Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда-ются законодателем.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.
Нормативно-правовой акт
является основным, важнейшим, существенным
источником права. Источник права получило
широкое распространение в XIX веке,
стало предметом исследования в
отечественной теории государства
и права. Выделяется два главных
способа образования норм права.
Первый проистекал из решающего участия
государства в создании правовой
нормы. Это был наиболее распространенный
способ. Прямое предписание, власти устанавливало
законы, обязательные для всех членов
общества. Но некоторые нормы могут
возникать и без
Цель курсовой работы: изучение понятия, сущности, места и значение нормативно-правового акта в Российской Федерации, а также их видов
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть общетеоретическую
основу нормативно-правового
2) Определить классификацию
3) Изучить законотворческий
4) Провести анализ современного
состояния обеспечения
Глава 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
1.1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отли-чие от других источников права
Нормативно-правовой акт является одним из основных источни-ков права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Дру-гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова-нии общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи-руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, на-циональных и международных отношений в данный исторический пе-риод.
Нормативно-правовой акт -- это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, ко-торым адресован. Это акт правотворчества, результат деятель-ности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государ-ства становятся общеобязательными. [5, с. 239]
Мировая юридическая наука
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще-ственного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господ-ство права, не может помириться с таким положением дела. Как толы она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставит на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы».
Переход к всеобщему нормативному
регулированию осуществляется эволюционно.
Вначале нормативное
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой акт
Правотворчество -- это деятельность, направленная на подготов-ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опо-средованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное
Государственное правотворчество
выражается в установлении, изменении
или отмене норм права в определяемом
законом порядке. К нему примыкает
также нормотворчество
2. В нормативно-правовых актах
содержатся только нормы права,
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи-мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер-жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу-дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны-ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ-никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро-ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
3. От нормативно-правового акта
как источника права следует
отличать источники правоведения, или
источники нашего знания о пра-ве. Мы черпаем
сведения о нормах права из различного
рода сборников
законодательства, из исторических правовых
памятников, из произве-дений профессиональных
юристов. Все это источники нашего познания
правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).
Итак, нормативно-правовой акт -- это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.
1.2. Виды нормативно-правовых актов
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объ-ему и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные
акты. Юридическая сила нормативно-правовых
актов является наиболее существенным
признаком их классификации. Она
определяет их место и значимость
в общей системе
В соответствии с теорией и практикой
правотворчества акты вышестоящих
правотворческих органов
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативным актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
--на акты общего действия, охватывающие
всю совокупность отношений
на акты ограниченного действия -- распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий стихийных бедствий). [5, с. 246]
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-
Закон ? главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулирован следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения
законы принимаются высшими
представительными органами
государства или самим народом в результате
референдума;
законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
законы принимаются в особом
законодательном порядке, что не
присуще подзаконным
законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламен-том, неконституционным, однако отменить его может только законода-тельный орган; [5, с. 247]
5)законы представляют собой
ядро всей правовой системы
госу-дарства, они обусловливают структуру
всей совокупности нормативно-
правовых актов, юридическую силу каждого
из них, субординацию нормативно-правовых
актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение
законов в системе норматив-но-
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детали-зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от-ношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы прини-маются и действуют в строгом соответствии с конституционными акта-ми, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты ? это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие ин-тересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
По своему содержанию подзаконные
акты, как правило, являются, актами
различных органов
Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация