1. Административная ответственность
1.1. Понятия и основания
административной ответственности.
Отличие от других видов юридической
ответственности
Понятие и основные черты
административной ответственности
Административная ответственность
наряду с уголовной, гражданской
и дисциплинарной является одним
из видов юридической ответственности,
устанавливаемой государством путем
издания правовых норм, определяющих
основания ответственности, меры, которые
могут применяться к нарушителям,
порядок рассмотрения дел о правонарушениях
и исполнения этих мер. В теории права
юридическая ответственность понимается
как реализация правовой санкции
в случае правонарушения, применение
к правонарушителю наказания, поскольку
оно есть и в выговоре за нарушение
трудовой дисциплины, и в административном
штрафе, и в лишении свободы, и
в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического
факта - административного правонарушения
- включается механизм санкции правовой
нормы, и санкция из потенциальной
возможности применения наказания
преобразуется в действительное
административное наказание.
В административном праве
из всех многочисленных мер административного
принуждения (досмотр, реквизиция, задержание,
изъятие и т.д.) только назначение
административного наказания влечет
наступление административной ответственности.
Следовательно, административная ответственность
- это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным органом
или должностным лицом административных
наказаний к гражданам и юридическим
лицам, совершившим правонарушение.
Административную ответственность
характеризуют некоторые признаки,
общие для всех видов юридической
ответственности.
Во-первых, она представляет
собой государственное принуждение,
поскольку реализация властных полномочий
осуществляется через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, это правовое принуждение,
подчиняющееся общим принципам
законности и справедливости права.
Административная ответственность
применяется на основе правовой регламентации
ее объема и пределов, нормативного
установления оснований, содержания и
процессуальных форм реализации конкретных
административных наказаний. Нормы, регулирующие
составные элементы административной
ответственности, в совокупности представляют
собой самостоятельный институт
административного права.
В-третьих, она влечет за собой
наступление неблагоприятных последствий
для правонарушителей, предусмотренных
санкцией правовой нормы. По содержанию
меры административной ответственности
выражаются в предусмотренных Кодексом
об административных правонарушениях
лишении или ограничении прав
и свобод нарушителей, поскольку
иным образом оказать принудительное
воздействие на этих лиц невозможно.
Неблагоприятные последствия для
правонарушителя могут наступать
в виде лишений или ограничений
морального (предупреждение), материального
(штраф, конфискация, возмездное изъятие)
или физического характера (административный
арест).
В-четвертых, в мерах административной
ответственности содержится итоговая
правовая оценка деяния и нарушителя
от имени государства. Именно административное
наказание представляет собой "окончательную,
последнюю инстанцию" в борьбе
с правонарушениями, т.е. решение
вопроса по существу, и виновный
в соответствии с характером и
общественной опасностью совершенного
подвергается административному наказанию.
Данный признак юридической
ответственности вообще и административной
ответственности в частности
наиболее ярко выражает ее специфику,
а именно: осуждение виновного
поведения от имени государства,
государственное порицание правонарушителя.
В-пятых, юридическая ответственность
всегда рассматривалась в качестве
результата правонарушения, т.е. это
ретроспективная, или негативная, ответственность
в отличие от так называемой положительной
(позитивной) ответственности, которая
понимается как ответственность
за порученное дело, за выполнение поставленной
задачи, когда она совпадает с
понятием правовой обязанности или
долга.
1.2. Законодательные основы
административной ответственности
1. Административную ответственность
можно рассматривать как правовую
ответственность за административные
правонарушения. При этом следует
учесть, что объектом посягательства
являются отношения в сфере
государственного управления, а
также некоторые другие. Так, административная
ответственность устанавливается
за посягательства на таможенные,
налоговые отношения, отношения,
связанные с защитой собственности,
с охраной прав граждан, природы,
здоровья населения, торговли
и т.д. Вместе с тем административная
ответственность применяется за
нарушение не каждой нормы
административного права, а тех
из них, которые содержат указание
на административную ответственность.
2. Административная ответственность
используется как важное средство
правоохраны, борьбы с особым
видом нарушений - административными
правонарушениями, которые хотя
и не так опасны, как преступления,
но совершаются гораздо чаще.
Их опасность заключается не
только в характере самих противоправных
действий или бездействия, но
и в значительной распространенности.
3. Административная ответственность
отличается своим субъектным
составом. Субъектами этого вида
ответственности являются как
физические, так и юридические
лица - предприятия, организации.
4. По своей сущности
административная ответственность
представляет собой воздействие,
оказываемое полномочным органом
государства на лицо, совершившее
административное правонарушение.
Цель этого воздействия состоит
в воспитании виновного в духе
уважения к закону и правопорядку,
а также в предупреждении совершения
новых правонарушений как лицами,
привлеченными к административной
ответственности, так и другими
гражданами.
5. Нарушение административно-правовых
норм влечет за собой применение
мер административного принуждения,
одним из видов которых являются
административные наказания. Именно
эти последние, в отличие от
мер предупреждения, пресечения
и процессуальных мер обеспечения
производства по делу, применяются
в результате привлечения к
административной ответственности.
6. Административную ответственность
отличает порядок ее установления.
В соответствии с п. "к"
ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное
и административно-процессуальное
законодательство, а следовательно,
и установление административной
ответственности относятся к
совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов. С
учетом положений ст. 1.1 КоАП это
означает, что административная
ответственность характеризуется
множественностью органов государственной
власти, полномочных ее устанавливать.
К ним в настоящее время
относятся законодательные органы
Российской Федерации и ее
субъектов.
Кодекс об административных
правонарушениях предусматривает
установление административной ответственности
только этим Кодексом и принимаемыми
в соответствии с ним законами
субъектов РФ об административных правонарушениях.
При этом к ведению Российской
Федерации отнесено установление: общих
положений и принципов законодательства
об административных правонарушениях;
перечня видов административных
наказаний и правил их применения;
административной ответственности
по вопросам, имеющим федеральное
значение, в том числе административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ; порядка производства по
делам об административных правонарушениях,
в том числе установление мер
обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;
порядка исполнения постановлений
о назначении административных наказаний.
Значит, нормы права, содержащиеся
во вновь принимаемых федеральных
законах и вносящие изменения
или дополнения в действующий
Кодекс об административных правонарушениях,
должны в обязательном порядке вноситься
в данный Кодекс.
Административная ответственность
за правонарушения, носящие региональный
характер (нарушение правил благоустройства
населенных пунктов, общественного
порядка и т.п.), т.е. находящиеся
вне предметов ведения Российской
Федерации, может быть установлена
законами субъектов РФ, осуществляющих,
таким образом, собственное правовое
регулирование в данной сфере.
7. Меры административной
ответственности применяются широким
кругом уполномоченных органов
и должностных лиц. Все они,
реализуя свои полномочия, назначают
правонарушителям административные
наказания. К ним относятся
судьи (мировые судьи), комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав, многочисленные
органы исполнительной власти. Законами
субъектов РФ к ним могут
быть отнесены административные
комиссии и иные коллегиальные
органы.
В Кодексе об административных
правонарушениях теперь расширен круг
дел, рассматриваемых судьями. Расширена
и их исключительная компетенция
за счет отнесения к их ведению
назначения, помимо административного
ареста, ряда других административных
наказаний: лишения специальных
прав, конфискации, возмездного изъятия
ряда предметов, дисквалификации, административного
выдворения иностранных граждан
и лиц без гражданства за пределы
Российской Федерации.
8. Меры административной
ответственности применяются органами
и должностными лицами в отношении
не подчиненных им по службе
нарушителей, не связанных с
ними служебно-трудовыми отношениями.
Данное обстоятельство позволяет
отличить административную ответственность
от дисциплинарной, к которой
привлекаются руководители, рабочие,
служащие и вспомогательный персонал,
как правило, в порядке подчиненности
вышестоящим органом или должностным
лицом.
9. Привлечение к административной
ответственности и назначение
административного наказания не
влечет для нарушителя судимости
и не является основанием увольнения
его с работы.
10. Административную ответственность
характеризует особый процессуальный
порядок ее реализации. Своей
относительной простотой, оперативностью
и экономичностью он отличается
от уголовного и гражданского
судопроизводства.
11. Во всех случаях ответственность
за административные правонарушения
наступает перед государством, которое
устанавливает полномочия органов
(должностных лиц) по рассмотрению
дел об этих правонарушениях
и назначению наказаний. Этим
обстоятельством административная
ответственность сходна с уголовной
и отличается от дисциплинарной,
а также гражданско-правовой. Ответственность
последних двух видов наступает,
главным образом, перед субъектом
договорных и внедоговорных гражданско-правовых
или трудовых отношений.
12. Важная черта административной
ответственности состоит в том,
что ее можно рассматривать
как совокупность материальных
и процессуальных правоотношений,
т.е. материально-деликтных, вызванных
совершением конкретного правонарушения,
и административно-процессуальных,
связанных с необходимостью собрать
материалы о правонарушении и
лице, его совершившем, рассмотреть
дело, вынести законное, обоснованное
и справедливое решение, обеспечить
его исполнение. Нередко при реализации
административной ответственности
материальные и процессуальные
правоотношения как бы сливаются,
образуя единое целое. Например,
штраф налагается и взимается
на месте совершения административного
правонарушения в порядке так
называемого усеченного процесса
ввиду очевидности и простоты
самого характера административного
правонарушения.
1.3. Освобождение от административной
ответственности
Законодательство, базируясь
на принципах демократизма, гуманности,
экономии средств государственного
принуждения и последовательного
использования убеждения, предусматривает
возможность освобождения лиц, совершивших
правонарушения, от того или иного
вида юридической ответственности.
Кодекс об административных
правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает
основания, условия и последствия
освобождения от административной ответственности
лиц, совершивших административные
правонарушения, при малозначительности
проступка. Освобождение от административной
ответственности может также
проявляться и в замене ее другим
видом ответственности (например, дисциплинарной).
По существу, в названных случаях
в том или ином виде судьей, уполномоченными
органами и должностными лицами осуществляется
освобождение от административной ответственности
тех, кто нарушил правовые предписания.
Своеобразным "освобождением"
от административной ответственности
является пропуск юрисдикционным органом
и его должностными лицами по тем
или иным причинам давностного срока
назначения административного наказания,
т.е. привлечения виновного к административной
ответственности.
Статьей 4.5 КоАП установлен давностный
срок назначения административного
наказания - постановление по делу об
административном правонарушении не может
быть вынесено по истечении двух месяцев
со дня совершения правонарушения, а если
правонарушение было длящимся (нарушение
правил воинского учета, проживание без
регистрации, уклонение от перерегистрации
охотничьего ружья и т.д.), то не позднее
двух месяцев со дня его обнаружения.
Названной статьей предусмотрен
и иной срок давности привлечения
к административной ответственности
за нарушение законодательства РФ о
внутренних морских водах, территориальном
море, континентальном шельфе, об исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
о защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного,
таможенного, налогового, валютного, экологического
и ряда других законодательных актов.
Он составляет один год со дня совершения
административного правонарушения,
а при длящемся правонарушении -
один год со дня его обнаружения.
Законодательство закрепляет
систему "гибкого реагирования"
на административные правонарушения и
не требует, чтобы всякое правонарушение
обязательно влекло административную
ответственность даже в пределах
давностного срока. При малозначительности
совершения административного правонарушения
судья, орган (должностное лицо), уполномоченный
решать дело, может вообще освободить
нарушителя от административной ответственности
и ограничиться устным замечанием.
Это положение закона означает, что
судья, орган (должностное лицо), полномочный
решать дело по существу, имеет право
применить к нарушителю такое
средство воздействия, которое не является
административным наказанием и не относится
к мерам общественного воздействия.
При этом вполне очевидно, что устные
замечания, сделанные правонарушителю,
не влекут юридических последствий.