Концепция электронное правительство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей внедрения ИКТ в административные и иные ветви власти за рубежом и в Российской Федерации, поиск проблем препятствующих внедрению и возможные методы их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Дать определение электронного правительства и государства.
2. Анализ завершенной Федеральной целевой программы «Электронная Россия», анализ нормативной базы по построению электронного правительства, поиск проблем внедрения концепции и возможные пути их решения.
3. Изучить построение электронного правосудия в России.
4. Анализ.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция Электронное правителсьво (Автосохраненный).docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность рассматриваемой  мной темы заключается в том, что  в современном информационном обществе возникает потребность в новой  организации взаимоотношений государства  и гражданина. При рассмотрении темы я акцентировал свое внимание на завершенной Федеральной целевой программе «Электронная Россия» и анализировал её итоги. Также анализировались НПА такие как, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", научные статьи различных авторов по затронутой теме. Я считаю, что данная тема является одной из важнейших проблем, рассматриваемых курсом административного права, т.к. скорость реализации проектов автоматизации государственных организаций играет большую роль для жизни всех граждан государства.

Исследованию данной проблемы уделили внимание такие ученые как  Н.Н Федосеева, С.Л. Кузнецов,  И.Л. Бачило др.  Поэтому я считаю, что степень разработанности достаточно высокая.

Объект исследования –  электронное правительство как  новый механизм взаимодействия власти и общества.

Предмет исследования –  экономические и властные отношения  государства и граждан (в том  числе организаций).

Целью курсовой работы является исследование особенностей внедрения  ИКТ в административные и иные ветви власти за рубежом и в  Российской Федерации, поиск проблем  препятствующих внедрению и возможные  методы их решения.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих  задач:

1. Дать определение электронного правительства и государства.

2. Анализ завершенной Федеральной целевой программы «Электронная Россия», анализ нормативной базы по построению электронного правительства, поиск проблем внедрения концепции и возможные пути их решения.

3. Изучить построение электронного правосудия в России.

4. Анализ

Методологической основой  исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой.

Эмпирическую  основу работы составляют выводы исследователей, работавших над изучением данной концепции, выводы сделанные в рамках прошедшей ФЦП «Электронная Россия», собственные обобщения автора.

Теоретической основой к курсовой работы являются исследования отечественных учёных как М.Г. Васькова, Ю.Н. Соколов, А. Голобуцкий , О. Шевчук.

Нормативной базой работы служат такие законы как, Федеральный  закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Постановление Правительства РФ о федеральной целевой программе  «Развитие судебной системы России» от 20 ноября 2001 г. N 805, проект Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целью  и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Концепция электронного государства и правительства.

1.1 Понятие и сущность  электронного правительства и  государства.

В современном информационном обществе возникает потребность  в новой организации взаимоотношений  государства и гражданина. Научно-технологический  прорыв в сфере ИКТ предоставляет  нам широкий спектр возможностей для более эффективного использования  и набора уже сформировавшихся услуг  гражданам, организациям, бизнесу и  более быстрому обмену и взаимодействию информации между органами всех ветвей власти и исполнительной власти в  частности. Эта концепция выражает сущность распространенному на западе словосочетанию e-government что в переводе на русский язык звучит как электронное правительство.

Существует много определений  данной концепции, рассмотрим некоторые  из них. Распространено определение  электронного  правительства как  новый способ предоставления услуг в сфере государственного управления с помощью новейших информационных технологий (в первую очередь с помощью сети Интернет) и средств обработки информации и осуществления электронного документооборота. Согласно определению Gartner Group, электронное правительство — это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ1. Похожее определение дает С.Л. Кузнецов, электронное правительство подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь сети Интернет, для улучшения взаимоотношении и развития связей между государственными службами и гражданами2. По мнению Ю. Ирхина, прямой перевод словосочетания «e-government» не вполне раскрывает сущность рассматриваемого явления. Точнее было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себе технологии интернет-взаимодействия между органами власти с одной стороны и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой3.

Фактически речь идет об электронном государстве, электронном  государственном аппарате, электронной  инфраструктуре государства, государстве  информационного общества и о  самом этом обществе, которое также  превращается в информационное, приобретая совершенно новые и прежде несвойственные ему черты4. Электронное правительство не является заменой или альтернативой обычному правительству, оно лишь призвано перевести колеса общества на современный путь развития, который трудно представить без повсеместного внедрения ИКТ. Говоря о электронном правительстве стоит, однако, учитывать что речь ведется не только о одной из ветвей государства (исполнительной) а о построение нового типа государства вообще, то есть о аппарате государства, новой информационной инфраструктуре, и о самом обществе.

Концепция электронного государства  подразумевает  реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа  в предоставлении услуг  и информации для населения - посредством  использования  информационных и  телекоммуникационных технологий (преимущественно  Интернета), структурную перестройку  функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

Концепция электронного государства  предусматривает переход не только  к электронному правительству,  но также становление электронного  правосудия и электронного парламента. В России также имеется опыт  перехода к электронным сервисам  в данной сфере. Исследователи выделают 3 стадии формирования e-governement:

  1. Стадия публичности. На этой стадии информационные технологии позволяют предоставлять гражданам государства всю интересующую их информацию  об ОИВ, их деятельности структуре, издаваемых ими актах. Реализация этой стадии осуществляется при помощи создания государством веб-сайтов министерств и ведомств. Что повышает открытость и демократичность власти.
  2. Стадия on-line транзакции. На второй стадии государство приступает к предоставлению некоторых услуг в режиме on-line. Основная задача данной стадии уменьшить объем бюрократического завала ведомств.
  3. Стадия активного участия. На заключительной стадии государство обеспечивает активное участие граждан в интерактивном управлении государством путем взаимодействия с министерствами и ведомствами различных уровней. Граждане принимают непосредственное участие в разработке, обсуждении, реализации НПО.

Концепция электронного правительства  включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения  между государственными службами и  гражданами (G2C - government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business); государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government)5. Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. электронное правительство должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года6. В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется. Так же существенной проблемой является низкая доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема – оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке. Из-за недоступности информации и незаинтересованности, служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка. Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время. В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, увеличив степень самообслуживания граждан. Однако электронное правительство начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему7. Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема. Появление ЭП – это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства. «Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным. По сути, создание ЭП – это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции и взяточничества.

Предоставлять услуги для  населения в интегрированном  виде по сети Интернет. Помимо того, чтобы  просто оказывать услуги по Интернету, не заставляя граждан тратить  время на стояние в очередях, организации  могут предоставлять интегрированные  услуги и дополнительные возможности. Вместо того чтобы посещать несколько  различных контор или несколько  разных веб-сайтов для получения  какого-либо официального разрешения, граждане и частные компании могут  совершить все операции в одном  месте, доступ к которому открыт 24 часа в сутки и 7 дней в неделю8.

Перестроить взаимоотношения  с населением. Вместо того чтобы  предоставлять одинаковые услуги всем гражданам, государственные учреждения могут использовать новые информационные технологии, чтобы учитывать индивидуальность людей и предоставлять персонализированные  услуги. Граждане становятся более  ответственными за свои взаимоотношения  с государственными службами и вновь  обретают доверие к государственному сектору.

Способствовать развитию экономики. Государственные учреждения могут помочь частным компаниям  выйти в Интернет, а также оказать  им содействие в использовании электронных  средств. Иногда для этого могут  потребоваться консультации или  материальные стимулы. Частные компании, занимаясь электронной коммерцией, могут не только пользоваться преимуществами своей близости, например, к местным  потребителям, но и расширяться и  выходить на новые мировые рынки. Это также способствует повышению  уровня профессиональной подготовки и  занятости на местах.

Выработать разумные законы и разумную политику. Информационное общество ставит перед законодателями множество новых проблем, среди  них — идентификация граждан  и удостоверение их личности, конфиденциальность, защита данных, вопросы юрисдикции в киберпространстве, налогообложение  электронной коммерции, а также  так называемые кибер-преступность и кибер-терроризм. Государство должно гибко создавать новое законодательство, порождая доверие ко всем видам электронных операций и сохраняя равновесие между необходимостью экономического развития и обеспечения конфиденциальности информации.

Перспективы для граждан:

Граждане все в большей  степени ожидают от государственных  служб, что те будут действовать  подобно коммерческим организациям9. Раз в США и многих других странах люди могут купить билет на самолет или в театр по Интернету, то они хотят таким же образом продлить регистрацию автомобиля или заплатить налоги. Им нужен удобный, мгновенный доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они желают получать доступ к услугам из дома, с работы или из любого другого места. И они не хотят никаких ограничений на то, какие средства будут использованы для получения этого доступа — персональный компьютер, WebTV1, мобильный телефон или какое-либо портативное устройство.

Граждан также не интересует, какая группа чиновников или какое  официальное лицо отвечают за ту или  иную государственную программу  или вид услуг для населения. Чтобы предоставлять населению  персонализированное обслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность доступа ко всей информации и всем услугам через один интегрированный  источник. С помощью веб-порталов и электронных магазинов, через  которые люди получают доступ к Интернету, можно создать единый интерфейс  для всех государственных организаций, скрыв их сложную внутреннюю структуру.

Кроме того, единая точка  доступа позволяет гражданам  лучше выразить свое отношение к  тому, что они ожидают от государственных  служб и в чем нуждаются. Благодаря  этому люди могут более активно  участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах, поскольку они могут взаимодействовать  с государственными службами и получать доступ к публичной информации, официальным  документам, а также к протоколам административных органов. Если человеку некогда сходить в муниципалитет  или на заседание какого-либо комитета, чтобы принять участие в публичных  слушаниях, то вместо этого он может  отправить электронное письмо или  поместить сообщение в дискуссионном  форуме в Интернете.

Перевод документооборота, оказания услуг, предоставления информации, несет в себе цель облегчить и  ускорить сам процесс обработки  запросов, избавить государственное  управление от излишний бюрократии, значительно  снизить уровень коррупции на всех уровнях (ведь без личного взаимодействия уменьшается шанс дачи взятки должностному лицу, и сама система предоставляет  возможность каждого следить  за действиями чиновников в режиме on-line), снизить издержки старой, менее эффективной системы распорядительной власти, автоматизации административно-управленческих процессов, как в масштабах отдельных субъектов, так и в масштабах целой страны. Также эта концепция предполагает перейти на качественно новый уровень отношений между ОИВ, создание единой системы обработки запросов между различными ведомствами, что в свою очередь решит столь актуальную для нашей страны проблему взаимопонимания и выработки совместных  не противоречащих друг другу действий отдельных ОИВ и ОМС.

Таким образом, ЭП имеет следующие  основные цели10:

-оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

-повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

-поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

Информация о работе Концепция электронное правительство России