Педагогические критерии
помогают выявить и оценить эстетический
идеал, точнее, тот или иной уровень
его сформированное. В еще большей
мере педагогические критерии должны
оказать помощь в определении
степени развития художественного
вкуса. Он проявляется и в свободном
выборе детьми произведений искусства
для удовлетворения интересов, и
в оценке различных явлений искусства
и жизни, и в результатах любой
деятельности, особенно художественно-эстетического
творчества. Оценке с помощью педагогических
критериев подлежит также способность
ребят к художественному образному
мышлению и творчеству. Важно знать,
насколько способен ребенок создавать
собственный, новый, еще небывалый
образ, какими навыками творческой деятельности
он обладает. Для эстетической воспитанности
характерно доведение исполнительских
навыков до автоматизма и сосредоточение
внимания на творчестве нового образа.
Наконец, к социальным критериям
эстетической воспитанности необходимо
отнести наличие широких интересов
к искусству, выявить потребности
в общении с эстетическими
явлениями искусства и жизни.
Но не только это. Эстетическая воспитанность
в широком социальном смысле этого
слова проявляется во всем комплексе
поведения и отношений ребенка.
Его поступки, трудовая деятельность,
отношения с людьми в общественной
и личной жизни, его отношение
к своей одежде и внешнему виду
- все это очевидные и убедительные
свидетельства степени эстетической
воспитанности человека.
Уровень эстетической воспитанности
у различных детей в зависимости
от условий жизни и воспитания
неодинаков. В общем процессе воспитания
учителя стремятся к оптимальному
уровню эстетической воспитанности. Другими
словами, основную цель эстетического
воспитания необходимо видеть в том,
чтобы в ребенке органически
соединилось наличие эстетического
идеала и подлинного художественного
вкуса с развитой способностью к
воспроизведению, любованию, переживанию,
суждению и художественно-эстетическому
творчеству. Наиболее слабым местом эстетической
воспитанности школьников является область
эстетического идеала и художественного
вкуса. Этот факт делает эстетическую
воспитанность ребенка недостаточной,
ограниченной. Эстетическая воспитанность
на этом уровне, равная в сущности невоспитанности,
встречается среди младших подростков
довольно часто. Отсутствие эстетического
идеала, подлинно художественного вкуса
порождает всеядность, стремление лишь
к развлечению, удовлетворению сиюминутных
потребностей, получению примитивных
удовольствий. Этот ограниченный уровень
эстетической воспитанности представляет
собой наиболее благоприятную почву для
воздействия на сознание и чувства детей
низкопробных произведений.
Определение эстетической воспитанности
помогает сделать работу по эстетическому
формированию детской личности более
определенной и целенаправленной.