Обоснование группировки сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуации вызванных разрушительным землетрясением на территории Респу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:08, магистерская работа

Краткое описание

Риск ЧС – не объект, и не может, следовательно, являться объектом управления. Риск не может функционировать, и у него нет результатов функционирования: управлять риском невозможно. Риск - это мера опасности объекта (количественная или качественная). Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.

Содержание

Термины и определения …………………………….


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………

Раздел 1.
Анализ территории Республики Таджикистан (г. Курган - тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением..............

1.1.
Краткая характеристика землетрясений ……………………..

1.2.
Методика оценки рисков землетрясений и их последствий

1.3.
Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возможные ЧС…………………………………………………..

1.4.
Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС…………………………………………

1.5.
Выводы по разделу…………………………………………….

Раздел 2.
оценка возможной обстановки при возникновении разрушительного землетрясения

2.1.
Состав и содержание методики оценки……………………

2.2.
Проведение оценки возможной обстановки………………

2.3.
Расчёт сил и средств ликвидации ЧС………………………

2.4.
Выводы по разделу…………………………………………….

Раздел 3.
Рекомендации по созданию группировки сил и средств ликвидации ЧС

3.1.
Общие положения и рекомендации по созданию группировки сил и средств


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………


Приложения……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Магистерская диссертация Халимов исправленная.doc

— 7.97 Мб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

   

Стр.

 

Термины и  определения …………………………….

 
 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………

 

Раздел 1.

Анализ  территории Республики Таджикистан (г. Курган - тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением..............

 

1.1.

Краткая характеристика землетрясений ……………………..

 

1.2.

Методика оценки рисков землетрясений и их последствий

 

1.3.

Анализ физико-географических условий и социально-экономических характеристик города Курган-Тюбе на возможные ЧС…………………………………………………..

 

1.4.

Оперативное управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС…………………………………………

 

1.5.

Выводы по разделу…………………………………………….

 

Раздел 2.

оценка  возможной обстановки  при возникновении разрушительного землетрясения

 

2.1.

Состав и содержание методики оценки……………………

 

2.2.

Проведение оценки возможной обстановки………………

 

2.3.

Расчёт сил и средств ликвидации ЧС………………………

 

2.4.

Выводы по разделу…………………………………………….

 

Раздел 3.

Рекомендации  по созданию группировки сил и  средств ликвидации ЧС

 

3.1.

Общие положения и  рекомендации  по созданию группировки сил и средств

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………

 
 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………

 
 

Приложения……………………………………………..

 

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

 

Республика  Таджикистан – государство в Средней Азии. На севере граничит с Узбекистаном и Кыргызстаном, на востоке  с Китаем, на юге  с Афганистаном, на западе с Узбекистаном. Площадь –143100 км кв. Горы занимают 93% территории, более половины территории находится на высоте более 3000 м. В восточной части страны расположены Памирские горы и большая часть Памирского плато. На северо-востоке находится высочайшая точка – Пик Коммунизма (7498 м). Большие ледники питают многочисленные горные реки. Главные реки – Сырдарья, протекающая через Ферганскую долину, часть которой лежит на севере Таджикистана, Зеравшан, протекающая на северо-востоке, а также три притока Амударьи – Вахш, Пяндж и Кофарнихон. Население страны  составляет более 6 млн. человек. Этнические группы представлены таджиками – 64,9%, узбеками – 25%, русскими – 3,5%, так же киргизами, украинцами, немцами, корейцами, туркменами. Язык преимущественно таджикский и русский. Столица – Душанбе. Климат континентальный, январские температуры в долинах колеблются около 0° С, в высокогорьях опускаются до -27 °C, июльские температуры варьируют от 23° С до 30° C. Осадков на равнинах выпадает 150 - 300 мм в год, а выше 1000 м над уровнем моря 700 мм и более (до 3000 мм в высокогорьях).

Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне  при Правительстве Республики Таджикистан – является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, осуществляющий руководство единой государственной политикой в области подготовки и защиты населения, объектов экономики и территории Республики Таджикистан от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, организующий координацию всего комплекса общегосударственных, правовых, оборонных и других мероприятий, направленных на защиту населения, объектов экономики и территории Республики Таджикистан от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае возникновения военных действий. Разрабатывает план гражданской обороны и защиты населения, экономики и территории страны в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Штабы по чрезвычайным ситуациям и  гражданской обороне областей, городов и районов – орган управления гражданской обороны при местном исполнительном органе государственной власти.

Землетрясения – подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами), или (иногда) искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок). Небольшие толчки могут вызываться также подъёмом лавы при вулканических извержениях.

Магнитуда землетрясения – количественная характеристика (по шкале Рихтера) излучаемой очагом сейсмической энергии, пропорциональная нормированному на эпицентральное расстояние десятичному логарифму амплитуды наибольших колебаний грунта, записанных при прохождении сейсмических волн.

Интенсивность землетрясения – оценка воздействия землетрясения в баллах 12-балльной шкалы, определяемая по макросейсмическим описаниям разрушений и повреждений природных объектов, грунта, зданий и сооружений, движений тел, а также по наблюдениям и ощущениям людей.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Риск возникновения  чрезвычайной ситуации (риск ЧС)  
вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска ( ГОСТ Р 22.0.02-94. )

Риск ЧС – не объект, и не может, следовательно, являться объектом управления. Риск не может функционировать, и у него нет результатов функционирования: управлять риском невозможно. Риск - это мера опасности объекта (количественная или качественная)

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы – совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Республику Таджикистан называют страной землетрясений. Изучением этого природного явления занимается с 2010 г. Институт геологии, сейсмостойкого строительства и сейсмологии Академии наук Республики Таджикистан (ИГССС АН РТ) 

Территория  Таджикистана относится к одному из самых высокосейсмичных районов мира. На протяжении последних ста лет здесь было три очень крупных, катастрофических землетрясения: Каратагское 1907 года, Сарезское 1911 года и Хаитское 1949 года. На территории республики очень велик сейсмический риск. Поэтому мониторинг землетрясений, попытки их прогноза очень актуальны.

Повышение эффективности  в борьбе  с опасным природным явлением становится государственной задачей первостепенной значимости, успешное решение которой будет способствовать максимальному снижению отрицательного влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на жизненный уровень населения Республики Таджикистан и степень социально-экономического развития государства в целом.

Это обстоятельство является ключевым при разработке стратегии Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан (КЧСГО ПРТ) и при планировании всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от землетрясений.

Поскольку реализация сейсмического  события большой интенсивности  в 7-9 баллов по шкале МMSK-86, весьма высока, мы должны суметь спрогнозировать примерный объём возможных сейсмических разрушений и их интенсивность в основных муниципальных образованиях. Именно эта информация должна позволить нам правильно спланировать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по ликвидации последствий возможного разрушительного землетрясения, подготовить необходимые силы и средства, провести их эшелонирование и распределение в пределах вероятной зоны ЧС, а так же быть готовыми к незамедлительному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

Для получения вышесказанной, абсолютно необходимой информации, нам потребуется узнать ожидаемый объём и уровень разрушений, найденный исходя из оценки сейсмостойкости  для основного объекта застройки в каждом городе, или крупном населённом пункте.  Данную информацию мы можем получить с помощью практического применения действующих сейсмических норм и методик для оценки сейсмостойкости типовой застройки.

 В случае если данный тип застройки удовлетворяет требованиям сейсмического районирования, для зоны с заданным уровнем бальности, то эту застройку мы можем считать сейсмостойкой, то есть имеющей наименьшую вероятность разрушения при заданной интенсивности землетрясения.

Исходя из этого, в данные районы не будут планироваться основные силы, материальные и финансовые ресурсы. Что позволит нацелить их в районы с застройкой, не отвечающей строительным нормам и правилам (СНиП) по сейсмостойкости.

За основу планирования действий по предупреждению и ликвидации ЧС в случае разрушительного землетрясения нами взят крупный исторический, культурный и быстро развивающийся областной центр Таджикистана.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные научные и практические компетенции выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации:

Актуальность обусловлена наличием высокой вероятности наступления разрушительного землетрясения, которое может привести к жертвам, разрушениям и большому ущербу в ряде районов как на территории Республики Таджикистан, так и сопредельных с ним государств.

Цели исследования:

1. Провести анализ  территории Республики Таджикистан  (г. Курган-Тюбе) на возможные ЧС, вызванные разрушительным землетрясением.

2. Провести оценку  возможной обстановки  при возникновении разрушительного землетрясения.

3. Разрабатывать рекомендации по созданию группировки сил и средств ликвидации ЧС.

Объектом исследования является обоснование группировки сил и средств достаточной для ликвидации ЧС вызванных разрушительным землетрясением.

Предметом исследования является сложившаяся в результате разрушительного землетрясения возможная обстановка в г. Курган-Тюбе.

Новизна исследования заключается в проведении анализа фактических исходным данным и оценки возможной обстановки сложившейся          г. Курган-Тюбе в результате разрушительного землетрясения с применением современного методического аппарата в данной области знаний.

Практическая  значимость заключается в разработке рекомендаций по составу группировки сил и средств при планировании действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и внедрению их в практической деятельности штабов ЧСГО области и города.

Результативность работы КЧСГО ПРТ, штабов ЧСГО и служб ГО зависит от важных и решающих факторов:

планирование, предусматривающее  составление и тщательную проработку перечня, планов работ и мероприятий по привлечению людских ресурсов, финансированию и поставке оборудования;

законодательство, обеспечивающее исполнение планов аварийных и других работ, устанавливающее порядок и процедуру объявления ЧС, определяющее обязанности государственных структур и специально изданных или издаваемых органов, усиливающее власть местных государственных администраций, гарантирующих финансовое обеспечение и материально-техническое снабжение;

финансирование, осуществляемое по установленным правилам или закону о ЧС, регламентирующих, как права по расходованию государственных средств и резервных фондов, компенсации по различным видам страхования, так и меры по контролю за оптовыми и розничными ценами, отмене таможенных пошлин на поставки в порядке оказания помощи;

организацию и оперативное  руководство аварийно-спасательными работами, а также контроль и координацию выполнения плановых, защитно-предупредительных или ремонтно-восстановительных мероприятий, связанных с деятельностью как специальных служб и подразделений, так и ведомств, организаций и учреждений общего назначения;

международное сотрудничество, позволяющее не только рассчитывать на получение гуманитарной помощи, но и открывающее новые перспективы в области разработки и использования передовых технологий, методов и средств борьбы в условиях ЧС;

систему связи, обладающую высокой надежностью, необходимой  разветвленностью и позволяющую осуществлять экстренную передачу предупреждений или других сведений как внутри республики, так и за ее пределами;

прогноз и предупреждение, качество и своевременность которых  связаны с точностью предсказания, продолжительностью времени от момента предупреждения до момента совершения события, что позволяет уменьшить разрушительные последствия бедствия при планировании соответствующих мероприятий и степени их осуществления;

ущерб и его оценка, позволяющие принимать обоснованные решения, определять потребности в  поставках, в наличных деньгах, в продовольствии и др. ресурсы, причем быстрота и точность оценок влияют на своевременность принятия решений и их эффективность;

медико-санитарную помощь в условиях ЧС, связанную с организацией работы медицинских пунктов и больниц, проведением комплекса мер по сортировке, транспортировке и непосредственному лечению пострадавших, а также осуществление эпидемиологического надзора, контроля над вспышками заболеваний и распространением их возбудителей;

Информация о работе Обоснование группировки сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуации вызванных разрушительным землетрясением на территории Респу