Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:14, курсовая работа
Денежно-кредитная политика в настоящее время одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами………………………………………….3
Неоклассическая школа………………………………………………………………………………………………………….3
Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования……………………………………………….4
Монетаристская количественная теория денег…………………………………………………………………….7
Механизм и инструменты воздействия на предложение денег в экономике……………………………………………………………………………………….10
Механизм кредитной эмиссии…………………………………………………………………………………………….10
Формы и инструменты регулирования предложения денег………………………………………………12
Цели и эффективность денежно-кредитной политики………………….15
Система целей денежно-кредитной политики……………………………………………………………………15
Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……15
Противоречивость денежно-кредитного регулирования…………………………………………………..18
Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………..23
Список источников………………………………………………………………………….24
«Государственный университет управления»
Институт финансового менеджмента
Кафедра: «Политической экономии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Теоретические основы денежно-кредитной политики»
Выполнил: студент 1 курса 3 группы _____________ М.Г. Колесников
Проверил: ______________________________
Москва – 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами………………………………………….3
Неоклассическая школа…………………………………………………………………
Кейнсианская модель денежно-кредитного
регулирования……………………………………………
Монетаристская количественная теория
денег…………………………………………………………………
Механизм и инструменты
Механизм кредитной эмиссии…………
Формы и инструменты регулирования предложения денег………………………………………………12
Цели и эффективность денежно-
Система целей денежно-кредитной политики…………………………………………………………
Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования……15
Противоречивость денежно-
Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль…………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Денежно-кредитная политика в настоящее время одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Теория денег (монетаристская теория)
- раздел экономической теории изучающий
воздействие денег и денежно-
Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.
Представления о денежно-кредитном
регулировании экономики
Неоклассическая школа
Экономисты классической (неоклассической)
школы последней трети XIX начала
XX в. свято верили в эффективную
саморегулирующуюся и саморазвивающуюся
рыночную экономику, отрицали необходимость
широкомасштабного
Они считали, что реальный объем
производства определяется имеющимися
у общества основными факторами
производства: трудовыми ресурсами,
производственными мощностями, природными
ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися
лишь в долгосрочном периоде. В частности,
многие экономисты этой школы полагали,
что объем производства и скорость
обращения денег имеют
уравнение обмена И. Фишера MY = PQ, где М количество денег в обращении. V скорость обращения денег, Р уровень цены. Q уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.
Неоклассики доказывали, что пропорциональное
изменение номинального количества
денег вызовет лишь пропорциональное
изменение абсолютного уровня цен.
Поэтому они делали вывод о
неэффективности денежной политики
и призывали правительство
Мировой экономический кризис 1929-1933
гг. поставил под сомнение основные
положения неоклассической
Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
Наиболее известным
Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя
методы денежно-кредитной и
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.
Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на
потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.
Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.
Функциональную зависимость
Используя методы денежно-кредитной
политики, государство может оказывать
воздействие на процентную ставку,
а через нее на уровень инвестиций,
поддерживая полную занятость и
обеспечивая экономический
оживления не срабатывает.
Необходим импульс извне
Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.
И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.
Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.
Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.
Монетаристская количественная теория денег
Послевоенный период вплоть до конца 60-х начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 6070-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.
Они состоят
в недооценке опасности развития
инфляции, преувеличении роли прямых
государственных инвестиций и бюджетных
методов регулирования
Информация о работе Теоретические основы денежно-кредитной политики