Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)
  1. Чем можно пожертвовать ради крупной покупки?
  • ежегодным отпуском;
  • расходами на подарки;
  • на одежду;
  • на обувь;
  • приглашением гостей?
  1. Время от времени каждой семье приходится приобретать крупную вещь: мебельный гарнитур, ковер, телевизор и т.п. Как собрать нужную сумму?
  • откладывать деньги на сберкнижку;
  • покупать лотерейные билеты, надеясь на выигрыш;
  • занять у знакомых или родителей;
  • поискать дополнительный заработок?
  1. Вы приглашены на день рождения, но у вас нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?
  1. К вам неожиданно пришли гости, а угостить их практически нечем. Как выйти из этого положения?

 Планирование бюджета  семьи.

         Семейная экономика нуждается  в планировании, тем более тщательном, чем скромнее бюджет семьи.  Можно составить проект семейного бюджета и, демонстрируя его, рассказать об основных принципах составления плана расходов.

         Для этого, прежде всего, нужно  подсчитать общую сумму доходов.  Из нее вычесть налоги, а затем  те траты, которые происходят  ежемесячно (обязательные платежи).

         Далее следует определить сумму  расходов на питание, транспорт,  хозяйственно-бытовые нужды, предметы  личной гигиены, медикаменты,  а также на посещение театра, концертов, приобретение книг.

         Нужно учесть сезонные расходы  (подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму и т.п.). Не следует забывать и о карманных расходах членов семьи. Прежде чем подсчитать «свободный остаток» дохода, рекомендуется исключить из него затраты, связанные с днями рождения, подарками, а также выделить резерв на непредвиденные расходы.

         Если вычесть все перечисленные  суммы из доходов, получится  сумма, которую можно истратить  на удовлетворение потребностей  каждого члена семьи (одежда, обувь), бытовую технику, предметы культурно-бытового  назначения. (табл. 7)

         В ходе усвоения материала  уместно обсудить с учащимися  следующие ситуации:   

  1. Мама считает, что вам не нужны карманные деньги, объясняя это тем, что вы не умеете их тратить. Папа полагает, что карманные деньги нужны всем. Как считаете вы? Почему?
  2. На семейном совете было решено каждый месяц выдавать вам … рублей на карманные расходы. Как вы их будете тратить?

         В каждой семье нужно иметь  хозяйственную книгу, где необходимо  отражать поступление средств  и их расходование.

Вопрос. Есть ли в семьях учащихся такие книги? Как они ведутся?

         В ходе ответов выясняется, что  не во всех семьях есть такие  книги и ведутся они нерегулярно. (табл. 9)

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

 

 

Доходная часть  российских граждан

 

 

 




 

 

 



 


 

 

 



 

 

 

 

      Большое влияние на доход оказывает инфляция, т.е. выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки членов семьи.

       Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены товаров.

        Ранее мы выделили 4 группы основных расходов: обязательные платежи, питание, промтовары и культурно-бытовые услуги.

Работа с терминами.

Обязательные платежи - налоги, взносы в общественные и кооперативные организации, погашение ссуд, кредитов в банке; оплата коммунальных услуг, детского сада; транспортные расходы; дополнительные услуги образования (кружки, секции, дополнительные платные образовательные услуги).

Подоходный налог - вид налогового обложения, при котором облагается доход физического или юридического лица. Полученный в результате его деятельности или от использования имущества. Сумма подоходного налога рассчитывается следующим образом. Процентная ставка равна 12%. Сумма заработной платы составляет 10000 руб. Сумма подоходного налога равна произведению заработной платы на процентную ставку, деленному на 100%.

10000*12/100=1200руб.

     Изучая семейную экономику, мы понимаем, что для того чтобы увеличить накопление средств, необходимо уменьшить расходы на удовлетворение своих потребностей:

-Материальных (покупка продуктов питания, обуви, одежды, предметов быта, оплату жилья, бытовых услуг и т.д.);

-Духовных (получение образования, зрелищные мероприятия);

-Социальных (газеты, журналы, политическая литература);

Неразумных (сигареты, алкоголь, чрезмерное количество сладкого, не очень  нужных, но престижных вещей);

-Жилищных (строительство собственного дома, дачи, гаража, ремонт квартир и т.д.);

    Практическая работа (см. прил. 2).

     Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг даются деньги, то такой кредит называется денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой человек.

         Оплата коммунальных услуг включает плату за отопление, газ, свет, воду, радио, телефон и т.п.

         Рассматривая оплату коммунальных  услуг за отопление. учитель  предлагает учащимся высказаться  о путях экономии тепловой  энергии в быту. Ребята отмечают  следующие пути экономии:

  1. Утеплять окна и двери. Особенно балкон.
  2. Рационально расставить мебель. Она не должна препятствовать циркуляции теплого воздуха от батарей.
  3. Убрать лишнюю краску с батарей.

    Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.

 Именно с помощью  систематического откладывания  денег люди могут позволить  себе приобретать крупные приобретения.

    На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений?

     Надежность. Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящики стола, но я бы этого делать не советовала. Во-первых, скорее всего именно туда могут заглянуть младший брат или сестренка. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей. Т. е. являются более надежным капиталовложением.

    Ссудный процент. Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремлением получить на них процент.

    Пример: Предположим, что Первый Национальный банк выплачивает по своим сберегательным счетам 8% годовых, исчисляя сложные проценты каждый квартал. Второй национальный банк также выплачивает 8%, но производит перерасчет процентов только раз в год. К концу года величина тысячерублевого вклада в Первый Национальный банк будет составлять 1082 руб. 43 коп. , в то время как такая же сумма, положенная во Второй Национальный банк, составит 1080 руб. Норма прибыли в обоих одинакова, но по причине более частого начисления процента в Перовом Национальном банке доход его вкладчика будет на 2 рубля 43 копейки больше. Ликвидность позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги. Чем легче снять деньги со счет, тем больше ликвидность.

       Закрепление нового материала:

       Практическая работа учащихся.

       Как сохранить и приумножить свои сбережения. У вас есть 1 000 рублей. Вам необходимо сохранить эту сумму, а по возможности приумножить ее. Как выгоднее поступить? Подсчитайте с помощью калькулятора каждый из пяти предложенных ниже вариантов решения этой экономической проблемы и выберите наиболее рациональный из них и приемлемый для вас.

     Ребята  работают в парах, делают совой выбор

1.  Хранить деньги  дома.

2. Сделать рублевый  вклад на один год в Сбербанк  РФ под 12% годовых начисляя  сложный процент каждые полгода. (табл. 10)

Таблица10

Полугодовой процент  от рублевого вклада

 

1000*6/100=60 руб. 

1000+60=1060 руб. 

1060* 6/100=63,60 руб. 

1060+63,60=1123,60 руб.


 

3. Сделать валютный  вклад сроком на один год  под 10% годовых, первоначальный  взнос не менее 50$. 1 $.- 20 руб. (табл. 11)

Таблица 11

Валютный годовой  вклад

 

 

1000 руб. - 50 $

 

1 $.- 20 руб.

50*10/100=5 $

50+5 =55 $

55*20=1100 руб.


4. Организовать собственный  бизнес, купить в компании oriflame крем  для рук за 200 руб. и перепродать  крем по 210 руб. (табл. 12)

Таблица 12

Расчет стоимости  продукции oriflame

1000/200=5

210*5=1050 руб.


  1. Купить акции компании “АЛЬЯНС” стоимостью 500 рублей. Компания “АЛЬЯНС” обещает ежеквартально 3% дохода на каждую акцию. (табл. 13)

 

 

 

 

Таблица 13

Расчет квартальных  акций «АЛЬЯНС»

3*4=12%

500*12/100=60 руб. 

2*60=120 руб.

1000+120=1120 руб.

   

 

      Подводим итоги, выставляем оценки. В экономике нет точных решений, как в математике, принимая экономическое решение, нужно учитывать все “плюсы” и “минусы” существующих вариантов решения и делать выбор в пользу того варианта, в котором больше “плюсов” и меньше “минусов”. Каждый человек должен уметь принимать такие решения в своей жизни. Управление финансами требует постоянных расчетов. Нельзя надеяться на случай, это может ввергнуть человека в бедственное экономическое положение.

Домашнее задание.

     Необходимо составить личный бюджет ученика, и подсчитать каким он является профицитный,  дефицитным или сбалансированным. Подсчитать какое количество средств тратится «по мелочам»? На чём можно экономить? (возможный вариант выполнения творческого проекта)

 

Урок 3

 

Тема: «Расходы на питание. Составление меню».

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний о рациональном, сбалансированном питании. Способствовать приобретению навыков по составлению меню; приготовлению пищи с сохранением максимума полезных веществ и хороших вкусовых качеств.
  2. Развивать у школьников умение применять знания по экономному ведению домашнего хозяйства на практике. Создать условия для определения стоимости дневного рациона для школьника 8 класса.
  3. Воспитывать экономность, бережливости.
  4. Формирование знаний о профессиях товароведа, повара, гувернантки.

 

Средства обучения: учебник с. 28-31, тетрадь, таблица «Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения».

Методы обучения: словесный, наглядный. Практический, частично-поисковый.

Ход урока:

Организационный момент.

- Приветствие.

- Проверка явки учащихся.

- заполнение классного  журнала.

- Доведение до учащихся  плана урока.

Поверка домашнего задания.

- Тестовый контроль  знаний (см. прил. 7)

     После прохождения тестов учащимся предлагается осуществить взаимоконтроль. Для этого они обмениваются вариантами тестов, пользуются учебниками, если будет необходимость уточнить правильный вариант ответа.

Учитель говорит о  критериях отметки за тест. Один правильный ответ равен одному баллу.

Изложение нового материала.

Учитель: Питание – одна из основных потребностей человека. Это самая большая статья в бюджете семьи. Она составляет примерно 45% от семейного бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).

         Первое требование к рациональному  питанию – воздержанность. Второе  – установить, что можно, что  нужно есть и в каком количестве.

         Как же связать  два понятия  – экономии и рационального питания? Рациональное ведение домашнего хозяйства – это, прежде всего, продуманные запасы. Каждый день желательно покупать овощи, фрукты, молоко, хлеб, а остальные продукты раз в неделю или даже в две недели, например, в день зарплаты.

Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии