Антикризисное управление в туристической отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности антикризисного управления на туристских предприятиях
Задачи:
• Охарактеризовать причины и последствия, разновидности кризисов
• Выделить причины, влияющие на кризис на предприятии
• Обосновать цель антикризисного управления
• Описать этапы программы антикризисного управления
• Проанализировать показатели финансового положения и результатов деятельности туристского предприятия

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие «кризис» , его сущность и классификация
1.1 Кризис и его виды.……………………………………………….…………..6
1.2 Стадии развития кризиса…………………………………………………….7
1.3 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях…………………………………………………………………………..9
1.4 Особенности антикризисных процедур……………………………………11
1.5 Антикризисная программа………………………………………………….12
Глава 2 Антикризисное управление туристической фирмы
ЗАО «ИННА ТУР»
2.1 Общая характеристика туристической фирмы ЗАО «ИННА ТУР»……..20
2.2 Анализ кризисной ситуации в туристической отрасли…………………...24
2.3 Анализ кризисной ситуации на предприятии ЗАО «ИННА ТУР»…….25
2.4 Разработка предложений по разрешению кризиса
туркомпании «ИННА ТУР»……………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа АКУ.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский Государственный  Социальный Университет

Факультет социального управления

Кафедра социального менеджмента  и туризма

Специальность «менеджмент  организации»

Специализация «гостиничный и туристический бизнес»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:  «Антикризисное управление»

На тему:

« Антикризисное управление в туристической отрасли»

 

 

 

                                            

 

 

  Выполнила:  студентка 4 курса

группы МОТ-Д-4

                                                                                                 Рувинская А.А.  

 Научный  руководитель: к.э.н., доцент

Жилкин Игорь  Валерьевич

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1  Понятие «кризис» , его  сущность и классификация

1.1 Кризис и  его виды.……………………………………………….…………..6

1.2 Стадии развития кризиса…………………………………………………….7

1.3 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях…………………………………………………………………………..9

1.4 Особенности антикризисных процедур……………………………………11

1.5 Антикризисная программа………………………………………………….12

Глава 2  Антикризисное  управление туристической фирмы 

ЗАО «ИННА ТУР»

2.1 Общая  характеристика туристической фирмы  ЗАО «ИННА ТУР»……..20

2.2 Анализ  кризисной ситуации в туристической  отрасли…………………...24

2.3 Анализ кризисной ситуации  на предприятии ЗАО «ИННА ТУР»…….25

2.4 Разработка  предложений по разрешению кризиса

 туркомпании  «ИННА ТУР»……………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………30

Литература……………………………………………………………………….31

 

 

Введение

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.  

Туризм  среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики в большей  степени подвержен воздействию  внешних факторов. В этом смысле влияние глобального финансового  кризиса на мировую туристскую индустрию  не является исключением, и, конечно, большинство  специалистов говорят о негативных последствиях нестабильности мировой  экономики для дальнейшего развития туристского бизнеса.

Проблемы предотвращения банкротства предприятий, их выживания  в обстановке кризиса очень беспокоят  все российское общество, с учетом финансово-экономического кризиса 2008-2009 года острота данной проблемы возросла в разы, таким образом, тема данного исследования является весьма актуальной. Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане.  Как показала практика, система мер, именуемая антикризисным менеджментом, в случае ее успешного практического применения действительно способна помочь терпящим бедствие компаниям. Но еще более эффективна она при осуществлении мероприятий, направленных на своевременное предотвращение кризисных явлений, на оздоровление экономики предприятия, на упрочение его финансов.

Некоторые считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства  на ранних стадиях ее возникновения  и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают  подобный подход неприемлемым.

          Данная курсовая работа посвящена тому, чтобы рассмотреть развитие системы антикризисного управления современной организацией.

Объект исследования: система антикризисного управления современной организацией.

Предмет исследования: развитие системы антикризисного управления предприятием «Инна-Тур».

Цель исследования: изучить особенности антикризисного управления на туристских предприятиях

Задачи:

• Охарактеризовать причины и последствия, разновидности кризисов

• Выделить причины, влияющие на кризис на предприятии

• Обосновать цель антикризисного управления

• Описать этапы программы антикризисного управления

• Проанализировать показатели финансового положения и результатов деятельности туристского предприятия

• Путем анализа выявить критические показатели финансового положения организации

• Дать рекомендации по совершенствованию антикризисного управления я на туристских предприятиях

Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится цель и  задачи, которые необходимо решить в процессе исследования, указываются  объект и предмет исследования.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов выбранной  темы курсовой работы, в ней раскрываются понятие и сущность кризиса, а  также анализируются основные проблемы в кризисных ситуациях на предприятии.

Во второй главе рассматриваются  практические аспекты, в частности  дается экономическая характеристика анализируемого предприятия ООО  «Инна-Тур», и проводится анализ эффективности  менеджмента на предприятии. А так же разрабатывается концепция стратегического управления персоналом в ООО «Инна-Тур» в период кризиса, и обосновывается стратегия организационных изменений.

В заключении представлены выводы по проведенной работе.

 

 

 

 

Глава 1 Понятие «кризис», его сущность и классификация.

    1. Кризис и его виды

«Кризис»  (греч.) – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

Кризис на предприятии – это  процесс изменения, разрушения сложившейся  структуры связей, отношений, выходом из которого может стать либо заново сформированная структура связей, отношений либо ликвидация предприятия.

Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации:

  • угроза целям и ценностям;
  • сокращение времени на реакцию;
  • необходимость неотложности, срочности действий;
  • помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукции к потребителю.

Названные и другие признаки приближения  кризиса находят обобщающее выражение  в снижении рентабельности, превращении  деятельности предприятия в убыточную.

Виды кризисов:

Рассмотрим классификацию по целям  предприятия находящимся под  угрозой в связи с кризисом. Это позволит нам в дальнейшем определить кризис стратегий, кризис результатов  и кризис ликвидности. Различают стратегический кризис (кризис стратегий), при котором потенциал предприятия оказывается подорванным, либо разрушенным и нет возможности создать новый;

кризис результатов (оперативный кризис), когда предприятие несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса;

кризис ликвидности – растущие убытки грозят потерей платежеспособности.

Банкротство – неликвидность и/или дефицит бюджета предприятия.


1.2 Стадии развития кризиса

I. Ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т. д.);

II. Промежуточная – нехватка оборотных средств. Приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы;

III. Поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты.

Большинство российских предприятий  находится в кризисной ситуации, не менее трети из них – на поздней стадии кризиса. На 20% предприятий  нет инвестиций, «проедается» основной капитал – все имеющиеся средства, включая амортизационные отчисления, направляются на оплату труда и пополнение оборотных средств.

Выделяют две группы проблем:

  • функциональные, которые могут решаться путем изменения образа действий персонала
  • системные, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия.

При реформировании экономики изменениям подвержены и внутренняя, и внешняя  экономическая среда, что требует  адекватных изменений в реализации функций управления, начиная с  целеполагания и кончая планированием, организацией, мотивированием деятельности.

К основным системным проблемам  относятся:

  • отсутствие долговременной стратегии, ориентация на краткосрочные результаты;
  • неготовность к изменениям спроса и появлению на рынке высокотехнологичной, высококачественной конкурентной продукции;
  • старение производственного аппарата, падение технологической дисциплины;
  • снижение квалификации персонала, его мотивации;
  • преобладание личных интересов менеджеров при возрастании их влияния;
  • недостаточное знание конъюнктуры рынка, в особенности будущего (как покупателей, так и поставщиков);
  • устаревшая структура управления, низкий уровень менеджера.

Следует различать управление предприятием в условиях потенциально возможного и наступившего кризиса. В первом случае должна быть создана система превентивного управления, позволяющая своевременно обнаруживать сигналы о формировании внутренних и внешних факторов и процессов, способных вызвать кризис, предвидеть его наступление.

Такая система базируется на результатах  прогнозирования внешней и внутренней экономической конъюнктуры, разработке на этой основе долгосрочных и среднесрочных  планов и активном встречном управлении, обеспечивающем своевременное погашение  потенциально возможных негативных тенденций.

Система превентивного управления должна опережать  и предотвращать  неплатежеспособность и несостоятельность  предприятия, обеспечивать устойчивое развитие предприятия на траектории экономического роста.

1.3 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях

 

 Профессор А.Г. Грязнова характеризует антикризисное управление как систему управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, носящей стратегический характер и позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и усилить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.1

Антикризисное управление заключается  в минимизации потенциального риска  нормальной работе организации. 
 
Таким образом, Антикризисное управление направлено на предотвращение кризиса путем проведения организационных изменений, обеспечивающих единство действий основных групп лиц, заинтересованных в достижении целей организации, членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления – выхода из кризиса с минимальным ущербом для организации.

В условиях наступившего кризиса нужны  механизмы, меры, направленные на поиск  путей выхода из него, достижение «точки безубыточности», постепенного наращивания  уровня рентабельности. Очевидно, что  для этого понадобятся средства для покрытия неизбежных убытков, обоснования  и реализации системы мероприятий, которые делятся на тактические  и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие неэффективных подразделений, сокращение персонала, производства и т. д.) и наступательными (маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, модернизация управления и пр.). оперативные мероприятия присущи «реактивному антикризисному менеджменту», который направлен на планирование и внедрение мероприятий, целью которых является восстановление докризисного состояния.

Информация о работе Антикризисное управление в туристической отрасли