Материальные и не материальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде. В условиях информационной экономики адаптация является, прежде всего, информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Не материальный активы предприятия.rtf

— 476.54 Кб (Скачать файл)

Введение.

Успех и долгосрочная устойчивость фирмы в современном мире во многом определяется степенью ее адаптации к ускоряющейся и усложняющейся динамике изменений, происходящих во внутренней и внешней среде. В условиях информационной экономики адаптация является, прежде всего, информационно-интеллектуальным и социально-психологическим процессом. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей и большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих в себя объекты интеллектуальной собственности.

Интеграция России в мировое экономическое пространство сдерживается низким научно-технический уровнем производственной сферы, изношенностью материальных активов и дефицитом финансовых ресурсов для их модернизации, но она не оставляет иного выбора  отечественным производителям, кроме как поиска возможностей интенсивного использования существующего интеллектуального потенциала, который является, наверное, единственным фактором, который можно мобилизовать в короткие и завоевать устойчивое положение на российском и международном рынках. Являясь базой формирования нематериальных активов фирмы, интеллектуальная собственность играет все большую роль в формировании и повышении стоимости фирмы на рынке.

К сожалению, в отечественной практике понятие нематериальных активов у многих руководителей и специалистов слишком прямо ассоциируется с неосязаемостью, абстрактностью их реальной стоимости. До последнего времени в графе «Нематериальные активы» большинства российских предприятий значился прочерк или незначительные  цифры.

В данной курсовой работе я хотела бы рассмотреть признаки и характеристики объектов не материальных активов, а так же подходы к оценке объектов индивидуальной собственности. 
Глава 1. Определение и структура нематериальных активов

Термин «материальный» (англ. - tangible) происходит от латинского   «tangere» и означает «касаться, осязать», иными словами все то, что имеет материальную, осязаемую сущность.  В свою очередь, «нематериальный» (англ. - intangiblе) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

В практической работе следует учитывать следующие принципы классификации и формирования нематериальных активов:

1. По степени участия в производстве:

    • функционирующие (работающие) нематериальные активы, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;
    • нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.

2. По степени отчуждения:

    • отчуждаемые - полностью передаваемые при их продаже, передаче, аренде;
    • неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.

3. По степени влияния на финансовые результаты предприятия:

    • объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;
    • объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.

4. По степени правовой защищенности:

    • нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);
    • нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями).

5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:

    • единоличные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;
    • паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
    • приобретенные со стороны - то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Тот факт, что объекту учета можно вменить некоторое учетное наименование, указывает на то, что он идентифицируем и распознаваем. Момент идентификации, по оценке многих специалистов, весьма спорен. Тем не менее, к нематериальным активам могут быть отнесены объекты, отвечающие следующим условиям.

1. Отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;

2. Возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

3. Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

4. Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

5. Организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

6. Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

7. Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.  
Глава 2. Сущностные признаки и характеристики объектов нематериальных активов

Многочисленность нематериальных активов и сложность их классификации требует большого внимания при отнесении к тому или иному виду

нематериальных активов.

Закон  Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. 5351-1.

Авторское право обозначает право на произведение, на изготовление и распространение его копий либо самим автором, либо с разрешения автора, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать в течение всей жизни и 50 (пятидесяти) лет после смерти доход, который приносит его произведение.

Авторское право распространяется на произведения оригинальные обнародованные и не обнародованные произведения науки, литературы, искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Объектом авторского права выступают:

  • литературные, драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и т.д.;
  • программы для ЭВМ.

Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

2.1. Патент на изобретение.

«Патентный закон» Российской Федерации от 23.09.92 №3517-1.

Патент является юридически закрепленным исключительным правом пользования, производства и продажи продукции на основе патента на период, предусмотренный законодательством (действует в течение 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство). Распространяется на новые и обладающие существенными отличиями технические решения задачи, дающие  положительный экономический эффект.

Объектом патента на изобретения является:

    • устройство;
    • способ;
    • вещество;
    • штамм микроорганизма;
    • культуры клеток растений и животных;
    • применение ранее известных устройств, способа, вещества, штамма по новому назначению.

2.2. Промышленный образец.

«Патентный закон «Российской Федерации от 23.09.92 №3517-1.

Промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид продукции или услуги. При наличии перечисленных условий имеет правовую защиту. Относится к сфере дизайна (страйлинга) и характеризуется новизной, оригинальностью. Декоративная сторона изделия может быть выражена в форме, структуре или цвете, причем изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. В этом случае оно охраняется законом о промышленной собственности. Если же изделие существует в единичной экземпляре и не воспроизводится промышленным способом, то охраняется законом об авторском праве («копирайтом»).

Промышленные образцы подтверждаются патентом на промышленный образец. Срок защиты патента  - 5 лет.

2.3. Коммерческая тайна («Ноу-хау»)

Перечень информации, относящийся к коммерческой тайне определяется внутренним положением предприятия. Только предприятие обеспечивает сохранность информации относимой к коммерческой тайне. Государственное регулирование распространения информации относящейся к коммерческой тайне ограничивается «Перечнем сведений конфиденциального характера», утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. В соответствии с п.5 настоящего документа, к сведениям конфиденциального характера (коммерческой тайне) относятся «сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна)», а также «сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них». Из представленных определений видно, что действующее законодательство никак не ограничивает предметный характер информации, составляющей коммерческую тайну и не берет на себя обязательство по защите прав владельцев информации, относящейся к коммерческой тайне. 

2.4. Товарный знак

Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.92 №3520-1

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.  Кроме  того, товарный знак выполняет следующие функции:

  • указывает покупателю на качество товара (услуги);
  • позволяет распознать тот или иной товар (услугу);
  • позволяет определить владельца товара (услуги);
  • выделяет данный товар (услугу) среди аналогичных.

Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.92 №3520-1

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.

2.5. Лицензия

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.,12 мая 2000 г.)

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Информация о работе Материальные и не материальные активы