Экономические проблемы местного самоуправления и развития территории (Напримере Каныш–Кыя а/о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:02, доклад

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических подходов в изучении местного самоуправления и развития территорий.
Из вышеназванной цели вытекают задачи исследования:
Дать характеристику сущности и понятия местного самоуправления;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический подход к изучению местного самоуправления и развития территории
1.1 Сущность и понятие о местном самоуправлении
Местное самоуправление как объект экономического исследования
1.2 Становление и развитие местного самоуправления в Кыргызстане
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления

Глава 2 Экономические проблемы местного самоуправление и развитие территории
2.1 Прозрачность бюджета местного самоуправления как основа деятельности
2.2 Проблема эффективности использования муниципальной собственности
Заключение
Список использованной литературы

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

НИР МИРБЕК.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИИ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

 

КЫРГЫЗСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 

Институт «Государственного  и муниципального управления»

Кафедра Государственного строительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абдыкеримов Мирбек Смайлбекович.

Слушатель магистерской программы по направлению «Менеджмент» со специализацией « Местное государственное управление и самоуправление»

 

 

« Экономические проблемы  местного  самоуправления и развития  территории (Напримере  Каныш–Кыя а/о)»

 

Научно-исследовательская  работа

 

 

 

Научный руководитель: к. э .н, профессор АУПКР

Алыбаева Гульдана Джапаркуловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек  2012

 

 

Тема:    Экономические проблемы  местного  самоуправления и развития  территории (Например  Каныш–Кыя  а/о)\

 

ПЛАН

 

    Введение 

Глава 1.    Теоретический подход к изучению  местного  самоуправления и развития территории

1.1     Сущность и понятие о местном самоуправлении

          Местное самоуправление как объект экономического исследования

1.2    Становление и развитие местного самоуправления в Кыргызстане

1.3    Зарубежный  опыт организации местного самоуправления

 

Глава 2    Экономические проблемы  местного  самоуправление и развитие  территории

2.1    Прозрачность  бюджета местного  самоуправления как основа деятельности

2.2    Проблема эффективности  использования муниципальной собственности

Заключение

Список использованной литературы

 

Приложение

 

Введение

Возрождение  в Кыргызстане  в начале 90-х годов XX века института  местного самоуправления (МСУ) как организационно обособленной ветви публичной власти объективно обусловило начало становления  и формирования самостоятельного сектора экономики – экономики местного самоуправления. Она представляет собой часть национальной экономики, которая обладает как сходными с ней характеристиками, так и существенными различиями, позволяющими отделить ее от других частей экономики по содержанию, характеру формирования и особенностью функционирования. Она включает в себя широкую сеть объектов производственно-хозяйственного и социального значения, локализованных в рамках местных сообществ, а также финансовых ресурсов. Отношения в сфере экономики МСУ, хозяйственной и производственной деятельности, формирования финансовых средств, эффективного использования муниципальной собственности и другие стали оказывать активное влияние на качество жизни населения, рост общественного благосостояния. Практически весь перечень материальных, духовных и социальных услуг население страны получает в рамках местных сообществ, соответственно, экономика МСУ, как экономика оказания услуг, превращается в одно из ведущих звеньев экономики страны.

Актуальность  проблемы заключается в слабости темпа местного экономического развития. Это приводит местные органы самоуправления к не умению решать основные вопросы местного значения, выполнять основные его функции. Органы местного самоуправления занимают иждивенческие позиции, когда как, они имеют полные легитимные полномочия заниматься развитием местной экономики, привлечением инвестиции, организации работ по перерабатывающей промышленности и производством, путем создания муниципальных предприятий. С другой стороны назрел вопрос кадрового дефицита и отсутствие эффективных молодых уравленцев, в данной сфере.  

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических подходов в изучении местного самоуправления и развития территорий.

Из вышеназванной цели вытекают задачи исследования:

    • Дать характеристику сущности и понятия  местного самоуправления;
    • Рассмотреть становление и развитие местного самоуправления в Кыргызстане;
    • Рассмотреть зарубежный опыт местного самоуправления.

Объект  исследования является развитие местного самоуправления на примере Каныш Кия айыл окмоту.

Предметом является выявление проблемы развития территории.

Данная научно-исследовательская  работа состоит из 3 частей: введение, основная часть, заключение. Во введении раскрывается актуальность темы научно-исследовательской работы, цели, задачи. В основной части содержится 2 главы, а именно: в рассмотрении теоретических подходов в изучении местного самоуправления и развития территорий.

В главе 1 кратко рассматривается  сущность и понятие о местном самоуправлении.

Во главе 2 рассматривается  экономические проблемы  местного  самоуправление и развитие  территории.

Заключение содержит в себе краткие выводы и предложения  по данной теме.

 

Научно исследовательская  работа является одним из первых в республике, который охватывает и содержит комплекс проблем, затрагивающих закономерностей становления МСУ как института демократизации гражданского общества, экономические аспекты его функционирования. В связи с этим осуществлен теоретический анализ экономики МСУ как неотъемлемой структуры  рыночной экономической системы современного Кыргызстана, ее основы - муниципальной собственности на имущество. В научно-исследовательской работе значительное внимание уделено проблемам управления и регулирования имущественных отношений в системе МСУ.

В работе над данной научно исследовательской работой использованы как международные, так и отечественные  нормативно – правовые и законодательные  акты, регулирующие экономические отношения  в сфере МСУ, труды известных зарубежных учёных в этой области как А. Вебер, Р. Гнейст, А де Токвиль, Л. Штейы, Л .Великов, А. Васильчиков, Г. Шрейдер и другие.

Из отечественных учёных, исследующие те или иные аспекты  МСУ использованы труды А.Акунова, А.Адилова, А.Бердалиева, А.Карашева, К.Кожошева, О.Тарбинского и других.

 

 

 

 

Глава I. Теоретический подход к изучению местного самоуправления и развитие территории.

1.1     Сущность и понятие о местном самоуправлении и местное самоуправление как объект исследования.

С обретением своего суверенитета Кыргызстан добился исторического права самому определять свою судьбу, осуществлять самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, активно включаться в рыночные механизмы социально-экономического развития и демократизации общественной жизни. Уже с первых дней экономических реформ стало очевидно, что необходимо на новых основах и принципах построить систему управления, особенно в региональном и территориальном уровнях. К тому же разрушение плановой системы и адекватных методов хозяйствования привели к развалу колхозно-совхозной системы, на которой базировалась сельская жизнедеятельность и преобладающие регионы Кыргызстана. Так закономерно и объективно назревала необходимость введения системы местного самоуправления.

Институт местного самоуправления является важным составляющим элементом рыночных отношений, что доказывает опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Более того, именно в системе местного самоуправления нашли такие принципы рыночной экономики как самостоятельность, самофинансирование и самообеспечение.

Сегодня, несмотря на небольшой  срок, институт местного самоуправления в Кыргызстане стал реальностью, он становится важным и определяющим элементом демократических процессов, происходящих в обществе. Такое состояние  местного самоуправления стало возможным в результате децентрализации государственной власти и её передачи непосредственно самому населению с вытекающими из этого последствиями. Достаточно сказать, что за годы независимости Кыргызской Республики были приняты более 10 законов, свыше 50 указов и распоряжений Президента страны, более 30 постановлений правительства республики и другие нормативно-правовые акты по вопросам децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления. Наиболее существенными и основополагающими из них  являются законы Кыргызской Республики “О местном самоуправлении и местной государственной администрации” (2001),  “О коммунальной собственности на имущество” (2002), “О финансово-экономических основах местного самоуправления” (2003г.), а также Национальная стратегия «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления до 2010 года» (2002).  Именно в них нашли отражение концептуальные подходы к совершенствованию системы местного самоуправления в современных условиях, особенно ее финансово-экономических основ.

Ещё в 2001 году в Кыргызстане  полностью завершен процесс перевода всех без исключения  сел, поселков и городов республики на принципы местного самоуправления и на сегодня действуют около 490 сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления. 

Решением Правительства  Кыргызской Республики в муниципальную  собственность переданы более 9300 объектов социальной сферы на общую сумму  около 8 млрд. сомов, что послужило  основой формирования экономики органов местных сообществ. 

Корни местного самоуправления уходят вглубь веков, поскольку необходимость  объединения людей для выживания  существует со времен появления человека. Еще в период первобытных общин  люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять такие функции как охрана, охота, добыча пищи и др. Эта закономерность, поскольку жизнь человека невозможна без производства и контактов с другими людьми и сама по себе природа человека общественна. Совместное проживание и совместная деятельность людей привели к возникновению общих правил их жизнедеятельности, и при этом интересы отдельного человека ограничивались групповыми интересами. Так стали возникать наиболее простейшие формы совместной прозводственной деятельности людей, каковой является родовая община. Она предусматривала регламентацию деятельности и разделение общественных обязанностей людей, создав тем самым иерархию интересов.

Созданная для совместного  ведения хозяйства община распространяла свои правила не только на сферу хозяйственной жизни, но и на другие сферы деятельности людей, особенно управленческой. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, т.к. во главе рода мог стать только один из старейших представителей, избираемый или назначаемый с согласия всех членов общины.

Как показывает эпос «Манас», другие эпические произведения устного  народного творчества, именно древним  кыргызам был присущ дух общинности, коллективизма не только в выборе вождей, принятии решений, но и регламентации общественного бытия.

В этом смысле можно утверждать, что такая самоорганизация общественной жизни в прошлом является прототипом современного местного самоуправления.

В последующем мировой  опыт показал, что местное самоуправление является наиболее эффективной формой самоорганизации граждан на местах, его можно отнести к одной из форм общественной жизни людей, которая появилась задолго до возникновения государственных образований.

Развитие института  местного самоуправления в современных развитых странах стало нормой жизни, является основой национальной государственности и частью конституционного строя государств. Исключение составлял только СССР, при котором из-за командно-административной сущности системы управления, не нашла своего места система местного самоуправления.

Обычно и в повседневной практике под местным самоуправлением подразумевается деятельность местного населения, коллектива, сообщества и его выборных органов конкретной территориальной единицы по организации общего дела. В этом смысле местное самоуправление определяется как один из типов администрирования, исторически сложившегося и имеющего специфические признаки. Основной характеристикой местного самоуправления является относительная самостоятельность территориальных коллективов и их органов в отношениях с государством, центральным правительством. Самостоятельность самоуправления основана на законе, акте центральной власти. Права местного самоуправления производны, поскольку самоуправляющая территория обладает лишь административной, но не политической самостоятельностью.

В связи с этим важно  определить отличия местного самоуправления от государственной власти. Прежде всего, местное самоуправление обладает признаками самостоятельности и  власти, но власти, ограниченной только для распространения на конкретную территориальную единицу и ее населения. «Народ Кыргызстана, - указывается в Основном законе, - осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также, через систему государственных органов и органов местного самоуправления».

Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления, тем не менее, имеют особенности, отличающие их от органов государственной  власти. К ним следовало бы отнести  следующие: а) самоуправление – это власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти; б) самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается; в) эта власть требует обязательного наличия представительства населения, то есть она преимущественна выборная и наконец; г) для реализации своих полномочий местное самоуправление и его органы должны обладать достаточными материальными и финансовыми ресурсами.

Отсюда видны, с одной  стороны, отличие местного самоуправления от государственной власти, с другой – неразрывная связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

Какие же признаки государства  несет в себе местное самоуправление?

Формирование предметов  ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает им исполнение определенных функций, и со стороны государства. Компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. В частности, на примере Кыргызстана – это Закон «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», который действовал до середины 2011 года и новый Закон «О местном самоуправлении», принятый 14 июля 2011 года  Жогорку Кенешем КР. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общегосударственных дел самостоятельно, но и возлагает на них исполнение ряда функций, связанные с постоянными контактами с населением и реализацией задач местного значения. При этом государство передает не только эти функции, но и полномочия по принятию от его имени тех решений, которые имеют прямое отношение к местному сообществу. Государство оставляет за собой только право контроля за их исполнением.

Информация о работе Экономические проблемы местного самоуправления и развития территории (Напримере Каныш–Кыя а/о