Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:50, курсовая работа
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.
Введение……………………………………………………………………..
Понятие трудового стажа: виды
1. 1 Общий трудовой стаж…………………………………………………
1. 2Специальный трудовой стаж…………………………………………..
1. 3Непрерывный трудовой стаж………………………………………….
1. 4 Страховой стаж………………………………………………………...
Порядок исчисления трудового стажа
2. 1Общие правила начисления трудового стажа…………………………
2. 2Начисление трудового стажа при переходе на
другую работу и работы в странах СНГ………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Понятие трудового стажа: виды
1.
1 Общий трудовой стаж……………………………
1.
2Специальный трудовой стаж…………
1.
3Непрерывный трудовой стаж…………
1. 4 Страховой стаж………………………………………………………...
Порядок исчисления трудового стажа
2. 1Общие правила начисления трудового стажа…………………………
2. 2Начисление трудового стажа при переходе на
другую работу и работы в странах СНГ………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………
Введение
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.
Понятие «страховой стаж» является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.
Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.
Поэтому целью данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.
Трудовой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.
Актуальность данной темы очевидна, так как трудовой стаж - это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.
Задачи курсового исследования:
- дать понятие трудового стажа, раскрыть его содержание и значение;
-
рассмотреть основные виды
- описать порядок исчисления, суммирования и подтверждения различных видов трудового стажа.
Объектом курсового исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисления и подтверждения.
Структура
курсовой работы состоит из введения,
шести глав, заключения и списка использованной
литературы.
1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА: ВИДЫ
1. 1.
ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ
СТАЖ.
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях. Под трудовой деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж, понимаются:
любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации);
иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию;
работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера;
индивидуально-трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; творческая деятельность членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.);
творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89 Закона);
военная служба и другая приравненная к ней служба (ст. 90 Закона); время привлечения осужденных к оплачиваемому труду (включается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, п. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);
время участия граждан, признанных в установленном порядке безработными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6. 1 постановления Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. № 21 "Об утверждении Положения об организации общественных работ");
работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, которая включается в общий трудовой стаж с 1 января” 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. К общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, относятся: учеба - подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре). Причем форма обучения (дневная, вечерняя или заочная) не имеет значения. Период обучения включается в общий трудовой стаж независимо от того, предшествовала ли учебе какая-либо трудовая деятельность (ст. 91 Закона);
уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым (если нуждаемость в постоянном постороннем уходе установлена заключением лечебного учреждения); время ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним ребенком в возрасте до Д 8 лет;
уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности; срок полномочий депутата Государственной Думы, который засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ; временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; пребывание под стражей и в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; период выплаты пособия по безработице, а также время переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
гражданам в возрасте 16 лет и старше, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР, а также других государств, находившихся в состоянии войны с СССР. В общий трудовой стаж засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории при условии, что они не совершили преступления в этот период (ст. 95 Закона);
период проживания в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. ), который засчитывается в общий трудовой стаж, кроме случаев совершения преступления в указанный период. Период пребывания в блокадном Ленинграде засчитывается в общий трудовой стаж независимо от каких-либо возрастных ограничений.
Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий трудовой стаж. Суммарная продолжительность всех этих периодов и составляет содержание общего трудового стажа, с учетом которого назначается тот или иной вид пенсии.
В большинстве
случаев продолжительность
2.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ
СТАЖ
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан. В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона) включаются:
время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела. В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности. Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности.
Юридическое
значение специального трудового стажа
заключается в том, что он является
основным юридическим фактом при
определении права на пенсию по старости
на льготных основаниях в связи с особыми
условиями труда, а также в связи с работой
на Крайнем Севере. С учетом специального
трудового стажа назначаются пенсии за
выслугу лет. Пенсионное обеспечение за
выслугу лет предусматривается Законом
РФ "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" от 20 ноября 1990 г. (для работников
здравоохранения, педагогических работников,
работников летно-подъемного состава
гражданской авиации и др. ). Законом РФ
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для
военнослужащих, работников МВД, работников
прокуратуры, налоговой полиции и др. ).
Выслуга лет является особым видом специального
трудового стажа. Виды деятельности, включаемые
при исчислении выслуги лет, определяются
непосредственно в законе (ст. 18 Закона
от 12 февраля 1993 г. ), а также специальными
нормативными актами по каждой категории
граждан, имеющих право на пенсию за выслугу
лет: например, постановлением Совета
Министров - Правительства РФ "О порядке
исчисления выслуги лет, назначения и
выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин, либо службу
в органах внутренних дел, и их семьям
в Российской Федерации" от 22 сентября
1993 г. № 941, постановлением Правительства
РФ "О порядке исчисления выслуги лет,
: назначения и выплаты пенсий работникам
органов и учреждений прокуратуры Российской
Федерации и ихсемьям" от 12 августа
1994 г. № 942, постановлением Правительства
РФ "О порядке исчисления выслуги лет,
назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим службу в федеральных
органах налоговой полиции, и их семьям"
от 20 февраля 1995 г. № 155идр.