Шпаргалка по "Эстетическое воспитание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Эстетические воспитания"

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx

— 107.68 Кб (Скачать файл)

Серьезную критику  нормативной эстетики классицизма  мы встречаем у Мольера. Великий драматург более внимательно прислушивался к голосу самой жизни, чем к наставлению эстетических законодателей. В «Критике», «Уроки женам» (1663) он выдвинул «еретическое» положение о том, что если пьесы, написанные по предначертанию пиитик, не нравятся публике, то отсюда следует делать вывод о негодности теоретических предписаний. В целом Корнель — типичный представитель классицизма, лишь робко протестующий против рационалистической догматики.

При всей ограниченности эстетика классицизма имела, по словам Белинского, «свою сторону истины». Она требовала от писателей и художников отбора материалов, учила их понимать, что искусство не есть простое копирование природы, разработанные ею эстетические критерии стимулировали развитие литературной критики. Первым критиком в европейской литературе был М. Буало. Его критические суждения обосновались не на субъективном восприятии, а на продуктивном упорядоченной системе эстетических воззрений.

Большим шагом вперед в развитии эстетической мысли стала эпоха Просвещения. Просветители, готовившие умы к грядущей буржуазной революции, внесли огромный вклад во многие области знания. Они критически пересматривали завешанное им теоретическое наследие, стремясь согласовать выводы науки с требованием " разума" и потребностями человека " среднего сословия«. В эпоху Просвещения бурно развивается художественная и литературная критика. Появляются журналы с литературными отделами. Критическая деятельность становится профессиональным делом. С нею прочно связали свою судьбу Дидро и Лессинг.

В 18 веке закладываются основы теории литературы как науки. Если в эпоху Возрождения преимущественное развитие получают разделы эстетики, рассматривающие специфику живописи, архитектуры, то просветители особенно Лессинг, делают попытку осмыслить своеобразие поэзии, объявляют ее главной, наиболее отвечающей духу времени областью художественного творчества. Просвещение внесло много нового в трактовку таких проблем, как художественный образ, типизация. Искусство все больше осознается как один из видов отражения действительности (перелом в этом отношении наступает в 19 веке, когда в научном исследовании восторжествует историзм). Просветители близко подходят к пониманию сущности художественного метода. Дидро выступая против заимствований сюжетов и мотивов у античных писателей, советует учиться у них правдивости в воспроизведении жизни. Французские драматурги и поэты должны, по его мнению, быть такими же правдивыми и эмоционально- выразительными в воспроизведении действительности своего времени, как Гомер и Софокл.

Теория литературы опирается в 18 веке на фундаментальные эстетические знания — труды Дидро, Лессинга, Гердера, Канта, Шиллера, Гете и др.

Наибольший вклад  в теорию реалистического искусства внесли Д. Дидро и Г. Э. Лессинг. Они хорошо почувствовали слабые стороны творчества классицистов: уход в античность или в далекое прошлое своей страны, невнимание в современности, рационалистические приемы создания образной системы и т. д. Выступая против подражания античным образцам, теоретики просветительского реализма стремились сблизить литературу с современным обществом, насытив ее актуальным содержанием, сделать ее близкой и понятной широкой демократической массе. Борьба за демократизацию искусства была главным пунктом их эстетической программы. Особенно они возражали против традиции идущей из античности, — изображать только прекрасное. Теоретики реализма обращали внимание на отрицательные явления жизни.

Особенно четко  эта тенденция проводилась Лессингом. Общественная жизнь, по его мнению, со времени Гомера утратила поэтический характер и умножилась, поэтому искусство расширило границы. Оно подражает теперь всей видимой природе; не красота, а правда и выразительность является его главным законом. Лессинг в данном случае возражал Винкельману, который призывал современных художников идти по стопам древних, не допускать в творения ничего дисгармоничного и безобразного. Лессинг понимал, что подобный призыв отвлекал писателей от критического изображения феодального строя. Установка на раскрытие жизни и духовного мира в противоречиях заставила теоретиков реально отдать предпочтение литературе перед другими видами искусства. С этой целью написан «Лаокоон» Лессинга — трактат в защиту поэзии, первое в истории эстетической мысли произведение, где глубоко и полно обоснована специфика поэтического творчества.

В теории Лессинга были и слабости, подмеченные Гердером — отсутствие исторического взгляда на пространственные искусства и поэзии, возведение в абсолютный закон тех особенностей, которые характерны были для ваятелей античности и для Гомера. Борьба Дидро и Лессинга за реализм ослабляла стремление решать социальные вопросы прежде всего морально просветительскими средствами. Положительный герой трактовался ими как рупор просветительских идей, он был рационалистически «задан» заранее, в нем слабо проступали черты живой индивидуальности.

Ограниченность  эстетического учения Лессинга хорошо почувствовали теоретики и писатели " бури и натиска". Для них характерно обостренное внимание к человеку, неповторимым, индивидуальным его особенностям. Эстетика " бури и натиска" подчеркнула активность человека, его способность воздействовать на обстоятельства жизни. Поэтому центральной проблемой в теории драматургии становится проблема характера, заостренного в своих индивидуально неповторимых чертах. Это определило основной пафос работы Я. Ленца " Заметки о театре«.

Главный теоретик «бури  и натиска» Гердер (1744-1803), отвергая моральную заданность просветительского героя борется за изображение человека, всех явлений действительности в их исторической неповторимости. Он поднимает на щит творчество Шекспира, которое привлекает его широтой и конкретностью воспроизведения мира. Если Лессинг во многом еще воспринимает Шекспира как моралиста, если для него «Отелло» лишь учебник по изучению такого пагубного безумия как ревность, то Гердер подчеркивает умение Шекспира схватывать жизнь в историческом своеобразии, показывать человека во всем богатстве его конкретных жизненных проявлений. Гердер выступил против нравоучительных тенденций в драматургии Просвещения. Он — противник превращения драматурга в простого проповедника морали, так как это ведет к обесцениванию художественных произведений. Искусство теряет свою специфику, когда художественный образ становится только средством украшения добродетеля или развенчания порока.

Своеобразной реакцией на «утилитарные» теории 18 века явилось эстетическое учение И. Канта (1724-1804), сильная сторона которого — в постановке вопроса о специфике эстетического суждения. Однако Кант решает его в сугубо формалистическом духе. Для него эстетическое вполне автономная область, не зависящая от морали., политики, отделенная от сферы познания. Кант полагает, что оценить эстетически тот или иной предмет можно только не испытывая к нему никакого нравственного расположения, когда он оценивается лишь со стороны формы.

Дальнейшее развитие критика эстетических теорий просветительства получила у романтиков. Правда, в эстетическом, как и в общественно-политическом отношении к жизни они не были едины, но некоторые важные вопросы ими рассматривались в одном «ключе». Романтики с большой силой подчеркнули роль субъективного фактора в творческом процессе. Они отвергли взгляд на поэзию как на подражание природе, заговорили о необходимости выражения в образе субъективных представлений писателя. Искусство ими осознается как свободное творчество немыслимое без вдохновения художественно одаренного гения, несовместимая с рассудочностью, с нормативной догматикой.

Романтики указали  на активность художественного познания, и в этом их большая историческая заслуга. Эстетические воззрения теоретиков романтизма сказывались в решении теоретико-литературных вопросов. Из родов литературы они уделяли особое внимание лирике, рассматривая лиризм в качестве обязательного элемента всякой поэтической деятельности. Без лирического начала, по их мнению, не может быть ни драмы, ни романа.

В научное исследование и в искусство проникают идеи историзма. Они приводят, в частности, к рождению жанра исторического романа. Исторический взгляд на жизнь был свойствен и некоторым теоретикам Просвещения.

Если в 18 веке закладываются основы теории литературы, то в 19 веке она формируется как самостоятельная наука. Это выражается не только в появлении разных руководств по теории словесности, но и в том, что теоретико-литературные проблемы стали рассматриваться с исторической точки зрения, в тесной связи с развитием общества.

Более глубокое изложение  историзма мы находим в лекциях по эстетике Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831).Гегель выделяет три исторические формы развития искусства — символическую. классическую, романтическую. Правда, немецкий философ ищет источник движения в абсолютном духе, но тем не менее этапы развития искусства он устанавливает непроизвольно, а на основе глубокого изучения их реально-исторического содержания, что подкреплялось стремлением Гегеля согласовать свою систему с фактами живой истории. Объявив предметом поэзии идею в ее чувственном выражении, Гегель тем самым облегчал художнику доступ в реальный мир, давая ему право на изображение глубин действительной жизни. «Всякое чувство и всякая страсть, всякий глубокий сердечный интерес, вся конкретная жизни, — пишет Гегель образует живой материал искусства...» (63, XII, 180).

Гегель борется  за содержательное, идейное значение искусство, проникающее в духовные истоки жизни. Поэтому типизация их трактуется как основной закон художественного творчества. По новому рассмотрено Гегелем главные эстетические категории (прекрасное, трагическое, комическое формы и содержание), а также основные теоретико-литературные понятия (роды и виды поэзии), средства поэтического языка (сравнение, метафора), условные формы художественного изображения (аллегория, символ) и многие другие. Эстетика Гегеля, несмотря на идеалистический характер, была важной вехой в истории эстетической мысли. По мнению Чернышевского, она послужила переходом от бесплодных схоластических умствований к простому и светлому взгляду на литературу и жизнь.

Во все времена и прошлые и настоящие, люди питали страсть к путешествиям в заморские страны, к сожалению в прошлом, небыло таких понятий как туры в китай в декабре, но сейчас отдохнуть зимой в Китае могут позволить себе много людей. Времена меняются, но не меняется тяга к прекрасному, к путешествиям, отдыху и просто к красивой жизи.

24.Критерии эстетической  воспитанности

 

Что конкретно может и  должно быть измерено в области эстетической воспитанности, каково ее содержание и  основные формы проявления? В чем  суть того эталона эстетической воспитанности  в отношении к искусству и  действительности, к которому мы должны приближать воспитанность детей? Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

С эстетическим идеалом, как  части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние  социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности  содержания и формы в искусстве  и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у школьников на разных уровнях, в  значительной мере определяя тем  самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность  любования красотой, совершенством  в искусстве и жизни. Нередко  наши дети интересуются, например, живописью  лишь на уровне образованности. Они  рассматривают картину, делают записи в блокнот, касающиеся имени художника  и краткого содержания произведения, и переходят к новому полотну. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться и насладиться  эстетическим чувством. Такое беглое знакомство даже с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино стали обычным, исключившим из общения с искусством один из главных элементов общения - любование.

С элементом любования  тесно связана общая способность  к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных  чувств и глубокого духовного  наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического  суждения об эстетических явлениях в  искусстве и жизни. Наконец, неразрывной  частью общего понятия эстетической воспитанности является способность  к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично  соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию  и суждению. Понятно, что у младших  школьников все эти элементы находятся  в зачаточном состоянии. Но они у  детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Измерение эстетической воспитанности  может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения  психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Информация о работе Шпаргалка по "Эстетическое воспитание"