механизмы инфляции в 2000-2005 годах.//Банковское дело №10, 2006, с. 143, 152 
  7. Гурова Т. Инфляция тает//Эксперт 2005 
  8. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. «Макроэкономика: теория и российская практика»: Учебник. М., 2005, с. 167
  9. Ефимова О.В. Учет влияния инфляции методом восстановительной стоимости. // Бухгалтерский учет №16, 2004 
  10. Засорина И.Л К вопросу об использовании прямого инфляционного таргетирования.//Деньги и кредит №5, 2005 
  11. «Инфляция и антиинфляционная политика в России» / под ред. Л.Н. Красавиной – М.: «Финансы и статистика», 2004
  12. Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004, с. 231, 237
  13. Красавина Л. Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Изд-во Финансы и статистика, 2005
  14. Курс экономической теории: Учебник, 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Чепурина – Киров «АССА», 2005, с. 37, 48-50
  15. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности. //Финансы №4, 2004, с. 72, 117
  16. Красавина Л.Н., Андрюшин С.А Денежная реформа 1992-1993 годов и проблемы регулирования инфляции в России. // Деньги и кредит №8, 2003 г. 
  17. Кузьмищев В. Другая инфляция. //Новое время №45, 2006 
  18. Марьясин М.Ш. Инфляция в России в 2000-2005 г//Банковское дело №3, 2006 , с. 37
  19. Марьясин М.Ш. Развитие инфляционных процессов в 2001-2003 г..//Банковское дело №8, 2004 
  20. Михайлов Ю.А. Белоусова Н.Н. Исследование динамики денежных потоков предприятия в условиях высокой инфляции 1992-1997гг// Вестник МУ. Серия 6. Экономика №6, 2005 
  21. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект. //Вопросы экономики №1, 2006, с. 54-63 

Информация о работе Сущность инфляции, причины её возникновения и социально-экономические последствия