Мода в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:43, реферат

Краткое описание

Исследования моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях.
Цель данной работы — изучение моды как элемента культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.

Содержание

Введение.................................................................................................................4
Мода как элементы культуры..........................................................................5
История развития моды..................................................................................11
Мода в современном социокультурном пространстве................................13
3.1. Творчество великих модельеров ХХ века.............................................13
3.2. Тенденции развития современной индустрии моды...........................21
Социологический подход к иследованию моды.........................................24
Заключение...........................................................................................................25
Список использованной литературы..................................................................26

Вложенные файлы: 1 файл

мода в современном обществе.docx

— 53.45 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение.................................................................................................................4

  1. Мода как элементы культуры..........................................................................5
  2. История развития моды..................................................................................11
  3. Мода в современном социокультурном пространстве................................13

    3.1. Творчество  великих модельеров ХХ века.............................................13

           3.2. Тенденции развития современной индустрии моды...........................21 

  1. Социологический подход к иследованию моды.........................................24

    Заключение...........................................................................................................25

    Список  использованной литературы..................................................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Мода издавна служит объектом изучения самых различных наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экономической науки, эстетики, семиотики и др.

       На  ранних этапах развития человечества был создан первый покров - одежда или  костюм для защиты тела от холода и  помощи в борьбе за выживание. Прямыми  предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение  на него магических знаков, с помощью  которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Большую  роль играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или  головным убором нередко составляли весь костюм человека в древности.

       В разные эпохи одежда имела свою форму, цвета и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальную и социальную принадлежность, имущественное положение, возраст.

       Костюм  во многом раскрывает психологию людей  прошлого и настоящего, порой позволяя даже заглянуть в будущее. Мода обладает одним важнейшим качеством - она  почти мгновенно реагирует на события в жизни народа (страны), на смену взглядов и воззрений  в духовной сфере. Чтобы стали  осязаемы замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должно пройти время, иногда длительное. Мода же изменяется мгновенно, и в этих изменениях проявляется  сущность жизни людей того или  иного времени.

       Поэтому исследование феномена моды является актуальным для современной культурологии.

       Мода - одна из знаковых систем, посредством  которой происходит межличностная  и межгрупповая коммуникация. Коммуникативный  цикл в моде состоит, в частности, в постоянной циркуляции специфических "сообщений", отправляемых "производителями" через посредство "распространителей" к конечному адресату - потребителям; только на потребительской стадии потенциальная  мода становится реальной.

       Мода  служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному  опыту: отсюда ее особое значение для  молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от общества к  обществу, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более  или менее значительные трансформации. В различных обществах и группах  одна и та же мода зачастую по-разному  интерпретируется, за ней могут скрываться различные и даже противоположные  ценностные ориентации.

       Исследования  моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального  дизайна, рекламы и других областях.

       Цель  данной работы — изучение моды как  элемента культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.

1. МОДА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ 

       Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

       Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Исторически  мода выросла из обычая. Мода в том  виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение  и социальное утверждение моды —  не событие, а процесс, причем, процесс  длительный, постепенно развивавшийся  внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].

       Мода  присутствует в самых различных  сферах человеческой деятельности и  культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные  бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.

       Исследования  моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального  дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

       Например, Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного  материала выделил два вида подражательных действий:

       1.  Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.

       2.  Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.

       Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в  основе возникновения моды.

       Зиммель связывал существование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности  человека: отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что  мода существует только в обществах  с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством  внешних, хорошо различимых признаков  продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к  достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают  их; тогда представители высших классов  вынуждены вводить новые отличительные  знаки своего высокого положения (новые  моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.

       Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер  и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличительных  признаков высокого социального  статуса в капиталистических  обществах посредством моды.

       Американский  лингвист и культуролог Э. Сепир  акцентировал роль моды как средства идентификации личности, её самовыражения  и укрепления; эту функцию мода осуществляет благодаря социально  санкционируемым отказу от старых и  внедрению новых социокультурных  норм.

       Перечисление  подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как  к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].

       Изучение  моды не должно ограничиваться её сведением  только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы  и функционирования. Природе моды свойственны:

       1.  Релятивизм — быстрая смена модных форм.

       2.  Цикличность — периодическая обращённость в прошлое, к традициям. Другими словами, развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями. Таким образом, мода — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Возможно, поэтому И. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни».

       3.  Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.

       4.  Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.

       Мода  выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая особенности массового  вкуса данного общества в данное время. К функциям моды можно отнести  её возможность её конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определённые ценности и образцы  поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет  традиционные формы культуры через  их преломление современностью и  конструирует на этой основе новое  окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств  социализации (функция социализации): мода как подражание данному образцу  «удовлетворяет потребности в социальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое»  одинокому человеку (Зиммель). Ещё  одной функцией моды является функция  социальной маскировки, идентификации, дистанцирования. Современная мода испытывает тенденцию к сближению  и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. В этом заключается её «космополитичная»  функция. Можно говорить также и  об экономической функции моды, связанной  с её динамизмом: мода опережает  физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно  расчищая рынок для сбыта [5, стр. 581].

       Однако  существование такого феномена, как  мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех  социальных систем, в которых действует  мода, относятся:

       1.  Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

       2.  Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

       3.  Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

       4.  Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).

       Стремясь  зафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует, социологи обозначали его по-разному.

       К. Маркс часто обозначал его  термином «Gemeinwesen» (буквально: «общее существо»), подчеркивая в нем роль кровного родства, общность собственности, языка  и обычаев, простоту и однородность социальной структуры. По Марксу, Gemeinwesen в большой мере отличает все докапиталистические  формации.

       Немецкий  социолог Ф. Теннис (1855—1936) характеризовал подобный тип как «общность», или  «общину» («Gemeinschaft»). «Общину», основанную на чувстве, он противопоставлял «обществу» («Gesellschaft»), базирующемуся на рассудке.

       Французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917) описывал этот тип как общества «с механической солидарностью» (основанные на полном поглощении индивидуального сознания коллективным) в противовес обществам с «органической солидарностью» (основанным на разделении общественною труда, взаимозависимости и взаимообмене).

Информация о работе Мода в современном обществе