Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью работы является анализ несовершенной конкуренции, ее различные формы (чистая монополия, дуополия, олигополия, монополия с дифференциацией продукта) и виды, а также изучение особенностей поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции
Также я рассмотрю взгляды ученных-экономистов на эту проблему. В частности, взгляды на несовершенную конкуренцию (и на некоторые важные аспекты, которые выделяли эти ученные) Эдварда Чемберлена и Джоан Робинсон. Будут рассмотрены потери, которые несет общество и экономика от деятельности монополий.
Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1.Понятие конкуренции 4
1.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена 12
1.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 15
1.4. Издержки от несовершенной конкуренции 17
Глава 2. Анализ монополистической структуры рынка (на примере рынка черных металлов в России) 20
2.1 Общая характеристика рынка чугуна России за 2006-2010 20
2.2 Показатели основных производителей черных металлов России за 2005-2010 22
2.3 Оценка степени монополизации отрасли черной металлургии 24
Заключение 26
Список литературы 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Экономическая теория
На тему: «Теория несовершенной конкуренции»
Выполнил студент I курса
Экономического факультета
группа 86102
Кипрушев Денис Сергеевич
Научный руководитель:
К.э.н доцент
Павкова Раиса Андреевна
Петрозаводск
2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1.Понятие конкуренции 4
1.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена 12
1.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 15
1.4. Издержки от несовершенной конкуренции 17
Глава 2. Анализ монополистической структуры рынка (на примере рынка черных металлов в России) 20
2.1 Общая характеристика рынка чугуна России за 2006-2010 20
2.2 Показатели основных производителей черных металлов России за 2005-2010 22
2.3 Оценка степени монополизации отрасли черной металлургии 24
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
. Сейчас тема несовершенной конкуренции очень актуальна, поскольку в условиях современной экономики мы редко встретим ситуацию совершенной конкуренции. Поэтому несовершенная конкуренция является доминирующим явлением. и именно поэтому следует тщательно ее изучать, разбираться в ее структуре и особенностях функционирования.
Целью работы является анализ несовершенной конкуренции, ее различные формы (чистая монополия, дуополия, олигополия, монополия с дифференциацией продукта) и виды, а также изучение особенностей поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции
Также я рассмотрю взгляды ученных-экономистов на эту проблему. В частности, взгляды на несовершенную конкуренцию (и на некоторые важные аспекты, которые выделяли эти ученные) Эдварда Чемберлена и Джоан Робинсон. Будут рассмотрены потери, которые несет общество и экономика от деятельности монополий.
В практической главе, мной будет рассмотрен и охарактеризован рынок чугуна России. Особое внимание будет уделено особенностям этого рынка. Далее будут описаны основные производители черных металлов, тенденции их развития за период с 2005 по 2009.Также будет определенно монополизирован ли рынок черных металлов России. Для определения уровня монополизации будет использован индекс Херфиндаля-Хиршмана.
В своей работе я обращался
к различной экономической
Глава 1. Несовершенная конкуренция
1.1 Понятие конкуренции.
Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной системы.
Также справедливо классическое утверждение о том, что только конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. При конкуренции успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.
Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая, прежде всего, неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.
Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренций. Совершенная конкуренция характеризуется наличием на рынке множества производителей однородного товара, каждый из которых занимает малую часть рынка и своими действиями неспособны повлиять на цену, установленную на рынке; попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен – приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. В свою очередь, несовершенная (монополистическая) конкуренция характеризуется наличием на рынке одного или нескольких производителей однородного товара, которые имеют возможность влиять на цену и устанавливают её по своему усмотрению.
Положение фирмы-монополиста на рынке может быть естественным (когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами) и искусственным ( когда фирма сама путем организационных приемов, образует монополию).
Основными признаками монополий
монопольные цены |
монопольные прибыли |
входные барьеры |
Монопольная цена- цена устанавливаемая монополией ввиду её привилегированного положения на рынке.
Монопольная прибыль- прибыль, выше средней, получаемая монопольными компаниями ввиду их особого положение на рынке.
Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление в отрасль фирм – новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. Примерами входных барьеров являются:
1. Наделение правительством фирмы исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.
2. Собственность на
3. Авторские права и
патенты. Фирма, чья
4. Эффект масштаба, т.е.
преимущество крупного
5. Вступлению в отрасль
могут препятствовать и
Типы рыночных структур.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.