Инновационный менеджмент в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Роль инноваций в антикризисном управлении…………………………...4
Глава 2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении………………………………………………………….7
Глава 3 Инновационные стратегии в антикризисном управлении………………13
3.1. Понятие инновационной стратегии…………………………………………...13
3.2. Осуществление инновационной стратегии в кризисных условиях для промышленных фирм………………………………………………………………14
Глава 4. Инновационная политика государства…………………………………..23
4.1 Государственная инновационная стратегия антикризисного развития: опыт зарубежных стран и российские перспективы……………………………………23
4.2 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса……………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Основной.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Инновационный менеджмент в антикризисном  управлении 
 
 

Оглавление 
 

Введение………………………………………………………………………………2

Глава 1. Роль инноваций в антикризисном управлении…………………………...4

Глава 2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в         антикризисном управлении………………………………………………………….7

Глава 3 Инновационные стратегии в антикризисном управлении………………13

3.1. Понятие инновационной  стратегии…………………………………………...13

3.2. Осуществление инновационной стратегии в кризисных условиях для промышленных фирм………………………………………………………………14

Глава 4. Инновационная политика государства…………………………………..23

4.1 Государственная  инновационная стратегия антикризисного  развития: опыт зарубежных стран и российские перспективы……………………………………23

4.2 Формирование  инновационных инфраструктур как  условие выхода из кризиса……………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список  использованной литературы………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

         Проблема долговременного и устойчивого развития организаций является одной из основных в экономической науке. Изменения в рыночной среде требуют создания адекватного механизма управления, с помощью которого можно повысить эффективность производства. Необходима многогранная система мер антикризисного управления организацией. Одним из ключевых механизмов такого управления является освоение инноваций.

         Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научноисследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

    Термин "Антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название "антикризисного".

  Под государственной инновационной  политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия  государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

  Государственная инновационная политика должна создать  необходимые и достаточные условия  для расширения, ускорения и повышения  эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Роль инноваций в антикризисном управлении 

     Любая социально-экономическая система  достигает успеха своей деятельности, если она находится и состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

     Особенно  актуальна эта проблема для экономики  нашей страны. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

          Необходимо отметить, что объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.

                На российском рынке условия для перехода к активной инновационной стратегии сложились относительно недавно. Развитый спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск путей повышения уровня потребления, отдается предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства. Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. В создавшихся условиях необходимым элементом успешной реализации инновационных процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности.

                Наряду с совокупностью внешних по отношению к предприятию элементов среды, обуславливающих необходимость перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия. Самое главное изменение - ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создания собственных для проведения маркетинговых исследований. Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих.

               Эффективному противодействию кризисам также способствует развитая инновационная инфраструктура, которая, в самом общем виде, представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие элементы системы, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий, как, например, строящийся в настоящее время современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий «Сколково». Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

                  Антикризисное управление не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде. 

Глава 2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в         антикризисном управлении 

     Процесс формирования эффективной системы  инновационного управления зависит  от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

     Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

     • сложившийся ранее уровень развития производства;

     • состояние механизма и системы  управления;

     • тип и ориентация организационной  структуры;

     • тенденции экономической и инновационной  политики;

     • понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

     Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

     факторы собственно инновационного процесса как  самостоятельного объекта управления;

     • факторы внутренней среды;

     • факторы внешней среды.

     Первая  группа факторов представляет собой  совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

     Состав  второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся  в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т. д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

     Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности эрой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

     1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

     2) поиск этой группой разнообразных  источников информации, как внутри-, так и внефирменных;

Информация о работе Инновационный менеджмент в антикризисном управлении