Рудный қаласының
әкімдігі «№ 11 балабақша» ҚМКҚ
КГКП «Ясли - сад №11»
акимата города Рудного
Проект
«Увлекательное путешествие
по Казахстану, России и Великобритании
с мультипликационными героями»
Подготовила:
воспитатель Надеина А.С.
п. Качар
2014 – 2015г. г.
“Обучение казахскому языку всегда будет
приоритетно.
Необходимость в английском языке –
это мировая тенденция и также очевидная
необходимость.
А прекрасное владение
русским языком – э
то наше богатство... ”
Н.А.Назарбаев
Пояснительная записка
Новое время и новые
условия требуют коренной перестройки,
переоценки ценности и идеалов, пересмотра
целей и задач методов и приемов обучения.
Изучение иностранных языков в Казахстане —
это обучение языку как реальному и полноценному
средству общения на уровне носителей
этого языка.
Обучение иностранному
языку формирует коммуникативное
умение, столь необходимые для
человека как члена общества,
члена коллектива, члена семьи. Оно
предполагает умение слушать
собеседника, вступать в общение, поддерживать
его.
В дошкольном возрасте
изучение иностранного языка не самоцель,
а один из способов интеллектуально-личностного
развития ребенка, направленный на воспитание
всесторонне развитой личности. Безусловно,
такую личность в наши дни невозможно
представить без владения иностранным
языком, но не менее важный признак всесторонне
развитой личности – уважительное и заинтересованное
отношение к представителям других культур.
Овладение иностранным
языком на элементарном уровне в детском
саду выступает в качестве первой ступени
в реализации стратегической цели. На
данной ступени закладываются основы
коммуникативной компетенции.
Обучение языку дошкольников
имеет свои особенности, которые основываются
на психофизиологическом развитии детей
данного возраста. Психологи утверждают,
что восприятие, память и внимание у дошкольников
носят непроизвольный характер. Дети не
умеют управлять своим восприятием, не
могут самостоятельно анализировать тот
или иной предмет. Для детской памяти характерна
исключительная фотографичность, но при
этом дошкольник не заботится о том, чтобы
все, что он воспринимает, мог припомнить
впоследствии. Характерной особенностью
внимания ребенка является то, что оно
вызывается внешне привлекательными предметами.
Сосредоточенным внимание остается до
тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым
объектам. Многие основополагающие речевые
навыки и умения еще не доступны детям
дошкольного возраста. Это приводит к
тому, что дети дошкольного возраста не
могут выстраивать усложненные логические
цепочки, заменять слова в однотипных
фразах, воспринимать фразу как набор
лексических единиц и т. д. На протяжении
всего обучения сохраняется единство
форм и видов работ, при этом доминируют
наглядность и образность, так как фраза
воспринимается ребенком не как набор
отдельных лексических единиц, а как блок,
нечто единое, целое, образ
Глассорий
- компетентность - информированность
о разных сторонах окружающего мира и
умение применить ее в разных ситуациях;
- коммуникативная компетентность
- умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
- физическая компетентность
- осознание себя живым организмом, забота
о своем здоровье, желание физического
совершенствования с учетом возрастных
и индивидуальных возможностей;
- интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными
способами решения задач, умение прогнозировать
и предполагать результат;
креативность - отношение ребенка к окружающему
миру как к объекту преобразования и открытия,
создание нового продукта, который отличается
оригинальностью, вариативностью;
любознательность - исследовательский
интерес ребенка. Развитие любознательности,
как основы познавательной активности
будущего ученика;
инициативность и самостоятельность
- это важный показатель творческого потенциала,
т.е. умение проявлять инициативу во всех
видах детской деятельности, в ситуациях
общения с детьми и взрослыми, добиваться
результатов. Самостоятельный ребенок
- ребенок в поиске, имеющий право на ошибку,
методом проб и ошибок добивающийся задуманного;
ответственность - обязательство
ребенка за проявление собственной личной
инициативы. Ответственность определяется
мерой самостоятельности ребенка и связана
с проявлением волевых усилий;
произвольность-соподчинение
собственных мотивов других детей. Умение
управлять своим поведением в соответствии
с определенными сформированными у него
представлениями, правилами и нормами;
Проблема, на решение
которой направлен проект
Знакомство с иностранным
языком предполагает знакомство с другой
культурой, что развивает личность, расширяет
его кругозор. Языки изучают, прежде всего,
для использования их в бытовых ситуациях.
Применение своих знаний в каждодневной
жизни.
В соответствии
со стандартами образования Республики
Казахстан начальный этап обучения предоставляет
наиболее благоприятные возможности для
формирования у дошкольников коммуникативно- познавательных потребностей
и интересов. Обучение языкам на начальном
этапе способствует приобщению детей
к общемировой культуре, помогает становлению
личности. Проект будет способствовать
культурному обогащению детей, что как
следствие зародит в ребенке мысль о многонациональности,
многоязычности и поликультурности, что
в свою очередь посеет в ребенке зерно
толерантности.
Актуальность проекта
Социально — историческая перестройка
общества и общественная форма сознания
и ориентация на ценности общей человеческой
культуры актуализировали проект Президента
«Триединство языков, как социально —
историческую необходимость, как конкурентоспособность
нации, как культурный императив времени,
и утвердили приоритет трех языков в Республике
Казахстан»: казахский — русский — английский.
Наряду с казахским языком, имеющим статус
государственного, и русским — языком межнационального
общения важным средством общения выступает
иностранный язык.
В Казахстане уже
сформировались основные тенденции определяющие
развитие методики полиязычия. Согласно
законодательству об образовании в РК 2007
года все организации образования, независимо
от форм собственности должны обеспечить
знания обучающимися казахского языка
как государственного, а также изучения
русского языка и одного из иностранных
языков в соответствии с государственным
общеобязательным стандартом соответствующего
уровня образования.
На современном
этапе развития общества вопрос обучения
языкам становится одной из актуальнейших
проблем дошкольного образования.
Вследствие того, что у детей
в большинстве случаев отсутствует речевая
среда и что в неделю предусмотрено 2 занятия
по изучению казахского и английского
языков – организация работы вне занятий
является острой необходимостью.
Развитие речи у дошкольников
осуществляется не только на занятиях,
но и в процессе общения взрослых с детьми.
Чтобы активизировать овладение
языками необходимо уметь организовать
ситуации общения. Педагог должен помнить,
что с детьми дошкольного возраста большое
значение имеют выразительная интонация
и мимика, которые помогают ребенку лучше
понимать незнакомую речь. Даже если ребенок
не понимает или плохо понимает обращенную
к нему иностранную речь, возникает эмоциональная
ситуация, побуждающая его вступить в
речевой контакт.
Обязательным условием формирования у
детей коммуникативных навыков и умений
является общение всех педагогов с детьми
на трёх языках.
Новизна проекта
Проект объединяет в
себе учебный материал и элементы игры,
что позволит ребенку в непринужденной
форме учить язык. Ребенок изучает язык
вместе со своими любимыми героями мультфильмов
и сказок. Через обучение на основе сказки
у ребенка расширяются границы его внутреннего
мира. В дошкольном возрасте значительное
место отводится и познавательному аспекту..
Обучение на основе сказки дает возможность
изучить элементы общенациональной культуры,
находящие свое выражение в литературном
языковом стандарте, обслуживающем нацию.
В сказках всегда ярко выражен лингвострановедческий
аспект, который, являясь отдельным компонентом
содержания обучения, формирует способность
к иноязычному общению через обеспечение
"фоновых" знаний. Интерес ко всему
новому, а также неустойчивость и разносторонность
этих интересов у дошкольников позволяют
использовать многие пласты страноведческой
информации. Изучение языка с героями
сказок позволит малышу быстро и легко,
играючи заговорить по-английски и по-казахски
без приложения огромных сил.
Цели проекта:
- создание условий для формирования
у детей устойчивого интереса, положительного
отношения к изучению языка, опираясь
на речевой опыт в родном языке.
- Воспитание поликультурной личности.
- Обогащение кругозора ребенка.
- Пропаганда изучения языков среди родителей воспитанников через
совместную с педагогами поисковую и созидательную
деятельность.
Задачи проекта
Создание условий для овладения навыками
общения дошкольников на казахском языке
как государственном, на русском — как
языке межнационального общения, на английском
языке как иностранном.
Для детей:
- Развивать речевые и познавательные
способности ребёнка, опираясь на речевой
опыт в родном языке;
- Формировать личность через
приобщение к культуре и быту другого
народа, через воспитание дружелюбного
отношения ко всем людям, независимо от
языка, на котором они говорят;
- Развивать творческую личность.
Для педагогов:
- Обобщить и распространить
накопленный опыт по теме «Поликультурное
воспитание дошкольника В ДОУ».
- Организовать педагогическую
работу с ведущей игровой деятельностью.
- Проявить свою творческую инициативу
в решении образовательных, воспитательных
и развивающих задач совместно с воспитанниками
и их родителями.
Для родителей:
- Найти новые подходы к взаимодействию
детского сада и семьи во время работы
над проектом.
- Активизировать участие родителей
в жизни детского сада.
- Повысить уровень педагогических
знаний по данной теме.
Гипотеза:
- обеспечивать интеллектуальное и личностное
развитие детей на фоне благополучного
эмоционального мировосприятия;
- обучение детей дошкольного возраста
в первых шагах в изучении казахского,
английского и русского языков.
- герой проекта-сказки учит детей уважать
родной язык и другие языки, так как знание
другого языка помогает им подружиться.
Основные принципы
построения проекта:
1. Принцип развивающего
обучения.
Педагогу необходимо знать
уровень развития каждого ребенка, определять
зону ближайшего развития, использовать
вариативность образовательного материала
согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего
обучения.
Важно помнить, что обучение
и воспитание неразрывно связаны друг
с другом и в процессе занятий языком не
только даются знания, но и воспитываются
волевые, нравственные качества, формируются
нормы общения (сотрудничество, сотворчество,
сопереживание).
3. Принцип систематичности
и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи,
взаимозависимости между полученными
знаниями, переходить от простого к сложному,
от близкого к далекому, от конкретного
к абстрактному, возвращаться к ранее
исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их
сообщения должны соответствовать возрасту,
уровню развития, подготовки, интересам
детей.
5. Принцип индивидуализации.
Педагог должен стремиться
подходить к каждому ребенку как к личности.
Любой вид деятельности должен строиться
в зависимости от психического, интеллектуального
уровня развития ребенка, должен учитываться
тип нервной системы, интересы, склонности
ребенка, темп, уровень сложности определяться
строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности
и активности детей в усвоении
знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет
педагог, он ставит проблему, определяет
задачи, темп. Ребенок для приобретения
новых знаний и умений может становиться
в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь
устанавливать взаимосвязи процессов,
находить аналоги в реальной жизни, окружающей
среде, в бытие человека, в существующих
отношениях вещей и материи.
Используемые методики
- Игровая методика интересует
и детей, и преподавателей. Она эффективна, при том, что проста, по сути: педагог проводит занятия по изучению и совершенствованию языка в
игровой форме. Достоинства методики -
она адаптируема для возраста от одного
года, при помощи методики развивают устную
речь, произношение, знание орфографии,
грамматики и т.д.
- Проектная методика рассчитана
на детей от 4-5 лет. Воспитатель подбирает
лексическую тему, для изучения которой
предлагает различные виды деятельности,
помогающие детям узнать что-либо интересное
по заданной теме. Дети получают задания
для самостоятельного выполнения (или
при помощи родителей). Когда приходит
время завершающего занятия, дети приходят
на него с творческими работами на тему проекта.
- Смешанная методика - здесь
можно по желанию комбинировать разные
методики. Например, можно играть в игры,
разучивать стихи и песни и т.д. Достоинство
методики - разнообразие. Будет намного
легче заинтересовать ребенка, предлагая
ему разные виды деятельности.