Теория организации: Концепция формирования эффективных организаций "структура 5" Г. Минцберга. Основные типы внутренней структуры орга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:22, реферат

Краткое описание

С точки зрения технологии организация — это место, где производится определенного вида работа, где энергия участников направлена на трансформацию материалов или информации.
Понятию “технология” приписывают обычно три значения. Во-первых, технология представляется как система физических объектов (станки, материалы, множительные средства, аппаратура и т.д.), составляющих организацию и соединенных между собой определенным образом, для выполнения поставленных перед организацией целей. Во-вторых, технология часто понимается в узком, “механическом” смысле. В данном понимании автомобиль и радиоприемник различаются только тем, что к ним человеческая энергия приложена в разной степени; в отношении их совершаются разные действия, необходимые для их изготовления. В таком понимании — это физические объекты, соединенные с человеческой активностью. В-третьих, термин “технология” используется для обозначения совокупности знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и состав организационной технологии…………………………………4
Глава 1.1. Уровни организационной технологии…………………………………………..5
Глава 2. Модель описания организационных структур управления Г. Минцберг ………..6
Глава 2.1. Операционное ядро………………………………………………………………...7
Глава 2.2. Стратегический апекс……………………………………………………………...8
Глава 2.3. Срединная линия…………………………………………………………………...9
Глава 2.4. Техноструктура…………………………………………………………………….11
Глава 2.5. Вспомогательный персонал……………………………………………………….12
Глава 3. Структурные механизмы организационного дизайна Г. Минцберга ……………13
Заключение. ……………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы. ………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Институциональная экономика.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский авиационный институт

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Институциональная экономика»

 

 

 

 

Тема:  «Теория организации: Концепция формирования эффективных организаций "структура 5" Г. Минцберга. Основные типы внутренней структуры организации.»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Группа:

 

 

 

 

 

Москва

 

2013

Оглавление :

Введение  ……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и состав организационной технологии…………………………………4

Глава   1.1. Уровни организационной технологии…………………………………………..5

Глава 2. Модель описания организационных структур управления Г. Минцберг ………..6

Глава 2.1. Операционное ядро………………………………………………………………...7

Глава 2.2. Стратегический апекс……………………………………………………………...8

Глава 2.3. Срединная линия…………………………………………………………………...9

Глава 2.4. Техноструктура…………………………………………………………………….11

Глава 2.5. Вспомогательный персонал……………………………………………………….12

Глава 3. Структурные механизмы организационного дизайна Г. Минцберга ……………13

Заключение. ……………………………………………………………………………………16

Список использованной литературы. ………………………………………………………..17 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
С точки зрения технологии организация — это место, где производится определенного вида работа, где энергия участников направлена на трансформацию материалов или информации.  
 
Понятию “технология” приписывают обычно три значения. Во-первых, технология представляется как система физических объектов (станки, материалы, множительные средства, аппаратура и т.д.), составляющих организацию и соединенных между собой определенным образом, для выполнения поставленных перед организацией целей. Во-вторых, технология часто понимается в узком, “механическом” смысле. В данном понимании автомобиль и радиоприемник различаются только тем, что к ним человеческая энергия приложена в разной степени; в отношении их совершаются разные действия, необходимые для их изготовления. В таком понимании — это физические объекты, соединенные с человеческой активностью. В-третьих, термин “технология” используется для обозначения совокупности знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности, не зная, как использовать средства и ресурсы, как преобразовывать и реализовать их для достижения собственных целей. Технологию в таком понимании (это называется “ноу-хау”) можно трактовать как систематизированное знание о наиболее полезных практических действиях. Когда речь идет об организации, следует выделить такие основные виды технологий, как управленческие, информационные, социально-психологические, технико-технические, маркетинговые, по связям с общественностью, рекламные и др.  

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  состав организационной технологии.

Технология — одна из базисных подсистем организации. Она показывает, каким образом осуществляются внутриорганизационные процессы и как организация получает результат своей деятельности:

  1. на основе заданной цели;

  1. из имеющихся в распоряжении организации ресурсов;

  1. с учетом комплекса факторов внешней среды.

В современных организационных подходах технология рассматривается как компонент открытой системы, имеющей «входы» и «выходы», и она как раз и представляет собой совокупность способов реализации трансформационных процессов — преобразования «входов» в «выходы». 
 
Таким образом, понятие «технология» объединяет способы преобразования организационных ресурсов в процессе изготовления продукции, контроля качества, управления. 
 
Технология, будучи подсистемой организации, сама является системой (низшего порядка) и включает в себя следующие элементы.

  1. Физические объекты — средства, инструменты, оборудование, используемые для производства продукта или услуги.

  1. Технологические процессы — совокупность технологических операций, реализуемая при производстве продукта или услуги.

На ранних стадиях развития теории организации только машины, оборудование и совокупность операций ассоциировались с понятием технологии. В современных концепциях на первый план в технологии выступает ее когнитивная составляющая, или ноу-хау. 

  1. Ноу-хау — знания, информация, нужная для того, чтобы разрабатывать и применять оборудование и инструменты, осуществлять технологические процессы. 

1.1. Уровни организационной  технологии

 
Современные организационные концепции выделяют три уровня технологии. 
 Производственная технология 
Производственная технология относится к основной деятельности организации, т.е. к производству основного продукта (услуги). Если на примере завода или фабрики этот термин легко сопоставляется с тем, что на них производится, то для других эта связь не так очевидна. Так, например, основная деятельность университета — образовательная и производственной технологией в этом случае будет образовательная; для банка — технология осуществления финансовых операций; для магазина — технология торговли и т.д. Производственные технологии являются предметом изучения производственного и операционного менеджмента, а также отраслевых дисциплин. 
 Управленческая технология 
В самом широком смысле управленческая технология отражает то, как в организации реализуются основные функции управления, как принимаются решения, как организованы бизнес-процессы и взаимодействие подразделений и т.д. Управленческие технологии подробно рассматриваются как в общем курсе менеджмента, так и в его функциональных разделах — стратегическом, инновационном, операционном менеджменте, разработке управленческих решений, управлении персоналом. 
 Вспомогательная технология 
Вспомогательная технология — это промежуточный (связующий) уровень технологии. На заводе, в университете, в магазине с помощью таких технологий ведется бухгалтерский учет, набор персонала, снабжение и т.д., но для кадрового агентства технология набора персонала будет производственной (т.е. основной). Другими словами, одинаковые технологии в одном случае будут производственными (основными), в другом — вспомогательными (сервисными).

 

2. Модель описания  организационных структур управления  Г. Минцберга.

Структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы организация владела и управляла системами рабочих потоков и сама задавала взаимосвязи между своими частями. Эти потоки и взаимосвязи нельзя однозначно назвать линейными по форме.

Мы построим такую диаграмму, проанализировав различные составные части организации и действующих в них людей. Основу организации составляют операторы — люди, выполняющие базовую работу по производству продуктов и предоставлению услуг. Они образуют операционное ядро. Как уже отмечалось, в простейших организациях операторы, как правило, самодостаточны, координируют свои действия с помощью взаимных согласований. Но организации необходимо не только операционное ядро.

С развитием организации и все более усиливающимся разделением труда операторов возрастает потребность в прямом контроле. Появляется необходимость в человеке, который взял бы на себя руководство операторами. На диаграмме он занимает место, именуемое стратегическим апексом (или стратегической вершиной). Дальнейшее усложнение организации влечет за собой и увеличение числа менеджеров — не только начальников над операторами, но и руководителей над начальниками. Образуется срединная линия, иерархия промежуточных полномочий между операционным ядром и стратегической вершиной. Отметим, что появление менеджеров дает толчок новому типу разделения труда, административному — между теми, кто занят в основном процессе труда, и теми, кто в той или иной форме его регулирует,

Усложнение организации влечет за собой обращение к такому средству координации деятельности, как стандартизация, ответственность, на которую во многом ложится на еще одну группу - сотрудников-аналитиков. Они также выполняют административные функции, но иного рода (нередко их называют аппаратными или штабными). Аналитики образуют так называемую техноструктуру, расположенную вне иерархии линейных полномочии. Фактически, в результате появления аналитиков и замены прямого контроля на стандартизацию контроль менеджеров над операторами ослабляется, подобно тому, как ранее замена взаиморегулирования на прямой контроль ослабила контроль операторов над своей собственной деятельностью.

Наконец, развитие организации обычно сопровождается созданием разного рода штатных подразделений, занимающихся не стандартизацией, а дополнительным обслуживанием самой организации. Это организационные единицы от столовой и почтового отдела до юрисконсультов и отдела по связям с общественностью. Их сотрудников мы называем вспомогательным персоналом, а эту часть организации — вспомогательной.

Очертив эти три части организации одной непрерывной линией, мы показываем, что обычно они связаны между собой единой цепочкой формальных властных полномочий. Расположение техноструктуры и вспомогательного персонала по обе стороны «ствола» подчеркивает, что они отделены от главной линии власти и оказывают на операционное ядро лишь косвенное влияние.

Полезно соотнести эту схему с некоторыми терминами, обычно используемыми для описания организации.

Однако во избежание путаницы в термин средний уровень мы будем употреблять применительно к этим трем группам вместе, а термин менеджмент — применительно к менеджерам стратегической вершины и срединной линии. 

К аппарату мы будем относить техноструктуру и вспомогательный персонал, то есть группы, изображенные по обе стороны «ствола» на тематической диаграмме, а к линейным менеджерам — центральную часть диаграммы, то есть управленцев, наделенных формальными полномочиями, позволяющими им выступать посредниками между стратегической вершиной и операционным ядром.

2.1 Операционное  ядро

В операционное ядро организации входят ее члены (операторы), выполняющие связанную с производством товаров и услуг основную деятельность. Операторы выполняют четыре основные функции:

Они обеспечивают исходную базу производства. Например, в производственной фирме отдел закупок приобретает сырье и материалы, а отдел доставки обеспечивает их поступление и распределение по цехам.

Они трансформируют исходные материалы в готовую продукцию. Одни организации перерабатывают сырье — например, заготавливают древесину, которую превращают в целлюлозу, а затем в бумагу.

Они распределяют продукцию - например, продавая и физически распространяя то, что получается в результате трансформации.

Они оказывают прямую поддержку обеспечению исходных условий, трансформации и распределению результата - например, осуществляя техническое обслуживание оборудования и помогая управлять сырьевыми и материальными запасами.

По сравнению с другими частями организации работа операционного ядра стандартизируется в наивысшей степени, что позволяет предотвратить внешнее вмешательство в рабочий процесс. Насколько высока эта степень зависит, конечно, от специфики деятельности. И рабочие сборочного конвейера на автомобилестроительном заводе, и профессора в университете относятся к операторам, но труд первых намного более стандартизирован, чем работа вторых.

 

2.2 Стратегический  апекс

На другом конце организационного «ствола» расположена стратегическая вершина. К ней принадлежат люди, несущие всю полноту ответственности за организацию, — главное административное лицо или любые другие менеджеры высшего уровня, осуществляющие общее руководство. Здесь же находятся и те, кто оказывает непосредственную помощь высшим руководителям, — их секретари, ассистенты и т. п. В некоторых организациях в стратегический апекс входит и исполнительный комитет (обладающий глобальными полномочиями, даже если его члены представляют специфические интересы); в других - так называемый главный исполнительный орган: двое или трое руководителей, разделяющих главную административную должность.

Стратегическая вершина обязана обеспечить эффективное выполнение организацией ее миссии, а также обслуживание потребностей тех, кто контролирует организацию или обладает иной властью над ней (собственники, государственные органы, профессиональные объединения, группы влияния).

Стратегический апекс имеет три круга обязанностей.

Прямой контроль. Менеджеры стратегической вершины (а также срединной линии) влияют па организацию в той степени, в какой организация полагается на этот механизм координации. Они распределяют ресурсы, отдают распоряжения, санкционируют принципиальные решения, разрешают конфликты, структурируют организацию и подбирают кадры, наблюдают за работой сотрудников, мотивируют и поощряют их.

Второй круг обязанностей — управление пограничными условиями деятельности организации — ее взаимоотношениями с внешней средой. Важными задачами менеджеров стратегического апекса являются информирование влиятельных субъектов внешней среды о деятельности организации, установление — к пользе организации — контактов с высокопоставленными лицами и получение от них ценной информации, переговоры с внешними заинтересованными группами, осуществление протокольных функций, например во время приветствия важных клиентов.

Третий круг обязанностей связан с разработкой стратегии организации. Стратегию можно рассматривать как связующее звено между организацией и внешней средой. Поэтому формирование стратегии предполагает интерпретацию внешних условий и выработку соответствующей линии организационных решений (стратегии).

2.3 Срединная линия

Стратегический апекс и операционное ядро соединяет цепь наделенных формальными полномочиями менеджеров срединной линии. Цепочка тянется от высших руководителей к супервизорам первого уровня (например, бригадирам), находящимся непосредственно над подчиненными им операторами, и воплощает координационный механизм, который мы называем прямым контролем. В большинстве случаев такие цепочки являются скалярными, то есть вытянутыми сверху донизу в одну прямую линию, но некоторые цепи разветвляются и вновь соединяются, один рядовой сотрудник может подчиняться более чем одному непосредственному «начальнику».

Число «звеньев» цепочки менеджеров срединной линии зависит от размеров организации и от того, в какой мере она полагается на прямой контроль как средство координации. Теоретически, контролировать деятельность всех операторов способен один руководитель — главный менеджер стратегического апекса. Но на практике прямой контроль требует тесного личного контакта между менеджером и оператором, поэтому один управленец, как правило, контролирует ограниченное число операторов — то есть существует так называемая норма. С небольшой организацией справится и один руководитель (он будет выполнять функции стратегической вершины); более крупным организациям требуется больше менеджеров (в срединной линии). Супервайзер первого уровня отвечает за нескольких операторов, формирующих базовую организационную единицу (подразделение), другой менеджер отвечает за несколько таких единиц, формирующих единицу более высокого уровня, и т. д.; все единицы подчиняются одному менеджеру из стратегической вершины, занимающему «главную административную» должность, и формируют всю организацию. Так устроена организационная иерархия.

Информация о работе Теория организации: Концепция формирования эффективных организаций "структура 5" Г. Минцберга. Основные типы внутренней структуры орга